Цель: формировать ценностное отношение к совместной деятельности по открытию способов обозначения звука [й,] в групповой работе.
Этапы |
Цель |
Д/П |
Д/О |
Результат |
Организационный момент. | Эмоциональный настрой. | Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Нас ждут новые открытия. Проверьте, всё ли готово к уроку? Работать мы будем в группах. | Настроились на урок. Проверяют готовность к уроку. Сидят группами. | Готовность обучающихся к уроку. |
Актуализация знаний. | Создание ситуации необходимой для воспроизведения знаний. | 1.- Что написано на доске? - У вас на парте лежат большие листы бумаги и фломастеры. Посовещайтесь и запишите слова буквами. (на доске запись: [д ы н, а], [т, о т,а], [п, э л а], [к о й, к а], [б о й,], [й, у л а] ) 2. - Покажите результаты своей работы. 3. - Что вы заметили? 4. - Каждая группа объясните, почему вы так написали это слово? - Почему мы в слове койка, бой обозначили звук [й,] буквой й . - А почему же мы в слове [й, у л а] не можем его так же обозначить? |
1.- Звуковая запись слов. Обсуждают и записывают слова буквами фломастером на больших листах бумаги. 2. Представите-ли групп выносят свои листы на доску. 3. Слово [й, у л а] записано по разному. 4. - Мы написали [й,ула], потому что в начале слова мы слышим звук [й,],. - А мы написали это слово с буквой ю, потому что увидели его в учебнике. - Потому что звук [й,] обозначается буквой й, . |
1. Воспроизведение знаний об
обозначении звуков буквами. Слова записаны буквами. 2. Дети рассматривают записи на листах и сравнивают. 3. Разное написание слова юла. 4. Возникновение ситуации разрыва. Фиксация разрыва. [к о й, к а] [к о й, к а] [б о й,] [б о й,,] [й, у л а] [ю, л а] ? |
Постановка учебной задачи. | Выяснить способы обозначения звука [й,] буквами. | - Почему же звук [й] обозначается по
разному? - Сегодня мы должны выяснить как обозначается звук [й,] в разных позициях. |
- Он стоит в разных позициях? | Обозначение звука зависит от места в слове. |
Решение учебной задачи. | Пронаблюдать и выяснить в каких позициях и как обозначается звук [й,]. | 1. Прочитайте слова: якорь, ель, юг, ёжик,
протянув первый звук в каждом слове. Назовите
этот звук. - Запишите буквы, с которых начинаются слова. Под каждой буквой напишите те звуки, которые она обозначает. - Итак, что мы заметили? - Значит, если мы слышим в начале слова звуки [й, а], [й, о], [й, у], [й, э] как мы их обозначим на письме? - В какой позиции находится звук [й,]? - Нарисуем модель. 2. Запишите слова моют, поём, маяк, поеду звуками. - В какой позиции находится звук [й,] в этих словах? - Как он обозначается на письме? - Нарисуем модель. |
Дети читают хором слова и называют
первый звук [й,] Дети записывают. - В начале слова буквы е, ё, я, ю обозначают два звука. Мы будем писать буквы я, ё, ю, е. Работают в группах. Дети записывают слова звуками. - Звук [й,] находится между гласными. - На письме этот звук обозначается буквами ю, ё, е, я. Дети рисуют модель. |
Е [Й,] + [Э] Я [Й,] + [А] Ё [Й,] + [О] Ю [Й,] + [У [Й, О] Ель Ёжик Юг Якорь [М о й, у т] [П а й, о м] [М а й, а м] [П а й, э д у] О [Й,] О Ю О [Й,] О Ё О [Й,] О Е О [Й,] О Я |
Первичное закрепление. | Обозначать позиции звука [й,] буквами. | - Определите позицию звука [й,] в
словах. [С т а й, а] [Р о й,у] [Й, о л к а] [Й, э с т] - Как обозначать звук [й,] в этих словах? |
- В первом слове звук [й,] находится
между гласными. - Во втором слове звук [й,] тоже находится между гласными. - В словах ёлка и ест звук [й,] находится перед гласным. - Звук [й,] между гласными будем обозначать буквами я, ю. - Звук [й,] перед гласным обозначается буквами ё, е. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Обозначе-ние на письме звука [й,] в группах. | - Запишите эти слова буквами и проверьте в группах по моделям. | Дети записывают буквенную запись и проверяют. | Стая, рою, ёлка, ест. |
Рефлексия. | Проверить уровень сформированности определения позиции звука [й,] и обозначение его на письме. | - В каких позициях может находиться звук
[й,] в словах и как он обозначается в разных
позициях?
- Молодцы! Вы хорошо поработали в группах. На следующих уроках мы продолжим нашу работу. |
- Звук [й,] может быть в конце слова и тогда он обозначается буквой й,. - Звук [й,] может находиться перед гласным и тогда он тоже обозначается буквой й. - Звук [й,] в слове находится перед гласным и обозначается буквами е, ё, я, ю. - Звук [й,] может находиться между гласными и тогда он обозначается буквами е, ё, я, ю. |
Пользуясь моделями дети называют позиции звука [й,] и обозначение его на письме. |