Цели урока: сформировать знания об особенностях климата Восточной и Северо-Восточной Сибири, систематизировать знания учащихся об особенностях формирования резко-континентального климата; закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.
Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация, атлас, учебник.
Опрос.
– Какую территорию Н. Н. Баранский сжато и ёмко охарактеризовал?
“ 1. Крайняя отдалённость от исторических центров страны.
2. Крайняя малая заселённость и прямо-таки пустынность (особенно к северу и к
югу от полосы тракта и затем железных дорог.
3. Отсутствие дворян и крепостного права.
4. Слабость промышленности и малое число рабочих.
5. Страна ссылки и каторги, в том числе политической.”
(Родную дореволюционную Сибирь.)
– С какими положениями вы согласны?
– Какой регион мы изучаем?
Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 7 вопрос: Какие аргументы “за” и “против” можно высказать относительно объединения в крупный природный район двух довольно различных в природном отношении регионов – Средней и Северо-Восточной Сибири.
В пользу объединения:
– резко-континентальный климат,
– распространение многолетней мерзлоты,
– господство лиственничных лесов на мерзлотно-таёжных почвах.
Против объединения:
– Средняя Сибирь – крупнейшая равнина, Северо-Восточная – горные системы.;
– Средняя Сибирь имеет в основании древнюю платформу, Северо-Восточная – горы
довольно молодой мезозойской складчатости.
– Запишите тему урока “Климат и воды Средней и Северо-Восточной Сибири”.
Объяснение нового материала.
– Что называется климатом?
– Назовите климатические пояса региона:
Арктический
Субарктический
Умеренный резко-континентальный
Работаем с климатограммами: каким климатическим поясам они соответствуют?
– Для какого климатического пояса характерны рекордсмены, занесённые в книгу рекордов Гиннеса? (Субарктического.)
– Назовите их? (Верхоянск и Оймякон.)
Оймякон – “Бешеная стужа” в переводе с якутского .Полюс холода северного полушария с температурой -71. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает. (Котловинный рельеф.)
Верхоянск – имеет самую большую годовую амплитуду = 100. Зимой рождается стон, и верхоянцы говорят “это стонет мать-земля”. Но летом верхоянцы умудряются выращивать арбузы, но сажают их не в землю. А на землю: грядки делают высотой 45 см., молоко верхоянских кобылиц очень жирное – 7 , из него делают превосходный кумыс.
– По карте определите суммарную солнечную радиацию для г. Якутска?
(Незначительна.)
– По изотермам определите температуру января и июля, рассчитайте годовую
амплитуду: А = 20 – (-40) = 60
Вывод: очень большие амплитуды температур и годовые и суточные.
– Какой тип климата обусловливает большие амплитуды температур?
(Резко-континентальный.)
– Определите количество осадков на севере (200 мм.) и на юге (400 мм.)
Сибири?
– Почему так мало? (В России количество осадков уменьшается с запада на
восток по мере удаления от Атлантики.)
– По карте обратите внимание на характер изотерм? (Замкнутый.)
– Почему? (Котловинный рельеф.)
– На что ещё влияет котловинный рельеф? (На температурную инверсию.)
– Дайте определение инверсии.
– Посмотрите на границы климатических поясов и сравните их с
Восточно-Европейской равниной? (Они расширяются.)
– Что ещё определяет низкие температуры зимой? (Устойчивый Сибирский
антициклон – область высокого давления.)
Итак, зима 8 месяцев плюс длительное отсутствие солнца. А лето тёплое и жаркое. На юге Сибирь получает тепла как южные районы Украины, в июле в Якутске жарче, чем в Сочи и вызревает рожь, ячмень, пшеница.
А зима?
Зимой можно слышать шёпот звёзд. В ясные зимние ночи при -45 -50 пар от дыхания замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Сталкиваясь в воздухе, задевая друг друга, они слабо шуршат. Этот шелест и есть шёпот звёзд.
– Назовите причины резкой континентальности климата:
- Положение региона на севере и в центре материка.
- Влияние Арктики.
- Удалённость от Атлантики и изолированность от Тихого океана.
- Сильное охлаждение зимой, что способствует развитию Сибирского антициклона.
- Котловинный рельеф способствует инверсии (температура поднимается на 2 на 100м. вверх).
- Большие абсолютные высоты.
Сибирь – это образ жизни. Чтобы пересечь пространство Сибири, надо попасть в другое измерение, изменить мышление, т. к. здесь климат выталкивает человека. Надо жить не в Сибири, а Сибирью.
В Сибири говорят:
100 тысяч – не деньги,
100 км. – не расстояние,
100 часов – не время.
Сибирь – место ссылки. В Тобольске отбывали каторгу декабристы – друзья и современники Пушкина.
“ Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд,
И дум великое стремленье”.
На Вилюе отбывал ссылку Чернышевский, а Достоевский говорил, что по дороге на каторгу он промерзал до сердца. На Колыме сидел Варлам Шаламов – писатель, который оставил после себя “Колымские рассказы”. В рассказе “Плотники” он пишет: “Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось, градусники рабочим не показывали, да это было не нужно, выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусников: если стоит морозный туман – значит – 40, если воздух при дыхании выходит с шумом – 45, если дыхание шумно и заметна одышка – 50, свыше -55 плевок замерзал на лету.
Подходила зима 1940/41 года, бесснежная, злая, колымская. Холод сжимал мускулы, обручем давил на виски”.
По стр.236 и рис. 97 назовите следствия резкой континентальности климата. (Мерзлота, заболачиваемость, многоводность рек.)
- На процесс почвообразование (замедляет его).
- На рельеф (при таянии мерзлоты грунты проседают, образуются термокарстовые котловины. Ледяные бугры – гидролакколиты высотой 40–30 м. – булгунняхи.)
- Наледи.
- Растёт только лиственница.
- Не даёт образовываться грунтовым водам, способствует образованию болот, озёр, многоводности рек.
Назовите и покажите реки Средней и Северо-Восточной Сибири.
Ангара – дочь Байкала, Лена – самая длинная река России = 4400км. И имеет вторую дельту в мире после Миссисипи, две Тунгуски и др.
Ответе на вопросы, каковы свойства рек?
– Многоводность.
– Замерзаемость.
– Питание (отсутствует подземное).
– Половодье.
– Бассейн океана.
– Направление течения.
Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 3 вопрос: “Определите, как следует описываемое природное явление: “…На реке в это время каждый год из-за таяния снега бывает самый высокий уровень воды, так что пойма вся затоплена”. (Половодье.)
Судоходство на реках осложняется большой продолжительностью ледового источники водоснабжения. Т. К. зимой из-за многолетней мерзлоты они лишаются питания за счёт подземных вод. В связи с этим во многих местах приходится для водоснабжения использовать подмерзлотную воду, добываемую с помощью глубоких скважин.
Ото льда реки начинают вскрываться с верхнего течения, поэтому образуются торосы, из-за которых происходят наводнения. Спасатели взрывают льдины.
Реки Сибири – центры исторических событий.
17 апреля 1912 г. Россию потрясло событие, получившее название “Ленский расстрел”. На берегах Лены, в глухой тайге, на приисках золотопромышленного товарищества была открыта стрельба по почти трёхтысячной колонне рабочих, намеревавшихся вручить жалобу прокурору о притеснениях начальства и петицию об освобождении арестованных товарищей.
270 рабочих погибли, 250 было ранено.
“Слух обо мне пройдёт по всей Руси великий
И назовёт меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
тунгус…”
Кто такие тунгусы? При царизме тунгусов считали бродячим инородцами. Они кочевали, ставя на привалах дымные шалаши, “чумы”, заболевшего лечил знахарь. Шаман, который бил в бубен, изгонял злых духов. Грамотных среди эвенков не было вовсе. Сейчас у них свой округ – Эвенкийский. А пророчества великого поэта сбылись: в любом книжном магазине эвенки могут купить томик Пушкина на эвенкийском языке.
Домашнее задание
Выполнить практическую работу на стр. 235, вопрос 2 в виде таблицы, параграф 40.