Цели:
- обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания об основных событиях и явлениях мировой истории XIX века;
- развивать способности анализировать и обобщать изученный материал, формулировать выводы;
- способствовать воспитанию качеств, необходимых для совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация «Мир в XIX веке».
Условия конкурса:
- Конкурс состоит из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Основная часть конкурса состоит из вопросов, объединенных в группы. Каждой команде предоставляется право выбрать один из вопросов в каждой группе.
- Участвуют 2 команды по 3 - 5 человек, каждая команда имеет группу поддержки.
- Право первого выбора вопроса получает команда, капитан которой выйдет победителем в конкурсе капитанов.
- Если команда затрудняется дать ответ на очередной вопрос, право дать ответ получает вторая команда.
- В ходе конкурса каждая команда имеет право один раз обратиться за помощью к своей группе поддержки, в случае затруднения с выбором правильного ответа.
- В эпилоге участвуют только группы поддержки команд. За правильные индивидуальные ответы дается 1 балл, а общая сумма баллов в каждой группе присоединяется к общей сумме баллов, набранной их командой.
- Победителем в конкурсе признается команда, набравшая больше баллов.
- Команда, набравшая более 45 баллов, получает сертификат, дающий право на получение оценки «5» по истории для каждого участника команды.
- Команда, набравшая более 40 баллов, получает сертификат, дающий право на получение оценки «4» по истории для каждого участника команды.
Ход мероприятия
I. Пролог (конкурс капитанов)
Задание: вставить пропущенные буквы в словах.
Абол…ционизм, индустр…ализация, м…тр…полия, м…литаризация, па…ифизм, р…си…м, эман…ипация, м…нополия, …мнибус, …миграция.
II. Основная часть.
Первая группа вопросов «Человек».
- В 1863 г. в Лондоне открыли первую в мире подземную дорогу. Как называлась компания, строившая эту дорогу, по названию которой стала именоваться эта дорога? (Метрополитен)
- Как назывался этот (изображение на слайде презентации), появившийся в нач. 19 в., вид городского транспорта в США и в России? ( в США – трамвай, в России – конка)
- Кринолины, корсеты, шаровары. С каким явлением в жизни людей 19 века связаны эти понятия? (изменения в женской моде).
- Фраки, сюртуки, цилиндры. С каким явлением в жизни людей 19 века связаны эти понятия? (изменения в мужской моде).
Вторая группа вопросов «Наука».
- Этот ученый в 1831 г. заметил, что, если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, в ней появляется электрический ток. Современники называли его «повелителем молний». Как звали этого ученого? ( Фарадей)
- Этот ученый на основании обобщения огромного ботанического и зоологического материала пришел к заключению, что вся живая природа не была сотворена Богом, а постепенно формировалась в процессе эволюции. Как звали этого ученого? (Дарвин)
- «Пастеризованное молоко». Почему мы так говорим? Опыты какого ученого позволили создать методы стерилизации и пастеризации продуктов? (Луи Пастер)
- Маркони и Попов. Что связывает имена этих ученых 19 века? (Изобретение радио)
Третья группа вопросов «Культура».
- Что объединяет эти картины? Назовите художников и названия картин. (Романтизм. «Расстрел повстанцев» Гойя и «Свобода, ведущая народ» Делакруа)
- Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской богоматери». Действие романа происходит в средневековом Париже, охваченном народными волнениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрыты в образах нежной и мечтательной Эсмеральды, доброго и благородного Квазимодо». Кто автор этого романа? (Виктор Гюго)
- Что объединяет эти картины? Назовите художников и названия картин. ( Реализм. «Дробильщик камней» Курбе и «Сборщицы колосьев» Милле)
- «Боль и страдания испытывает всякий, кто откроет «Приключения Оливера Твиста». «Добрая старая Англия» беспощадна к маленькому Оливеру, ведь он родился в работном доме, где «мастера смерти» убивали детей голодом, побоями, каторжными работами». Кто автор этого романа? (Чарльз Диккенс)
Четвертая группа вопросов «Исторический деятель»
- О ком идет речь? Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, основание банка). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи. (Наполеон)
- О ком идет речь? Происходил из старинного дворянского рода, получил университетское образование, был послом в России. Это был человек бурного темперамента, обладавший неукротимым бойцовским характером. Он производил сильное впечатление на современников, которым казалось, что мощный, гвардейского роста юнкер, может во имя защиты своих взглядов скинуть сюртук и пойти на баррикады. «Сильный всегда прав» – его жизненный принцип. (Отто фон Бисмарк)
- О ком идет речь? Живая легенда итальянского народа, бесстрашный патриот, посвятивший свою жизнь освободительной борьбе. Организовал поход «тысячи» своих бойцов, одетых в красные рубашки, в Сицилию на помощь повстанцам. (Джузеппе Гарибальди)
- О ком идет речь? В 1860 г. стал 16 президентом США от республиканской армии. В годы Гражданской войны предпринял ряд решительных мер для победы в войне, среди которых самой главной была – отмена рабства. Был убит в театральной ложе сторонником рабства. (Авраам Линкольн)
Пятая группа вопросов «Историческая карта».
- Какие события отображены на карте? (Объединение Италии)
- Какие события отображены на карте? (Объединение Германии)
- Какие события отображены на карте? (Разгром империи Наполеона)
- Какие события отображены на карте? (Образование независимых государств в Латинской Америке)
Шестая группа вопросов «Внешняя политика»
- По какому принципу образован ряд? Австро-Венгрия, Германия, Италия. (Страны, входящие в «Тройственный союз»)
- По какому принципу образован ряд? Англия, Франция, Россия. (Страны, входящие в «Антанту»)
- По какому принципу образован ряд? 1898 г.; 1899-1902 гг.; 1904-1905 гг. (Годы первых войн за передел мира)
- По какому принципу образован ряд? 1882 г.; 1907 г. (Годы образования двух военно-политических блоков «Тройственный союз» и «Антанта»)
Седьмая группа вопросов «Что бы это значило?»
- Чартизм. Иллюстрация «Чартисты несут петицию в парламент» (Движение за избирательную реформу в Англии)
- Аболиционизм. Иллюстрации «Отправка негров-рабов, проданных с аукциона, к новым хозяевам», «Джон Браун» (Движение за отмену рабства в Америке)
- Индустриализация. Иллюстрация «Чугунолитейный завод в Англии в 30-е гг. ХIX в.» (Создание крупной, технически развитий промышленности)
- Пацифизм. Иллюстрация, с изображением сцены сражения, перечеркнутая крест-накрест словами «Peace!» (Антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны)
III. Вопросы для групп поддержки.
- В 1825 г. талантливый самоучка, сын кочегара Джордж Стефенсон построил дорогу, которая соединила два английских города – Стоктон и Дарлингтон. Что это была за дорога? (Железная дорога)
- 17 августа1807 года в США огромная толпа людей, уверенных в неудаче, стояла на берегу реки Гудзон и смеялась над затеей Фултона. Что же происходило в этот день в США? (Испытание парохода «Клермон»)
- 4 июня 1783 года во Франции происходило испытание, в котором участвовали петух, утка и баран. Что испытывали эти отважные «испытатели»? (Воздушный шар-монгольфьер)
- В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина)
- А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка)
- В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф)
- В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня)
- В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)
- В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры)
- «Полет длился всего 12 секунд, но это было впервые в истории человечества, что машина с человеком на борту поднялась в воздух собственной силой» - писал один из братьев Райт – Орвилль. О каком событии он писал? (Первый полет на планере с бензиновым двигателем)
IV. Подведение итогов.
Все вопросы конкурса подготовлены на основе учебника «Новая история» для 8 класса - Новая история, 1800-1913: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.- 6-е изд.– М.: Просвещение, 2002.