Краеведение зародилась в глубокой древности. Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя подходящих методов исследования, как в географии. По сути объект и методы изучения географии и краеведения совпадают, в задачу которой входит всестороннее, синтезированное изучение края. В краеведении, так же как в географии, предметом изучения является территория, местность. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.
Приведу пример из опыта работы, применяемый в рамках недели географии в школе.
Цели:
- создание условий для творческого развития школьников;
- формирование активной личности через знание культуры родного края;
- расширение кругозора знаний по краеведению.
Ход игры
I. РАЗМИНКА
В центре огромной прекрасной России,
В городе том, что Ижевском зовем,
Всех под крыло свое собирает
Светлый уютный наш дом!
Звучит музыка. Ведущая выходит с конвертом, в котором лежат задания.
- Составить пословицы из предложенных карточек; (Приложение 1)
- Отгадать загадки; (Приложение 2)
- Назвать перевод слов с удмуртского на русский язык. (Приложение 3)
II. ДАНЕТКИ
Ведущая загадывает объект, который изображен на фотографии (растения или животные Удмуртии, лес, река и т.д.). Фотография лежит в красочном сундучке. С помощью вопросов ребята должны отгадать что изображено на фотографии.
III. ВИКТОРИНА
Загадывание вопросов, которые выберут ребята. На доске таблица с номерами вопросов, ребенок вычеркивает любые три номера. Всего 10-20 ячеек с номерами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Каждый номер таблицы содержит вопрос, ведущий зачитывает вопросы после вычеркнутой ячейки. (Приложение 4)
IV. СЦЕНКА
Инсцинировка удмуртской сказки «Три топора» Показывают Костя и Дима.
После просмотра ответиь на вопрос: «Чему учит главный герой сказки? Какие человеческие качества раскрываются в простом человеке?»
V. НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
Игра при помощи кубика и фишек. Количество участников до 10 человек.
Если фишка попадает на цветные поля, то по условию игры нужно назвать:
- на синее поле – воды Удмуртии: реки, пруды, родники и т.д;
- на черное поле – почвы или полезные ископаемые края;
- на желтое поле – выдающиеся люди Удмуртской Республики.
Старт – в Ижевске, финиш – на реке Кама.
VI. ИТОГ
При подведении итогов мероприятия ведущая поощряет самых активных и внимательных участников: В Удмуртии растет много орешника. Орех – зрительный образ трудного вопроса в жизни. Крепкие вопросы не расколешь без особых усилий. И каждый из вас сделал свой выбор кто-то побеждал, а кто-то скромничал и боялся. Пусть это только игра, но в жизни вам придется колоть орешки покрепче.