Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Разделы: История и обществознание


Цель: раскрыть сущность аграрной реформы П. А. Столыпина в ходе работы с документами.

Задачи:

  • Образовательные:
    • создать модель аграрных изменений в стране, на основе предложенных документов;
    • подвести учащихся к пониманию причин, по которым аграрная реформа не была поддержана в стране.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование навыков и умений работы с историческими документами;
    • продолжить формировать умений работы группе;
    • продолжить развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы;
    • продолжить развитие монологической речи, умение отстаивать свое мнение;
    • развивать активность и самостоятельность учащихся при работе с историческими документами.
  • Воспитательные:
    • воспитывать патриотическую позицию учащихся, уважение к личности П. А. Столыпина, как крупного исторического деятеля XX в.;
    • воспитывать интерес к отечественной истории и к родному краю;
    • формировать коммуникабельность среди учащихся;
    • формировать уважение к мнению оппонента,  воспитывать чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются в группы, которые формируются по желанию учащихся заранее или идет процесс спонтанного образования групп в соответствии с раздаваемыми понятиями  при входе учащихся в кабинет. Понятия могут соответствовать пройденным темам, а на столах стоят карточки-определители, которым соответствуют понятия. (1 мин.)

2. Изучение нового материла

Рассказ учителя(10 мин. с презентацией – Приложение 1):

Аграрный вопрос в России к 1906 г. оказался неразрешен, несмотря на отмену крепостного права 1861 г. Крестьяне получили личную свободу и гражданские права, но так и не стали полными собственниками земли.
В 1902-1903 гг. С. Ю. Витте предложил начать ликвидацию общины и создал указ 1905 г.  об отмене выкупных платежей, согласно которому крестьяне пока в рамках общины становились собственниками своей земли. Политические партии в первую русскую революцию главным пунктом программ ставили «крестьянский вопрос». Владимир Ильич Ленин говорил: «Аграрный вопрос – гвоздь русской революции 1905-1907 гг.» Уже в условии революции в октябре 1906 г. были окончательно отменены подушная подать и круговая порука, расширена свобода передвижения и выбор крестьянами места жительства. Но вопрос о земле оставался острым. Этот вопрос предстояло решить П.А.Столыпину. (Приложение 1 (презентация), Приложение 2)

Задание: На столах лежат документы. Вам необходимо проанализировать их и предложить свой план изменения положения дел сельского хозяйства. Постарайтесь решить вопрос о земле. На это задание вам дается 20 минут.  (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7) Представьте себя депутатами Государственной Думы и в форме речи перед собранием изложите свою программу решения аграрного вопроса в России. Ваше выступление не должно занимать больше двух минут.

3. Работа в группах (20 мин.)

4. Выступление групп.

В процессе выступления последней группы учитель раздает на столы Приложение 8. На доске фиксируются ответы групп в виде тезисов. (10 мин.)
После выступлений группы вместе с учителем сравнивают полученные результаты с проектом реформы П. А. Столыпина.

5. Оценивание (2 мин.)

Запись учителем на доске.

5, 4 совпадения – отметка «5»
3 совпадения – отметка «4»
2 совпадения – отметка «3»

П. А. Столыпин в 1906 г. 9 ноября принял указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с передачей ему его части земли в частную собственность. Реформа продлится до 1917 года.
В XX в. проводилось большое количество реформ, но все они так и не  решили земельный вопрос в пользу крестьян. Сегодня в деревне сохраняется расслоение на зажиточных («крепких»), середняков и «никаких» крестьян. Может быть, П.А. Столыпин ставил именно эту цель перед собой, говоря: «Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

6. Домашнее задание (2 мин)

– Запишите домашнее задание.
1.  Вы получили индивидуальный комплект документов и его необходимо вклеить в рабочую тетрадь.
2. Параграф 6, выделить из текста параграфа результаты аграрной реформы П.А. Столыпина. Объяснить, почему реформа потерпит крах и земельный вопрос останется открытым на ближайшие десятилетия?