Реализация индивидуального подхода в условиях модульной технологии обучения

Разделы: Социальная педагогика


Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой обучающийся работает с учебной программой, состоящей из модулей. Модуль – это часть учебной программы, которая включает в себя целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Реализация модульного обучения представляет дополнительные возможности совершенствования учебного процесса, в частности, его индивидуализации – более полный учет индивидуальных особенностей обучаемых. К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Обучаемость – это общие умственные, а также специальные способности. Общие умственные способности требуются для осуществления учащимися учебной деятельности. К ним относятся способности запоминания учебного материала, логические операции, творческое мышление.

Реализация индивидуального подхода при использовании модульной технологии обучения возможна в нескольких направлениях:
I – первое направление это – дифференциация содержания обучения. Содержание обучения может быть представлено 3 программами А, В, С.
А – соответствует минимальному уровню усвоения учебного материала и рассчитано  на   обучающихся с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных знаний, имеющих пробелы в знании пройденного материала.
Программа В предназначена для обучающихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям, прилежанием, организованностью, стремлением использовать рациональные приемы учения.
Программа С в содержательном аспекте представляет собой углубленный вариант(профильное обучение). Представленные в программе задания нередко выходят за рамки школьного учебника, поэтому их выполнение невозможно без обращения ученика к дополнительной литературе. Программа рассчитана на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.

II – второе направление это – учет индивидуального темпа усвоения материала. Предлагаемые обучающимся задания рассчитаны в среднем на 2 спаренных урока при обучении по любой программе (А, В, С). Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов они могут свободно переходить от одной программы к другой, более сложной, в зависимости от самооценки своих возможностей и степени познавательного интереса. Это один из способов создания положительного отношения к учебе, формирование положительной мотивации. На практике встречаются и случаи переоценки своих возможностей. Тогда ученик переходит от сложной программы к более простой. В этом случае ему необходима моральная поддержка учителя или своих товарищей.
Третье направление – индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе могут быть предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений, позволяющих своевременно оказывать помощь друг другу.
Четвертое направление – организация индивидуального контроля. Каждый модуль включает входной и итоговый (выходной) контроль. Входной контроль может быть представлен в виде системы заданий нарастающей трудности. В зависимости от полученных результатов школьникам рекомендуется та или иная программа работы. Выходной же контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний. Если уровень усвоения недостаточен для выполнения контролирующих заданий, то ученик возвращается к изучению предыдущих учебных элементов. В общем виде процесс модульного обучения может быть представлен несколькими этапами:

  • первичное изучение учебного материала и усвоение обучающимися общего плана учебной деятельности (лекции);
  • входной контроль;
  • самостоятельная проработка учебного материала;
  • систематизация учебного материала;
  • итоговый контроль.

После прослушивания и проработки лекционного материала на следующем уроке обучающимся выдают задания входного контроля, которые должны быть выполнены за определенное время.
Обучающиеся выполняют задания последовательно, начиная с программы А и заканчивая программой С. В зависимости от полученного результата учащийся работает над учебными элементами той или иной программы. Если же он не справился с заданиями входного контроля программы А (минимум), то должен вновь проработать материал лекции и учебника.

Планирование по темам
1. Лекция «Основные виды показательных уравнений и способы их      решений « (Приложение 1)
2. Модульный урок по теме «Основные виды показательных уравнений и способы их решений»  (Приложение 2)
3. Лекция «Основные виды логарифмических уравнений и способы их решений  « (Приложение 3)
4. .Модульный урок по теме «Основные виды логарифмических уравнений и способы их решений»  (Приложение 4)

Список литературы.

  1. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа [Текст]: учебное пособие для 10-11 класса/ Башмаков М.И. - М.: Просвещение, 1992. – 351с.
  2. Бородуля И.Т. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения) [Текст]: пособие для учителя/ Бородуля И.Т. - М.: Просвещение, 1984. – 112с.
  3. Будаева Н. Показательные уравнения [Текст]: Будаева Н. //  Математика. – 2002. - № 27-28. – С.25.
  4. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения [Текст]: Бурцева О.Ю.  // Биология в школе. – 1999. - №5. – С.14.
  5. Зив Б.Г. Голдич В.А. Алгебра и начала анализа 11 класс. [Текст]: /Зив Б.Г. Голдич В.А.  дидактические материала 1-е издание – СПб.: “ЧеРо – на – Неве”. - 2002. – 88с.
  6. Саакян С.М., Гольдман М.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов [Текст]: /Саакян С.М., Гольдман М.М., Денисов Д.В.  – М.: Просвещение. - 1990. – 186с.
  7. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. [Текст]: / Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г.  – М.: Просвещение. - 1991. - 208с.
  8. Студенецкая В.Н., Гребнева З.С. Математика. Решение задач [Текст]: / Студенецкая В.Н., Гребнева З.С. – Издательство “Учитель”. – 2003. –164 с.
  9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. – Технология модульного обучения в школе [Текст]: / Третьяков П.И., Сенновский И.Б.  – Практико-ориентированная моно градация – М.: Новая школа. – 2001. – 352с.
  10.  Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология [Текст]:  Шамова Т.И.  // Биология в школе. – 1994. - №5. – С.18.
  11.  Шамова Т.И., Перминова Л.И. Основы технологии модульного обучения [Текст]:  Шамова Т.И., Перминова Л.И. // Химия в школе. – 1995. - №2. – С.23.
  12.  Яковлева О., Н.Кондратьева, М. Семенова. Модернизация образования: модульное обучение  [Текст]: Яковлева О., Н.Кондратьева, М. Семенова.  // Математика 2004. - №15. – С.11.