Урок закрепления знаний и умений по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные: Закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения; совершенствование умения находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  2. Развивающие: Развитие внимания, мышления, речи, коммуникативных навыков.
  3. Воспитательные. Воспитание аккуратности ведения записей в тетрадях, чувства товарищества.

Оборудование:

  • карточки для парной работы,
  • схемы предложений,
  • картинки весёлых человечков,
  • учебник "Русский язык", Т. Г.Рамзаева.

Ход урока

1. Организация класса.

Мы работаем отлично
И сидим всегда прилично.
На уроке не шумим,
На учителя глядим.
Мы тетрадки открываем,
Что писать в них, точно знаем.

- Оформите тетради.

2. Минутка чистописания.

- Урок начнём с минутки чистописания.

- Подготовим наши пальчики к работе (массаж рук):

1. Потрите ладони друг о друга;

2. Возьмите карандаш и покатайте его между ладонями;

3. Покатайте карандаш между большим пальцем и указательным; между большим и средним; между большим и безымянным; между большим и мизинцем.

Поменяйте руки.

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

(Сорока, ворона, воробей)

- Буква, написание которой мы будем отрабатывать, встречается во всех словах и обозначает согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук. Что это за буква? ( Р)

- Пропишите до конца строки заглавную и строчную буквы Р.

3. Работа со словами из словаря.

- На доске записаны зашифрованные слова. Расшифруйте их.

мбкойан авльбитомо
жиссапар келлоктви
яллея рогода
ьдесз

(Называют слово и записывают в тетрадь)

- Проверьте правильность написания слов, сравнив с образцом.

(образец на доске)

- Посмотрите еще раз на эти слова. Кто скажет, какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово здесь, т.к. это наречие, а остальные слова - имена существительные.)

4. Сообщение темы и целей урока.

- Внимание на доску! Прочитайте, что сегодня главное на уроке.

(Главное на уроке: учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)

5. Закрепление знаний и умений.

а) Работа с предложением.

- Давайте обратимся к словам, с которыми мы работали на чистописании.

Составьте предложение, включив в него все эти слова.

(На деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.)

- В чем особенность данного предложения? ( Это предложение с однородными членами)

- Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

(Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

- Назовите однородные члены в этом предложении?

(Сороки, вороны, воробьи)

- Докажите, что они однородные.

- Вспомните, как связаны между собой однородные члены предложения?

(Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и , а , но)

- В этом предложении как связаны однородные члены?

(Интонацией перечисления)

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении

(Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми)

На доску вывешивается схема: О,О,О

- Всегда ли между однородными членами ставится запятая?

(Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом И)

На доску вывешивается схема: О и О

- А есть ли такие союзы, перед которыми всегда ставится запятая?

(Да, это союзы а, но)

На доску вывешиваются схемы:

  • О, а О
  • О, но О

- Сформулируйте это предложение так, чтобы в нем была одна запятая.

(На деревьях сидели сороки ,вороны и воробьи.)

Физминутка. (Упражнения  для глаз в сочетании с физическими упражнениями в виде игры "Веселые человечки" по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.)

б) Работа по учебнику: страница 54, упражнение № 101.

Ученик записывает предложения на доске, объясняет постановку знаков препинания и показывает, какой схеме соответствует предложение.

в) Игра "Найди предложение с однородными членами".

- Встаньте. Я буду читать предложения с однородными членами и без них. Если услышите в предложении однородные члены, то хлопнете в ладоши, если нет - то присядете.

На клумбе растут астры, георгины, гладиолусы.

На клумбе растут цветы.

В небо поднялись разноцветные шары.

В небо поднялись красные, желтые, оранжевые шары.

Человек разводит домашних животных.

Человек разводит коров, свиней, овец, коз.

г) Работа по карточкам в парах.

У вас на партах лежат карточки. Работать сейчас будете в парах. Ваша задача - прочитать предложения и поставить, где нужно, запятые. Как закончите работу - сигнализируйте.

д) "Вставь подходящий по смыслу союз".

Зимой земля отдыхает, : весной расцветает. Терпенье : труд все перетрут. Мы хотели пойти на речку, :. передумали.

- Выделенные орфограммы объясняем.

6. Итог урока. Домашнее задание. Выставление отметок.

- Что было главным на уроке?

(Учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами)

- Какие правила надо знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. (Учащиеся с опорой на схемы еще раз вспоминают правила постановки знаков препинания при однородных членах.)

Домашнее задание: составить и записать 5 предложений с однородными членами.