ЦЕЛИ:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе, с малыми формами фольклора (песенка-закличка); формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки - заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические понятия (любовь и бережное отношение к родной природе, знание традиций русского народа).
Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л.А. Ефросинина; карточки для индивидуальной работы; медиапроектор, слайды; чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
слайд 1
У. Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с произведениями Георгия Скребицкого; узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а также будем учиться читать правильно, быстро и выразительно.
II. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
У. Сейчас ранняя весна, кругом тает снег, капает с крыш. А когда на деревьях распустятся листья и будут цвести цветы – это поздняя весна.
слайд 2
– Представьте, что вы находитесь поздней весной на этой лесной поляне. Здесь много цветов. Вы наслаждаетесь ароматом цветущих растений. Закройте глаза и вот перед вами ландыши. Сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). А вот сирень. Снова сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
У. Кто просыпается весной от зимней спячки? (медведь, барсук, разные насекомые: жучки, паучки, букашки).
У. Хотите послушать, как рычит медведица?
слайд 3
У. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м], подражая им.
Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам.
III. Интонационная разминка.
1. Работа по карточке.
У. Назовите правильно название произведения, которое написано у вас на карточке?
– Как понимаете значение слова «приятель»?
– Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом произведении?
2. Чтение про себя стихотворения В. Левина «Мой приятель – воробей» с карточки.
слайд 4
У. А вот и наш приятель – воробей!
– О ком рассказывается в этом стихотворении?
– Какое вызывает оно у вас настроение?
– Как вы думаете, с какой интонацией надо его читать? (весёлой, шуточной)
– За что мальчик любит воробья? (потому что он не улетает никуда)
– Как называют птиц, которые улетают от нас осенью на зиму в тёплые страны? (перелётные)
– А которые не улетают? (неперелётные, зимующие)
У. А теперь давайте для того, чтобы прочитать текст выразительно, сделаем разметку текста, пользуясь схемой-опорой. Посмотрите на слайд, вспомните обозначения.
слайд 5
3. Выполнение разметки самостоятельно, пользуясь схемой-опорой. Проверка с доски.
слайд 6
У. А теперь прочитайте выразительно. (2 ученика)
– С какой интонацией надо его читать? (весёлой, радостной)
У. Нас радует в природе всё и любое время прекрасно по-своему, а весна особенно. Весной оживает вся природа.
IV. Упражнения для преодоления трудностей в чтении.
слайд 7
А. «Скороговорка».
– Пара птиц порхала, порхала, да выпорхнула (1 ученик; хором, в быстром темпе).
слайд 8
Б. «Слово рассыпалось».
Слово рассыпалось, буквы смешались,
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите:
Буквы скорее на место верните!
– Как вы понимаете значение слова капель?
Капель – падение капель от таяния снега во время оттепели.
– Послушайте, как звучит капель.
слайд 9 – звон весенней капели
В. Развитие оперативной памяти:
слайд 10
игра «Фотограф»
– А теперь, попробуйте запомнить все слова на доске, сфотографируйте их так же быстро, как делает это фотограф (счёт до 5).
слайд 11
Г. «Внимательные глазки».
С этим словом что-то сталось:
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!
сжсасвсосрсоснсоскс (жаворонок)
слайд 12 с изображением жаворонка.
V. Работа над новым материалом.
У. Кто знает, ребята, эта птичка перелётная или неперелётная. (перелётная, она у нас не зимует и прилетает в наши края ранней весной).
1. Чтение произведения Г. Скребицкого «Жаворонок» учителем по учебнику.
У. Слушайте, я читаю, а вы внимательно следите.
– Какие слова вам были непонятны?
слайд 13
Трущоба – труднопроходимый лес, густой, с поваленными деревьями.
2. Первичное впечатление и работа по содержанию.
У. Понравилось ли вам произведение?
– Какое настроение оно у вас вызвало?
– Когда вы радовались?
– Подумайте, почему вы радовались песне жаворонка?
– Прочитайте 1 абзац. Как описывает автор восход?
– Посмотрите на картину, совпадают ли ваши представления?
– Как появляется жаворонок?
слайд 14
(звучит песня жаворонка)
– Послушайте, как поет жаворонок. Вам понравилось?
– Что слышалось в песне жаворонка?
– Подтвердите словами из текста.
– Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте.
– Прочитайте последний абзац.
– С чем сравнивает автор жаворонка?
– Что хотел нам автор рассказать в этом произведении?
– А как вы считаете, как сам автор относится к прилёту жаворонка?
– Поэтому всё произведение надо читать задушевно.
– Что это за жанр произведения? (рассказ)
– Объясните почему? (случай из жизни)
– Какой абзац вам понравился больше всего? (дома выучите его наизусть)
– Понравилась вам эта птичка?
Физкультминутка.
3. Рассказ учителя о традициях русского народа.
слайд 16
У. Итак, вестниками весны считали в народе птиц. 7 апреля отмечается большой христианский праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник связан с христианским преданием о будущем рождении Христа. Благовещение – благая, радостная весть. В России праздник Благовещения празднуется особенно торжественно. Не было бы Благовещения, не было бы Рождества и Пасхи.
слайд 17
– В этот весенний день на Руси был обычай выпускать на волю птичек из клеток, в знак, того, что всё живое радуется освобождению духа.
слайд 18
В этот день раньше никто не работал, и есть поговорка, что на Благовещение «Птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт». Всё живое радуется весне.
слайд 19
– В этот день на Руси в честь птиц пекли особым образом сплетённые завитушки как бы с птичьей головкой, что называлось печь «жаворонки».
слайд 20
У детей на парте пластилин. Показать, как делать «жаворонков» из теста.
– Когда я была такая же маленькая, как вы, то мне их пекла бабушка. А мы, дети, выходили на улицу, держали в руках таких «жаворонков» и пели песенку – закличку.
слайд 21
«Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите!
Нам зима надоела,
Много хлебушка поела».
– Как вы понимаете, что зима поела много хлебушка?
– Есть такая пословица «Лето собирает, зима съедает».
– Что значит закличка? (Родственное слово – кликать (старинное), звать, зазывать).
4. Работа по учебнику с. 103.
А. Коллективное чтение песенки за учителем.
Б. Беседа по содержанию.
У. Какие слова вам были непонятны?
слайд 22
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.
слайд 23
Завалинка – земляная насыпь у стены избы.
слайд 24
Покос – скошенная трава на сено.
– Как люди обращаются к жаворонку: с просьбой, с уважением, с надеждой?
– Что просят люди у жаворонка? Прочитай.
– Как они его называют ласково?
– Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно?
– Как жаворонок поёт песенку?
В. Выразительное чтение песенки-заклички по учебнику.
V. Итог урока.
– С каким произведениями мы знакомились сегодня на уроке?
– Какая модель подходит к рассказу, к песенке - закличке?
слайд 25
– Каким цветом закрасим большой прямоугольник и треугольник? (зелёным, тема произведений о природе)
слайд 26
– Какого числа надо зазывать жаворонков? (7 апреля)
– С какими произведениями мы познакомились?
– Чему учились на уроке?
VI. Рефлексия.
слайд 27
– Покажите кружочками, какое у вас настроение от урока?
– Что было для вас самым интересным?