Урок-исследование "Вода в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, формировать представления учащихся о трех состояниях и круговороте воды в природе, рассмотреть причины загрязнения водоемов и меры по сохранению чистоты воды, воспитывать бережное отношение к воде, формировать коммуникативные навыки учащихся при работе в группах.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию воды. В работе примут участие: химики, экологи, медики, журналисты. У каждой группы есть лист для записи наших исследований (Приложение 1).

Работа по теме урока:

1) “Мозговой штурм”.

“Вода на Земле” (каждая группа называет формы пребывания воды на Земле: океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, и записывает их маркером на ватмане).

На вопрос: какая бывает вода? Каждая группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д. Молодцы!

2) Видеофрагмент о воде.

А сейчас, прошу внимание на экран. Как вы думаете, почему воду назвали “возницей природы?” (Ответы детей). Она связывает все, что есть на Земле в единое целое. Без воды не было бы жизни на Земле.

3) Работа в исследовательских листах.

1) Что такое вода?

2) Какая она бывает? (Ответы детей на вопросы)

4) Опыты по выявлению свойств воды.

1. “Вода прозрачная”

Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2. “У воды нет запаха”

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

3. “У воды нет вкуса”

Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать для сравнения сок. А морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Может ли ее пить человек? (Ответы детей)

(Опыты проводят учащиеся из группы химиков)

4. “Вода - жидкая, может течь”

Дети берут 2 стаканчика - один с водой, другой - пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Почему вода льется?

(Ответы детей)

5. “В воде одни вещества растворяются, а другие нет”.

Дети кладут в один стакан с водой обычный песок и пробуют его размешать ложкой, Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан с водой дети кладут ложку сахарного песка и размешивают.

Что произошло? В каком из стаканов песок растворился? Затем другие учащиеся размешивают акварельные краски (у каждого своя) в стаканах с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась)

5) Работа в исследовательских листах.

Учащиеся делают выводы и записывают свойства воды.

6) Видеофрагмент “Капля воды”.

Какую химическую формулу имеет вода? (Записывают в исследовательских листах H2O)

Вода - уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое.

Вода о себе говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

Как вы это понимаете?

Вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.

7) Работа в исследовательских листах.

Учащиеся отвечают на вопросы: где можно наблюдать воду в твердом состоянии? (Лед, снег) В жидком состоянии? В газообразном? (Пар). Что такое круговорот воды? Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

8) Игра “Ты - мне, я - тебе”.

А теперь немного поиграем.

Журналисты говорят фразеологизмы о воде, ребята из других групп объясняют значения: 1. Как капли воды; 2. Как рыба в воде; 3. Как в воду кануть; 4. В рот воды набрать; 5. Выйти сухим из воды; 6. Как в воду глядеть (ребята из разных групп задают друг другу вопросы о воде).

9) Сообщение медиков о действии воды на организм человека.

Вода входит в состав тканей, без нее невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды - 3 дня. Вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.

Давайте попробуем это сделать. (Каждый юный исследователь пьет воду из своего стаканчика мелкими глотками). Понравилось ли вам пить воду именно так, правильно? (Ответы детей)

11) Работа в исследовательских листах (значение воды для человека).

12) Сообщение экологов.

Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Как люди охраняют воду от загрязнений? Как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей). Как можно решить экологические проблемы реки? (На ватмане записываются предложения детей).

13) Работа в исследовательских листах (выводы по теме).

14) Подведение итогов урока.

Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке? (Ответы учащихся)

Рефлексия: Как вы себя чувствовали, работая в группах? Покажите сигнальными карточками.

Если урок понравился, покажите карточку с солнышком. Если урок не очень понравился, то – карточку с месяцем. Все – молодцы! Спасибо вам за урок!

Приложение 1