Формирование читательских умений на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


ЦЕЛИ:

Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе, с малыми формами фольклора (песенка-закличка); формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Развивающие: обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки - заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические понятия (любовь и бережное отношение к родной природе, знание традиций русского народа).

Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л.А. Ефросинина; карточки для индивидуальной работы; медиапроектор, слайды; чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши.

Тип урока: комбинированный. 

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

слайд 1

У. Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с произведениями Георгия Скребицкого; узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а также будем учиться читать правильно, быстро и выразительно.

II. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

У. Сейчас ранняя весна, кругом тает снег, капает с крыш. А когда на деревьях распустятся листья и будут цвести цветы – это поздняя весна.

слайд 2

Представьте, что вы находитесь поздней весной на этой лесной поляне. Здесь много цветов. Вы наслаждаетесь ароматом цветущих растений. Закройте глаза и вот перед вами ландыши. Сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). А вот сирень. Снова сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

У. Кто просыпается весной от зимней спячки? (медведь, барсук, разные насекомые: жучки, паучки, букашки).

У. Хотите послушать, как рычит медведица?

слайд 3

У. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м], подражая им.

Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам.

III. Интонационная разминка.

1. Работа по карточке.

У. Назовите правильно название произведения, которое написано у вас на карточке?

– Как понимаете значение слова «приятель»?

– Как вы думаете, о чём будет идти речь в этом произведении?

2. Чтение про себя стихотворения В. Левина «Мой приятель – воробей» с карточки.

слайд 4

У. А вот и наш приятель – воробей!

– О ком рассказывается в этом стихотворении?

– Какое вызывает оно у вас настроение?

– Как вы думаете, с какой интонацией надо его читать? (весёлой, шуточной)

– За что мальчик любит воробья? (потому что он не улетает никуда)

– Как называют птиц, которые улетают от нас осенью на зиму в тёплые страны? (перелётные)

– А которые не улетают? (неперелётные, зимующие)

У. А теперь давайте для того, чтобы прочитать текст выразительно, сделаем разметку текста, пользуясь схемой-опорой. Посмотрите на слайд, вспомните обозначения.

слайд 5

3. Выполнение разметки самостоятельно, пользуясь схемой-опорой. Проверка с доски.

слайд 6

У. А теперь прочитайте выразительно. (2 ученика)

– С какой интонацией надо его читать? (весёлой, радостной)

У. Нас радует в природе всё и любое время прекрасно по-своему, а весна особенно. Весной оживает вся природа.

IV. Упражнения для преодоления трудностей в чтении.

слайд 7

А. «Скороговорка».

Пара птиц порхала, порхала, да выпорхнула (1 ученик; хором, в быстром темпе).

слайд 8 

Б. «Слово рассыпалось».

Слово рассыпалось, буквы смешались,
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите:
Буквы скорее на место верните!

– Как вы понимаете значение слова капель?

Капель – падение капель от таяния снега во время оттепели.

– Послушайте, как звучит капель.

слайд 9 – звон весенней капели 

В. Развитие оперативной памяти:

слайд 10

игра «Фотограф»

А теперь, попробуйте запомнить все слова на доске, сфотографируйте их так же быстро, как делает это фотограф (счёт до 5).

слайд 11 

Г. «Внимательные глазки».

С этим словом что-то сталось:
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!

сжсасвсосрсоснсоскс (жаворонок)

слайд 12 с изображением жаворонка.

V. Работа над новым материалом.

У. Кто знает, ребята, эта птичка перелётная или неперелётная. (перелётная, она у нас не зимует и прилетает в наши края ранней весной).

1. Чтение произведения Г. Скребицкого «Жаворонок» учителем по учебнику. 

У. Слушайте, я читаю, а вы внимательно следите.

– Какие слова вам были непонятны?

слайд 13

Трущоба труднопроходимый лес, густой, с поваленными деревьями.

2. Первичное впечатление и работа по содержанию.

У. Понравилось ли вам произведение?

– Какое настроение оно у вас вызвало?

– Когда вы радовались?

– Подумайте, почему вы радовались песне жаворонка?

– Прочитайте 1 абзац. Как описывает автор восход?

– Посмотрите на картину, совпадают ли ваши представления?

– Как появляется жаворонок?

слайд 14

(звучит песня жаворонка)

Послушайте, как поет жаворонок. Вам понравилось?

– Что слышалось в песне жаворонка?

– Подтвердите словами из текста.

Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте.

– Прочитайте последний абзац.

– С чем сравнивает автор жаворонка?

– Что хотел нам автор рассказать в этом произведении?

– А как вы считаете, как сам автор относится к прилёту жаворонка?

– Поэтому всё произведение надо читать задушевно.

– Что это за жанр произведения? (рассказ)

Объясните почему? (случай из жизни)

– Какой абзац вам понравился больше всего? (дома выучите его наизусть)

– Понравилась вам эта птичка?

Физкультминутка. 

3. Рассказ учителя о традициях русского народа.

слайд 16

У. Итак, вестниками весны считали в народе птиц. 7 апреля отмечается большой христианский праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник связан с христианским преданием о будущем рождении Христа. Благовещение – благая, радостная весть. В России праздник Благовещения празднуется особенно торжественно. Не было бы Благовещения, не было бы Рождества и Пасхи.

слайд 17

В этот весенний день на Руси был обычай выпускать на волю птичек из клеток, в знак, того, что всё живое радуется освобождению духа.

слайд 18

В этот день раньше никто не работал, и есть поговорка, что на Благовещение «Птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт». Всё живое радуется весне.

слайд 19

В этот день на Руси в честь птиц пекли особым образом сплетённые завитушки как бы с птичьей головкой, что называлось печь «жаворонки».

слайд 20

У детей на парте пластилин. Показать, как делать «жаворонков» из теста.

Когда я была такая же маленькая, как вы, то мне их пекла бабушка. А мы, дети, выходили на улицу, держали в руках таких «жаворонков» и пели песенку – закличку.

слайд 21

«Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите!
Нам зима надоела,
Много хлебушка поела».

– Как вы понимаете, что зима поела много хлебушка?

– Есть такая пословица «Лето собирает, зима съедает».

– Что значит закличка? (Родственное слово – кликать (старинное), звать, зазывать).

4. Работа по учебнику с. 103.

А. Коллективное чтение песенки за учителем.

Б. Беседа по содержанию.

У. Какие слова вам были непонятны?

слайд 22

Проталина место, где стаял снег и открылась земля.

слайд 23

Завалинка земляная насыпь у стены избы.

слайд 24

Покос – скошенная трава на сено.

Как люди обращаются к жаворонку: с просьбой, с уважением, с надеждой?

– Что просят люди у жаворонка? Прочитай.

– Как они его называют ласково?

– Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно?

– Как жаворонок поёт песенку?

В. Выразительное чтение песенки-заклички по учебнику.

V. Итог урока.

– С каким произведениями мы знакомились сегодня на уроке?

– Какая модель подходит к рассказу, к песенке - закличке?

слайд 25

Каким цветом закрасим большой прямоугольник и треугольник? (зелёным, тема произведений о природе)

слайд 26

– Какого числа надо зазывать жаворонков? (7 апреля)

– С какими произведениями мы познакомились?

– Чему учились на уроке? 

VI. Рефлексия. 

слайд 27

Покажите кружочками, какое у вас настроение от урока?

– Что было для вас самым интересным?

Приложение.