Цели урока:
- Образовательные: Закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения; совершенствование умения находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- Развивающие: Развитие внимания, мышления, речи, коммуникативных навыков.
- Воспитательные. Воспитание аккуратности ведения записей в тетрадях, чувства товарищества.
Оборудование:
- карточки для парной работы,
- схемы предложений,
- картинки весёлых человечков,
- учебник "Русский язык", Т. Г.Рамзаева.
Ход урока
1. Организация класса.
Мы работаем отлично
И сидим всегда прилично.
На уроке не шумим,
На учителя глядим.
Мы тетрадки открываем,
Что писать в них, точно знаем.
- Оформите тетради.
2. Минутка чистописания.
- Урок начнём с минутки чистописания.
- Подготовим наши пальчики к работе (массаж рук):
1. Потрите ладони друг о друга;
2. Возьмите карандаш и покатайте его между ладонями;
3. Покатайте карандаш между большим пальцем и указательным; между большим и средним; между большим и безымянным; между большим и мизинцем.
Поменяйте руки.
- На доске записаны слова. Прочитайте их.
(Сорока, ворона, воробей)
- Буква, написание которой мы будем отрабатывать, встречается во всех словах и обозначает согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук. Что это за буква? ( Р)
- Пропишите до конца строки заглавную и строчную буквы Р.
3. Работа со словами из словаря.
- На доске записаны зашифрованные слова. Расшифруйте их.
мбкойан авльбитомо жиссапар келлоктви яллея рогода ьдесз
(Называют слово и записывают в тетрадь)
- Проверьте правильность написания слов, сравнив с образцом.
(образец на доске)
- Посмотрите еще раз на эти слова. Кто скажет, какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово здесь, т.к. это наречие, а остальные слова - имена существительные.)
4. Сообщение темы и целей урока.
- Внимание на доску! Прочитайте, что сегодня главное на уроке.
(Главное на уроке: учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)
5. Закрепление знаний и умений.
а) Работа с предложением.
- Давайте обратимся к словам, с которыми мы работали на чистописании.
Составьте предложение, включив в него все эти слова.
(На деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.)
- В чем особенность данного предложения? ( Это предложение с однородными членами)
- Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
(Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
- Назовите однородные члены в этом предложении?
(Сороки, вороны, воробьи)
- Докажите, что они однородные.
- Вспомните, как связаны между собой однородные члены предложения?
(Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и , а , но)
- В этом предложении как связаны однородные члены?
(Интонацией перечисления)
- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении
(Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми)
На доску вывешивается схема: О,О,О
- Всегда ли между однородными членами ставится запятая?
(Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом И)
На доску вывешивается схема: О и О
- А есть ли такие союзы, перед которыми всегда ставится запятая?
(Да, это союзы а, но)
На доску вывешиваются схемы:
- О, а О
- О, но О
- Сформулируйте это предложение так, чтобы в нем была одна запятая.
(На деревьях сидели сороки ,вороны и воробьи.)
Физминутка. (Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями в виде игры "Веселые человечки" по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.)
б) Работа по учебнику: страница 54, упражнение № 101.
Ученик записывает предложения на доске, объясняет постановку знаков препинания и показывает, какой схеме соответствует предложение.
в) Игра "Найди предложение с однородными членами".
- Встаньте. Я буду читать предложения с однородными членами и без них. Если услышите в предложении однородные члены, то хлопнете в ладоши, если нет - то присядете.
На клумбе растут астры, георгины, гладиолусы.
На клумбе растут цветы.
В небо поднялись разноцветные шары.
В небо поднялись красные, желтые, оранжевые шары.
Человек разводит домашних животных.
Человек разводит коров, свиней, овец, коз.
г) Работа по карточкам в парах.
У вас на партах лежат карточки. Работать сейчас будете в парах. Ваша задача - прочитать предложения и поставить, где нужно, запятые. Как закончите работу - сигнализируйте.
д) "Вставь подходящий по смыслу союз".
Зимой земля отдыхает, : весной расцветает. Терпенье : труд все перетрут. Мы хотели пойти на речку, :. передумали.
- Выделенные орфограммы объясняем.
6. Итог урока. Домашнее задание. Выставление отметок.
- Что было главным на уроке?
(Учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)
- Какие правила надо знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. (Учащиеся с опорой на схемы еще раз вспоминают правила постановки знаков препинания при однородных членах.)
Домашнее задание: составить и записать 5 предложений с однородными членами.