Образование имен прилагательных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: формировать умение образовывать имена прилагательные; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, умение работать в группах; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверим посадку, наклон у тетрадки
И дату запишем в неё.

2. Словарная работа.

Учитель. Начнём урок со словарной работы. Прочитайте слова, записанные на доске.

. нициатива, м . теж, пр . вет, л . зурь, г . раж, т . льняшка, н . ябрь, . жевика.

(Самостоятельная работа детей.)

Учитель. Значение каких слов вам непонятно?

(Если есть такие слова, то читаем их значение в словаре С.И. Ожегова "Толковый словарь русского языка".)

Учитель. Возьмите карточку №1 и прочитайте задание к этим словам.

Задания.

Синий цвет. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Красный, зелёный цвет. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Выпишите первый слог из каждого слова.

(Самостоятельная работа детей.)

Учитель. Проверим. Какую букву вставили?

Опрос начинается со слабого ученика. Фронтальная работа.

Учитель вписывает пропущенные буквы в словах на доске.

Учитель. Проверим дополнительное задание. Что у вас получилось?

Ученик. Имя прилагательное.

3. Сообщение темы урока.

Учитель. Кто точнее сформулирует тему урока?

Ученик. Мы сегодня продолжим работу по теме "Образование имён прилагательных".

4. Работа над темой урока.

1).Образование имён прилагательных.

Учитель. Потренируемся в образовании имён прилагательных.

Вспомните при помощи чего можно образовать имя прилагательное?

Ученик. Имя прилагательное можно образовать при помощи суффикса.

Учитель. Такой способ называется суффиксальным.

Учитель прикрепляет на доску карточку, на которой написано слово "суффиксальный".

Учитель. Возьмите карточку №2 и прочитайте её задание.

Задания.

Красный цвет. От данных словарных слов образуйте однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Выделите их.

Зелёный, синий цвет. Выпишите из предложенных слов те, которые являются однокоренными именами прилагательными для наших словарных слов. Выделите суффиксы, при помощи которых они образовались.

Лесной, инициативный, летний, приветливый, мятежный, речной, лазурный, ноябрьский, сильный, ежевичный, гаражный.

(Самостоятельная работа детей.)

Учитель. Проверяем.

Слабый ребёнок читает слова и называет суффиксы.

Учитель. С помощью, каких суффиксов образовались эти имена прилагательные?

Ученик. Имена прилагательные образовались при помощи суффиксов -н-, -лив-, -ск-.

Учитель вешает на доску карточку с суффиксами -н-, -лив-, -ск-, -ов-, -ист-.

Учитель. Какие ещё суффиксы знаете?

Ученик. Я знаю суффикс -ист-, -ов-.

Учитель. От какой части речи образуются имена прилагательные?

Ученик. Имена прилагательные образуются от основы имени существительного.

Учитель. Какое слово получилось лишним? Почему?

Вопрос для сильных детей.

Ученик. Лишним оказалось слово "тельняшка", так как от его основы нельзя образовать имя прилагательное.

Учитель. Значит не от всех основ имён существительных можно образовать имена прилагательные.

2). Упражнение в нахождении суффиксов имён прилагательных.

Работа в парах.

Учитель. Возьмите карточку №3, прочитайте слова. Работать будете в парах по рядам. Заштрихуйте все прямоугольники со словами, в которых есть

1 ряд - суффикс -н-; 2 ряд - суффикс -ск-; 3 ряд суффикс - ист-.

Задание.

умный горный грибной
розовый грозовой медный
белый железный смелый
грубый хмурый трудный
шумный зимний сильный
детский морской июньский
большой садовый сибирский
сладкий майский ровный
мелкий серый городской
женский мужской сельский
золотой ветвистый скалистый волнистый
молодой лесистый близкий болотистая
рядовой тенистый голосистый каменистые
низкий весёлый робкий колосистая
высокий гористая холмистая глинистая

(Самостоятельная работа детей.)

Учитель ходит по классу, оказывая индивидуальную помощь.

Дети, которые выполнили работу быстрее всех, выходят к доске и прикрепляют на неё свои работы.

Учитель. Что заметили?

Ученик. Получилось число 339.

Учитель. Это № упражнения в учебнике.

3). Работа по учебнику.

Состав имён прилагательных.

Учитель. Откройте учебник упражнение 339.

Прочитайте задание.

Выполните самостоятельно. 1 ребёнок работает за доской.

(Самостоятельная работа детей.)

Учитель. Сверьтесь с работой выполненной на доске.

Дети исправляют ошибки, если есть.

Учитель. Можно ли сказать, что данные прилагательные образовались суффиксальным способом?

Ученик. Нет. Здесь нет суффиксов.

Учитель. Значит, имена прилагательные могут как образовываться?

Ученик. Имена прилагательные образуются от основ имён существительных суффиксальным способом..

4). Самостоятельная работа.

Учитель. Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

Возьмите карточку №4, прочитайте все задания, выберите задание, выполните его. Текст один.

Задание.

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать 2-3 своих предложения; разобрать все имена прилагательные по составу.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; разобрать по составу 5 имён прилагательных.

3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.

Текст.

Праздник весны.

Хорошо в : утро в лесу! На : траве видна роса. .... капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло : солнце. Оно осветило окрестность. В : каплях росинок сверкали : фонарики. Весь лес светился. Это был : праздник весны. На деревьях шелестела : листва. В кустах весело щебетали птицы. В : глуши звонко куковала кукушка.

Слова помощники на карточке №5 синего цвета.

Учитель раздаёт их, если нужна помощь.

Карточка №5.

Зелёной, весеннее, яркое, водяные, маленьких, чудесный, яркие, лесной, молодая.

(Самостоятельная работа детей.)

5. Итог урока.

Учитель. Кому было интересно на уроке?

Как думаете, какой способ образования имён прилагательных встречается в жизни чаще?

А теперь оцените свою работу. Покажите пальчиками ту отметку, которую вы считаете, заработали на уроке.

6. Домашнее задание.

Учитель. Дома тоже потренируетесь в образовании имён прилагательных, выполнив упражнение 338.