Цели:
- Познакомиться с новым произведением;
- Учить определять тему и интонационный рисунок;
- Учить выделять слова, показывающие отношение автора;
- Учить выразительному чтению; отработка техники чтения;
- Формирование оценки и самооценки;
- Воспитывать уважительное отношение к матери;
- Формировать нравственное понятие о любви, о добрых делах, о гордости, о дружбе.
Ход урока
I. Организация класса.
Приветствие.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
“Доброе утро”. (Руки вверх.)
Учитель:
– Добрый день гости, дорогие друзья!
– Вот и пришла весна,
– Вот и наступит март!
Рецитация стихотворения детьми.
А март – это песня!
А март – это сказка!
А март – это свежесть!
А март – это праздник
Добрых и милых мам!
II. Беседа.
– Ребята, а что вы знаете про этот праздник?
Ответы детей.
Обобщает учитель.
8-ое Марта – это когда солнце начинает пригревать землю, когда на лесных проталинах расцветают подснежники, прилетают грачи и зарождается жизнь. Ведь это праздник наших мам, бабушек, сестренок. Всех, кого мы знаем. И кого не знаем. Всех, кто живет рядом с нами…И далеко от нас…Праздник половины человечества. И какой половины! Самой обаятельной, самой красивой, самой доброй.
III. Сообщение темы.
– Послушайте загадку. Отгадав ее, вы узнаете, о ком пойдет речь на нашем уроке.
Кто вас, дети крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас?
(Мама.)
– Верно.
– Какие слова в загадке, вам помогли быстро отгадать ее?
Ответы детей.
IV. Знакомство с новым произведением.
– А сейчас внимательно послушайте новое произведение, т.к. вам нужно определить жанр и тему этого произведения.
Чтение учителем.
Пауза…
– Понравилось?
– Мне тоже. Я всегда с удовольствие читаю стихи о маме.
– Выберете из условных обозначений жанр этого произведения и назовите его тему.
(Мама воспитывает кого? Детей. Значит, стих о детях.)
– Кто запомнил автора?
– Какое название у стихотворения?
Оформление учителем титульного листа на доске.
Читает ученик.
– Какая мама у девочки?
– А кто хочет, чтобы я еще раз прочитала?
– И тогда вы уже точно скажите, какая мама у девочки.
Читает учитель.
– Какая мама?
(Ласковая, смелая, веселая.)
– Что умеет делать мама?
Ответы детей.
– Давайте убедимся, все ли назвали.
– Предлагаю вам прочитать вполголоса, стараться читать целыми словами у Юли и у Алика с каждым днем все лучше получается чтение целыми словами. Никита тоже старается читать правильно.
– Так что умеет делать мама?
Ответы детей.
– Рассмотрим иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.
– Как вы думаете, с каким тоном нужно читать стихотворение?
– Послушайте, с правильной ли интонацией я читаю?
– Нет.
– Тогда выберите правильный тон!
На доске: доброжелательный, равнодушный, возмущенный, ласковый.
– Поупражняемся в чтении доброжелательным и ласковым тоном.
– Кто попробует прочитать таким же тоном?
– Читают четыре ученика.
– Как вы думаете, получилось у Даши?
– Получилось, даже лучше, она прочитала более ласково.
– Прочитайте еще раз целое стихотворение самостоятельно и приготовьтесь к выразительному чтению.
– Обратите внимание, как читать предложения, выделяйте по смыслу главные слова.
Читают дети.
– Чье чтение хотелось бы послушать?
(Формирую учебную деятельность.)
– Как ты думаешь, получилось ли у тебя такое чтение?
– Ребята как вы думаете, получилось?
– Да.
– Молодец. Катя прочитала очень выразительно, нежно, чувственно.
– Что вы почувствовали при чтении этого стихотворения?
Ответы детей.
– И я тоже почувствовала теплоту внутри, какой-то свет в душе, у меня же тоже есть мама, я ее очень люблю и стараюсь помогать во всем и говорить почаще добрые, ласковые слова.
– Взяли простой карандаш. Найдите предложения, показывающие отношение автора к маме и подчеркните их.
– Как вы думаете, автор любит маму? Докажите.
– В каких строках самые главные слова?
V. Физминутка.
– А теперь мы ручейки!
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станем озером большим,
С рыбками поплаваем,
С бобрами поиграем,
И вернемся к маме
Вновь став учениками.
VI. Работа над выразительным чтением песенки ручейка.
– А теперь предлагаю самостоятельно вполголоса прочитать песенку про ручеек.
– К кому подхожу, тот читает чуть громче.
– О чем журчит ручей?
Ответы детей.
– А хотите послушать журчание ручейка?
(Включаю аудиозапись.)
– Да.
– Тогда закрывайте глаза и слушайте.
– Открываем глаза.
– Кто желает прочитать вслух эту песенку?
Читают 1–2 ученика. Похвала.
VII. Дополнительный материал.
– Давайте, сделаем подарок нашим мамам.
Читают стихотворение 3 девочки.
Если б я синицей стать сумела,
Целый день бы с солнышком я пела,
А под вечер к маме на ладошки
Прилетала и клевала крошки.Если б ветерком вдруг стать смогла я,
Целый день свистела б, не смолкая,
А под вечер тихо и устало
На руках у мамы засыпала.Если бы смогла я стать звездою,
День и ночь светила б над землею!
Только как же с мамой я расстанусь?
Нет уж лучше дочкою останусь!
VIII. Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 45
– Прочитайте пословицу про себя,
– Вслух прочитаем.
– Кто выразительнее прочитает?
– Как вы понимаете ее?
(Солнце согревает нас своим теплом, а мамочка согревает нас добротой и лаской. Без мамы и солнечный день может показаться пасмурным).
IX. Многие писатели, художники, музыканты посвятили свои произведения маме и ее доброте.
– Давайте прочитаем в учебнике на стр. 105 небольшой рассказ и ваше чтение будет еще одним подарком, т.к. ваши мамы рады каждому вашему успеху.
Работа в парах.
– Читайте по предложению, а последнее вместе.
– Просигнализируйте “домиком”, если готовы!
– Читают 1 парта – 1 предложение и т.д.
– Порадуем наших мам!
Читает стихотворение Юля.
X. Рефлексия.
– Наш урок подошел к концу.
– Для чего мы провели этот урок, как вы думаете?
– Чему учились на этом уроке?
– С каким новым произведением вы познакомились?
(“Мы с мамой”, Нина Саконская)
– Какие задания вам понравились вам больше всего?
– За что ты можешь себя похвалить, что на ваш взгляд удалось тебе?
– Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке!
– Что каждый из вас чувствовал?
– Прозвенел звонок с урока
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда!
Вы порадовали нас
Всем спасибо в добрый час!