I. Пояснительная записка
Школа - в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором: формирования новых жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные: люди: которые обладают чувством ответственности за судьбу страны:
Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 17-56-Р, определяет приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. "Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально - значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма", - отмечается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации по данному вопросу наиболее полно отражена в письме Министерства "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" от 15.01.2003 года № 13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:
- имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- основано на идее полноценного участия личности в решении общественно - значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
- носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально - экономических явлений;
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
- должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Программа правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся "Патриоты Отечества" разработана в соответствии с Законом Российской федерации "Об образовании" №12-ФЗ от 13.01.1996 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.", Рекомендациями "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов российской федерации и их популяризации", методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей, Федеральным Законом от 13 марта 1995 г. №32-ФЗ "О детях воинской славы (победных днях) России" (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмом Министерства образования РФ от 02 апреля 2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении", письмом Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации", письмом Министерства образования РФ от 10.05.2001г. №22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ", письмом Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении", Законом Курской области "Об образовании в Курской области", районной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Фатежском районе Курской области на 2006-2010 годы", районной целевой программой "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Фатежского района на 2006-2010 годы", целевой районной программой "Молодежь", программой Развития МОУ ООШ
Программа определяет содержание, основные пути развития правового, гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
II. Паспорт
Программы правового, гражданско-патриотического воспитания "Патриоты Отечества".
Наименование программы | воспитательная программа "Патриоты Отечества" (далее - Программа) |
Разработчик программы | учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения "Сухочевская основная общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области |
Основная цель Программы | развитие правового, гражданско-патриотического самосознания обучающихся |
Основные задачи Программы |
|
Срок реализации Программы - | 2006-2010 годы |
Основные мероприятия - Программы |
|
Исполнители основанных мероприятий программы |
Администрация, педагогический коллектив МОУ "Сухочевская основная общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области, родители обучающихся, общественность, органы местного самоуправления |
Система реализации контроля за исполнением Программы |
|
Ожидаемые конечные результаты Программы | повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. |
Школьная воспитательная программа "Патриоты Отечества" разработана в соответствии с Законом Российской федерации "Об образовании" №12-ФЗ от 13.01.1996 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.", Рекомендациями "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов российской федерации и их популяризации", методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей, Федеральным Законом от 13 марта 1995 г. №32-ФЗ "О детях воинской славы (победных днях) России" (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмом Министерства образования РФ от 02 апреля 2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении", письмом Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации", письмом Министерства образования РФ от 10.05.2001г. №22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ", письмом Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении", Законом Курской области "Об образовании в Курской области", районной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Фатежском районе Курской области на 2006-2010 годы", районной целевой программой "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Фатежского района на 2006-2010 годы", целевой районной программой "Молодежь", программой Развития МОУ ООШ.
Программа определяет основные пути развития правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся МОУ "Сухочевская основная общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными средствами.
В национальной доктрине образования в Российской федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: "Система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью:
Вопрос правового, гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.
Исторический опыт становления и развития нашего отечества указывает на то, что гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость.
Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат.
Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе и предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
- правовое образование;
- гражданское образование;
- военно-патриотическое образование;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- формирование ценностных личностных качеств средствами краеведения;
- формирование здорового образа жизни;
- семья.
Сроки и этапы реализации Программы
- I этап: проектный - 2006-2007 учебный год
- II этап: практический - 2007-2009 учебный год
- III этап: аналитический - 2009-2010 учебный год
Источники финансирования Программы
Средства муниципального бюджета, внебюджетные средства МОУ ООШ, спонсорская помощь.
Ожидаемые конечные результаты Программы
- создание системы правового, гражданско-патриотического воспитания;
- обобщение содержания правового, гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
- формирование образа выпускника - социально-значимой личности
Мероприятия воспитательной программы муниципального общеобразовательного учреждения "Сухочевская основная общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области "Патриоты Отечества"
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
I. Создание нормативной и содержательной базы правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся МОУ "Сухочевская основная общеобразовательная школа" | |||
Обеспечение учителей методическими материалами по правовому, гражданско-патриотическому воспитанию, по преподаванию Истории Курского края | 2006-2010 гг. | Администрация школы | |
Использование наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, Интернет - ресурсов на уроках и во внеклассной работе | 2006-2010 гг. | Педагогические работники школы | |
Оформление учебных кабинетов, рекриаций школы | 2006-2007гг. | Администрация, педагогические работники школы | |
II. Организационно-педагогическое обеспечение программы правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся МОУ "Сухочевская основная общеобразовательная школа" | |||
Организационная работа по педагогическому сопровождению правового, гражданско-патриотического воспитания | 2006-2010 гг. | Администрация школы | |
Введение учебного предмета "История Курского края" | Сентябрь 2010 г. | Администрация школы | |
Использование возможностей межпредметного обучения интегрированных курсов для изучения Истории Курского края | 2006-2010 г. | Администрация школы, учителя-предметники | |
Подготовка и проведение школьных олимпиад по краеведению праву | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Участие в районных олимпиадах по краеведению праву | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Подготовка и проведение конкурсов, викторин, деловых игр | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Участие в районных, областных, всероссийских конкурсных мероприятиях | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Организация благотворительных акций (концерты для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Верхнелюбажской школы-интерната, детей из малообеспеченных семей) | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Совершенствование работы с родителями
обучающихся. Проведение лекториев для родителей, родительских собраний по различным направлениям правового, гражданско-патриотического воспитания детей |
2006-2010г. | Администрация школы, классные руководители | |
Проведение Недели молодого избирателя | Ежегодно. Февраль |
Администрация школы | |
Организация и проведение походов, экскурсионных поездок по памятным историческим местам | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Проведение Недели славянской письменности и культуры | 2006-2010г. | Администрация школы, учителя русского языка, литературы, истории | |
III. Система мер по совершенствованию процесса правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся МОУ "Сухочевская основная общеобразовательная школа" | |||
Прохождение курсов повышения квалификации учителями истории, права, краеведения | По плану | Администрация школы | |
Участие учителей-предметников в работе проблемных семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов | По плану | Администрация школы | |
Ежегодный анализ Программы | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Проведение социологических, психолого-педагогических исследований и анализ результатов Программы | 2010г. | Администрация школы | |
Привлечение к работе с обучающимися "группы риска" сотрудников РОВД, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Фатежского района, комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Русановского сельсовета Фатежского района, общественности | 2006-2010г. | Администрация школы, уполномоченный по охране прав детства, заинтересованные учреждения | |
Организация и проведение работы по профилактике табакокурения, наркомании и токсикомании среди детей и подростков | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Проведение школьных научно-практических конференций, посвященных вопросам правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Участие в районной научно-практической конференции "Наша цель - воспитание гражданина и патриота" (опыт, проблемы, перспективы) | 2008 г. декабрь | Администрация школы | |
Проведение совещаний по вопросам правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся | 2006-2010г. | Администрация школы | |
IV. Освещение опыта правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся | |||
Подготовка тематических публикаций в районной газете "Фатежские будни" | 2006-2010г. | Администрация школы, педагогические работники | |
Освещение опыта работы в
педагогических изданиях:
|
2006-2010г. | Администрация школы, учителя-предметники, классные руководители | |
Издание и размещение в школе информационных стендов | 2006-2010г. | Администрация школы | |
Создание сайта школы в сети Интернет. | 2006 г. | Администрация школы |
III. Этапы реализации Программы
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы правового, гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по правовому, гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
- Разработать систему организации ученического самоуправления.
II этап: практический.
Цель: реализация программы по правовому, гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Введение регионального компонента в образовательный процесс: (факультатива "Основы православной культуры", учебного предмета краеведение, а с 2009-2010 учебного года - учебного предмета история Курского края (7 класс).
- Организация работы кружков.
- Оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекриаций школы
- Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
- Разработка методических рекомендаций по правовому, гражданско-патриотическому воспитанию.
- Подготовка и переподготовка педагогических кадров.
- Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, социальными партнерами.
- Вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания всех субъектов образовательной деятельности.
- Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.
- Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической тематики.
- Освещение хода и результатов Программы в педагогической печати, средствах массовой информации с привлечением к обсуждению проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения представителей культуры, общественности.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
- Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.
- Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
- Планирование работы на следующий период.
IV. Условия реализации программы
К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями района, в рамках которого обучающиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, в создании единой воспитательной среды. Целенаправленно выстраивается школьная система внешних связей (Прилагается).
Организационные условия реализации Программы
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Подготовка предложений, аналитических материалов, рекомендаций по вопросам правового, гражданско-патриотического воспитания | В течение всего периода | Администрация школы |
2. | Проведение проблемного семинара "Формирование гражданских компетентностей и морально-нравственных качества обучающихся" | 1-й этап реализации программы | Администрация школы, попечительский Совет, родительский комитет, социальные партнеры |
3. | Создание нормативно-правовой базы
реализации Программы (локальные акты): - Положения о школьном музее; - Положение о проведении внеурочных мероприятий; - Положения о клубе молодого избирателя; - Положения о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся. |
2006-2007 год | Администрация школы, Попечительский Совет |
4. | Оформление учебных кабинетов, их паспортизация | 2006 -2007 год | Администрация школы |
5. | Обеспечение оперативного руководства реализацией Программы | В течение всего периода | Администрация школы. |
6. | Создание школьного музея | 2008 год | Администрация школы |
6 | Анализ и обобщение результатов реализации Программы, разработка рекомендаций по совершенствованию правового, гражданско-патриотического воспитания. | В течение всего периода | Заместитель директора школы по УВР |
Материально-техническая и финансовая
поддержка программы.
Методические условия реализации Программы
Кадровые условия реализации Программы
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Инвентаризация материально-технической базы школы (спортинвентарь, библиотечный фонд, видео материалов и фонограмм, прикладного материала для организации кружковой работы и т.п.) | 2006 год | Администрация школы |
2. | Привлечение спонсорских средств для финансирования Программы (организаций, частных предпринимателей) | Весь период | Администрация школы, попечительский Совет, родительский комитет |
3. | Оснащение кабинетов ТСО, мультимедийным оборудованием | Весь период | Администрация школы |
4. | Приобретение спортивного оборудования и инвентаря | Весь период | Администрация школы |
5. | Оборудование спортивной площадки во дворе школы | 2009 - 2010 год | Администрация школы |
6. | Формирование музейного фонда | Весь период | Совет музея |
Методические условия реализации Программы
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Создание методических рекомендаций по реализации Программы | Весь период | Методический Совет школы |
2. | Ознакомление педагогов с нормативной базой реализации Программы | 2006-2007 годы | Заместитель директора школы по УВР |
3. | Знакомство с инновационными технологиями правового, гражданско-патриотического воспитания. | Весь период | Заместитель директора школы по УВР, Методический Совет школы |
4. | Обобщение и распространение передового опыта осуществления Программы. | Весь период | Заместитель директора школы по УВР Методический Совет школы |
5. | Оформление методического банка по теме Программы (разработка сценариев, положений о школьных конкурсах, создание фонда презентаций, фото - видео- материалов) | Весь период | Заместитель директора школы по УВР, Методический Совет школы |
6. | Создание памятки родителям по формированию у ребенка гражданско-патриотических качеств | 2008 год | Заместитель директора школы по УВР |
7. | Работа методического объединения классных руководителей | Весь период | Заместитель директора школы по УВР |
8. | Проведение социологических исследований и мониторинга правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся | Весь период | Заместитель директора школы по УВР |
9. | Работа родительского лектория | Весь период | Заместитель директора школы по УВР |
Кадровые условия реализации Программы
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Подготовка специалистов для преподавания факультатива "Основы православной культуры" | 2006-2008 годы | Администрация школы |
2. | Обеспечение профессионального и личного роста педагогов школы через организацию мероприятий обучающегося, аналитического и методического характера МО, классных руководителей) | В течение всего периода | Администрация школы |
3. | Участие педагогов школы (преподавателей истории, обществознания, ОБЖ, физической культуры, литературы, руководителя краеведческого кружка) в семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах по вопросам правового, гражданско-патриотического воспитания | В течение всего периода согласно планам работы | Администрация школы |
4. | Прохождение курсов повышения квалификации в Курском областном ИПК и ПРО | В течение всего периода | Учителя-предметники, старшая вожатая, школьный библиотекарь |
5. | Участие педагогов школы в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах гражданско-патриотической тематики (социальное проектирование, социальная реклама, реферативные чтения, рождественские чтения и др). | В течение всего период | Учителя, старшая вожатая, школьный библиотекарь |
V. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы правового, гражданско-патриотического воспитания "Патриоты Отечества" обеспечивается:
- средствами общественного контроля через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
- координацией исполнения Программы администрацией района совместно с руководителями структурных подразделений, представителями учреждений муниципального уровня, родительской общественностью;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве муниципального общеобразовательного учреждения "Сухочевская основная общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области ;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций;
- через коммуникативные средства общения, Интернет;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотической направленности.
Содержание Программы
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Модель правового, гражданско-патриотического воспитания детей в образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, педагогических работников и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы образовательного процесса.
1. Принципы организации правового, гражданско-патриотического воспитания
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач правового, гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Правовое, гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории обучающихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов правового, гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное - формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Политическое - воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.
Экономическое - формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста, избежание "главных" экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).
Нравственное - воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
2. Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
I. | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. | Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
III. | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
3. Направления деятельности
4. План реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ ООШ, а также тесное сотрудничество со всеми заинтересованными учреждениями района.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
4.1. Формирование нормативно-правовой и информационно-методической базы
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Создать и периодически пополнять картотеку федеральных, региональных, муниципальных законодательных актов по вопросам правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся | 2006-2010 г. | Заместители директоров по УВР, заведующая библиотекой | Нормативно-правовая база государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания | |
На основе Федерального закона "О днях воинской славы России", законодательной базы Курской области и постановлений Главы Фатежского района разработать календарь памятных дат | 2006 г. | Заместители директоров по УВР | Создание исторической основы патриотического воспитания | |
Провести паспортизацию школьного краеведческого музея | 2007 г. | Руководитель музея | Повышение роли музея в формировании у обучающихся гордости за свою малую родину, школу, осознаний, необходимости увековечения памяти воинов и знаменательных событий истории | |
Проводить презентацию разработок уроков, в ходе которых используется потенциал школьного краеведческого музея | 2006-2010г. | Заместители директоров по УВР, руководители методических объединений | ||
Разработать программу развития школьного краеведческого музея | 2007 г. | Заместители директоров по УВР, руководитель музея | Определение перспектив развития школьного краеведческого музея | |
4.2. Методическая работа в области правового, гражданско-патриотического воспитания школьников | ||||
Организация и проведение учебы классных руководителей, учителей-предметников, старшей вожатой, заведующей библиотекой по теме "Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и разития". | Постоянно | Заместители директоров по УВР, Мо классных руководителей | Повышение квалификации педагогических работников | |
Проведение заседаний МО по реализации программы правового, гражданско-патриотического воспитания | 2006-2010 г. | Руководители МО | Методические разработки по организации правового, гражданско-патриотического воспитания | |
Организация занятий с педагогами по использованию ИКТ в работе по правовому, гражданско-патриотическому воспитанию | 2006-2010 г. | Учитель информатики | Распространение передового педагогического опыта, совершенствование ИК-компетентности педагогов | |
Обобщение накопительного опыта по организации правового, гражданско-патриотического воспитания в школе | 2010 г. | Администрация школы | Распространение передового педагогического опыта |
4.3. Гражданское образование
Задачи:
- Использовать региональный компонент в содержании образования и воспитания обучающихся;
- Создать условия для развития образовательных способностей личности;
- Повысить интерес к творчеству.
Формы и методы работы:
- Уроки истории, обществознания;
- Проектная деятельность;
- Предметные недели.
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Гражданское образование | 1.Введение в учебный план факультатива: - oсновы православной культуры (2-9 классы); - учебного предмета "История Курского края" 2. Проведение предметных недель социальных дисциплин. 3. Проведение научно-практических конференций 4. Проведение реферативных чтений 5. Проведение олимпиад |
2006 год 2009 год Декабрь, март Май Январь - февраль Ноябрь - декабрь |
Формирование у обучающихся гражданских компетентностей, духовно-нравственных ценностей, экономического мышления, нравственных идеалов и правовых норм. |
Растим патриота и гражданина России.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы и методы работы:
- Классные часы;
- Ролевые и деловые игры;
- Конкурсы;
- Фестивали;
- Акции и др.
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Растим патриота и гражданина России | 1. Знакомство с государственной,
региональной, муниципальной, школьной
символикой. 2. Организация конкурса "Герб, гимн школы". 3. Работа кружков: - "Юный краевед" - "Молодой избиратель" 4. Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня по вопросам правового, гражданского образования 5. Участие в муниципальном, региональном этапах всероссийского конкурса "Я - гражданин России" (социальный проект). 6. Проведение школьного конкурса "А ну-ка, парни!" 7. Смотр строя и песни. 8. Военизированная игра "Орленок". 9. "Я - гражданин России" - торжественное вручение паспортов. 10. Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин. 11. Фестиваль детского творчества "Я люблю тебя, Россия". 12. Мероприятия ко Дню народного единства, 13. Мероприятия ко Дню Конституции. 14. "Люди мира, на минуту встаньте!" ко дню освобождения узников концлагерей. 15. "Афганистан болит в моей душе". 16. "Славим людей труда" конкурсы сочинений и рисунков ко Дню труда. 19. Дискуссии: - "Если не я, то кто же?" (9 класс); -"Можно ли быть свободным без ответственности" 20. Встречи с депутатами сельсовета, Представительного Собрания Фатежского района, Курской областной Думы, представителями общественных организаций и др. (согласно плану). 21. Экскурсии в Курскую областную Думу 22. Работа школьного музея, организация тематических экспозиций. 23.Экскурсии в музеи, по историческим и памятным местам нашей Родины. 24. Общешкольные акции: -"Милосердие" (ко дню инвалидов); - "Протяни руку другу" (сбор вещей для детей, особо нуждающихся в социальной поддержке). 25. Конференция "Современное общество и новые нравственные качества. Как их воспитать?" 26. Тематические классные часы в Дни воинской славы России: - День снятия блокады города Ленинграда (1944г.) - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитника Отечества - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.) - День Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. (1945 г.) - День памяти защитников Отечества - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.) - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714г.) - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.) - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 г.) - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.) - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.) - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.) - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) -День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.) -День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 г.) 27. День освобождения г.Курска 28. День освобождения г.Фатежа 29. Участие в областной акции "Мы перед памятью в долгу" 30. Участие в фестивале художественного творчества "Музыкальная весна Курского края" 31. Участие в областной спартакиаде обучающихся, посвященной 65-й годовщине Победы в великой Отечественной войне. 32. Участие в областной выставке технического творчества и декоративно-прикладного искусства. 33. Участие в областном литературно-художественном конкурсе "Гренадеры, вперед!". 34. Участие в областной акции "Мы верим в тебя, Солдат!" 35. Проведение благотворительной акции "Милосердие и оказание тимуровской помощи ветеранам и вдовам погибших воинов. 36.Акция "Поздравление ветерану" 37. Участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию "Растим партитов России". 38. Фотовыставки "Ветеран в нашем доме". 39.Участие в областном конкурсе "Овеянные славою флаг наш и герб". 40. Участие в районном конкурсе исторического краеведения. 41. Неделя детской книги "Писатели и поэты о войне". 42.Участие в областной краеведческой викторине "Край мой Курский, войной опаленный". 43. Участие в смотре-конкурсе школьных музеев. 44. Участие в конкурсе "Моя малая родина" |
В течение года
Сентябрь - декабрь 2008г. Согласно планов работы В течение года
В течение года
Февраль Февраль, май Февраль Декабрь Постоянно
Октябрь - ноябрь Ноябрь Декабрь Апрель Январь - февраль Апрель - май
Сентябрь
Январь В течение года
В течение года В течение года Октябрь Весь период Январь
В течение года 27.01.2009 г. - юбилей 02.02.2008 г. - юбилей 23.02.2008 г. - юбилей 18.04.2007 г. - юбилей
09.05.2010 г. - юбилей
22.06. ежегодно 16.07.2009 г. - юбилей
09.08.2009 г. - юбилей 23.08.2008 г. - юбилей 08.09.2007 г. - юбилей
11.09.2010 г. - юбилей
21.09.2010 г. - юбилей
04.11.2007 г. - юбилей
01.12.2008 г. - юбилей
05.12.2011 г. - юбилей
24.12.2010 г. - юбилей 07 февраля 07 февраля Апрель-август 2006-2010 г. 2006-2010 г.
2010 г.
2006-2010 г.
2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. 2006-2010 г. |
Гармоничное развитие личности, ее успешная социализация; воспитание школьников в духе демократических ценностей; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и |
4.4. Формируем коммуникативные компетентности
Задачи:
- Создать условия для самореализации каждого ученика
- Актуализировать демократические установки в жизнедеятельности школьного сообщества
- Развить лидерские качества и привлечь членов школьного ученического самоуправления к решению социально-значимых проблем
- Научить сотрудничать с социумом
- Включить школьников в реальные социально значимые дела.
Формы и методы работы:
- Ученическое самоуправление;
- Акции
- Тренинги
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Формируем коммуникативные компетентности | 1. Акция "Выборы". 2. Конкурс "Лучший класс". 3. Посвящение в выпускники 4. Работа органов ученического самоуправления. 5. Выпуск газеты "Школьная жизнь". 6. Деловая игра "День самоуправления" (2 раза в год). 7.Рейды: "Что у вас, ребята в рюкзаках?"; "Сменка"; "Школьная форма" "Дымок". 8. Общешкольный фестиваль "Волонтерское демократическое движение". 9. Тренинг "Я - лидер" 10. Круглый стол "Ученическое самоуправление - достойно уважения" 11. Школа актива |
Сентябрь В течение года Октябрь В течение года
Ежемесячно Октябрь, март В течение года
Январь
Октябрь Январь - февраль
В течение года |
Создание интегрированной системы воспитания и обучения, способствующей развитию личности. Готовность выпускников к жизни и труду в условиях демократического общества. |
4.5. Формируем правовую культуру
Задачи:
- Сформировать у обучающихся понимание необходимости изучения прав человека
- Способствовать профилактике противоправного поведения;
- Воспитать обучающихся в духе уважения прав и свобод других людей
- Обеспечить всестороннюю информированность о правах и свободах;
- Воспитать дисциплинированность, законопослушность
Формы и методы работы:
- Классные часы
- Беседы
- Круглые столы
- Акции
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Формируем правовую культуру | 1. Проведение тематических классных
часов: - "Мораль и закон"; - "Мои права, мои обязанности"; - "Закон обо мне и мне, о законе"; - "Азбука выживания" и др. 2. Работа кружка "Юный правовед" (согласно плану) 3..Встречи с работниками прокуратуры, ИДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 4..Круглый стол "Бездна, в которую надо заглянуть" 5. Акции: - "Мы выбираем жизнь!"; - "Брось сигарету!" 6. Работа правового лектория (согласно плану). 7. Проведение игр по безопасности дорожного движения: -"Светофорик" (1-3 классы); -"Безопасное колесо" (5-7кл) 8. Участие в районных конкурсах: - отрядов ЮИД; - "Дорожная мозаика"; -"Безопасное колесо" 9. Участие в районном слете - соревновании "Школа безопасности". 10. Работа отрядов ЮИД и ЮДПД. |
В течение года
1 раз в неделю В течение года
Ноябрь
Ноябрь Май В течение года Согласно районному плану работы
Согласно районному плану работы
Февраль, май
В течение года |
Обеспечение условий для формирования правовой компетентности молодых граждан России, социализацию личности через развитие у обучающихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей. |
4.6. Формируем духовно-нравственные ценности
Задачи:
- Утвердить в сознании обучающихся гражданские, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.
- Привлечь обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона.
- Возродить традиции и обычаи народов России.
- Создать благоприятные условия для выражения и применения своих художественных способностей.
Формы и методы работы:
- Экскурсии, выставки
- Конкурсы, фестивали
- Работа кружков
- Концерты
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Формируем духовно - нравственные ценности | 1. Рождественские общеобразовательные
чтения. 2. "Мой храм" (к юбилею Тихвинского храма) 3.Участие в районных и школьных творческих конкурсах. 4. Участие в районном конкурсе "Одаренные дети". 5.Организация работы кружков: вокального; танцевального. 6. Музыкальные гостиные и вечера отдыха. 7. Проведение праздника "Проводы Масленицы" 8. Проведение выставок детского творчества. 9. Проведение фестиваля фольклорной песни. 10. Творческие встречи с сельским фольклорным коллективом "Сударушка" |
Ноябрь - декабрь Сентябрь Весь период
В течение года В течение года
В течение года Март Октябрь - февраль В течение года В течение года |
Возрождение, сохранение и приумножение
культурных, духовно-нравственных ценностей,
накопленных поколениями России и региона. Воспитание у обучающихся вкуса читателя, слушателя, зрителя. Формирование умения, потребности и привычки создавать прекрасное. |
4.7. Мой край родной.
Задачи:
- Изучать историю родного края.
- Воспитывать у обучающихся позицию "Я - гражданин".
- Формировать экологическое поведение
Формы и методы работы:
- Экскурсии, выставки
- Конкурсы
- Трудовые десанты
- Акции
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Мой край родной | Организация походов, экскурсий по
родному краю. Участие в конкурсах социальной рекламы "Я люблю свою малую Родину" Участие в конкурсах сочинений "Родной мой Курский край" Организация встреч с интересными людьми Фатежского района Участие в благоустройстве школьной территории Организация выставок декоративно-прикладного творчества 7. Организация встреч с поэтами Курской области 8. Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения. |
Весь период Согласно районному плану Сентябрь - октябрь Весь период Весь период К знаменательным датам Март Весь период |
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине |
4.8. Я и моя семья.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
- Включение родителей в работу по реализации целевой программы воспитательной системы школы
Формы и методы работы:
- Родительские собрания
- Индивидуальные консультации
- Совместные праздники
- Родительский лекторий
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Я и моя семья. | Участие в конкурсе "Моя родословная" Участие в районном конкурсе "Семья года" Создание презентаций "Профессии моих родителей" Празднование Дня матери: организация выставок "Руками мамы", выставки рисунков "Профессия моей мамы", "Портрет моей мамы", фотоконкурса "Мамины глаза" Организация семейных классных праздников Празднование Дня семьи Проведение школьных соревнований "Мама, папа, я - спортивная семья". Проведение общешкольного праздника "СемьЯ" Проведение родительских конференций. Проведение классных родительских собраний. Работа родительского комитета школы. Работа родительского лектория. День знаний |
В течение года 2008 г. Январь - апрель Ноябрь В течение года Ежегодно В течение года Сентябрь 2008 года Не реже 2-х раз в год Не реже 1 раза в четверть Согласно плану работы Согласно плану работы Ежегодно |
Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности |
4.9. Здоровье - твоё богатство и безопасность Родины
Задачи:
- Создание благоприятных условий для физического и физиологического развития обучающихся, для формирования здорового образа жизни.
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
- Предупреждение втягивания детей в нездоровый образ жизни, в алкоголизм и наркоманию.
Формы и методы работы:
- Классные часы
- Работа спортивных секций
- Турниры, состязания, первенство
- Спортивные праздники, дни здоровья
Направление | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Здоровье - твоё богатство и безопасность Родины | 1. Физкультминутки на уроках. 2. Работа спортивных секций. 3.Проведение Дня здоровья. 4.Проведение "Осеннего марафона" (походы в лес) 5. Школьные соревнования по игровым видам спорта и легкой атлетике; 6. Соревнования по зимним видам спорта. 7. Турниры по настольному теннису, баскетболу на призы дирекции школы и спонсоров. 8.Спортивный турнир "Веселые старты" (1-3 классы). 9. Школа выживания. 10. Спортивный марафон "Я выбираю жизнь!" 11.Профилактические беседы по предупреждению распространения заболеваний. |
Ежегодно Весь период Ежегодно (апрель) Ежегодно В течение года Декабрь - январь Февраль - март Ежегодно Ежегодно Ежегодно Весь период |
Уважение к своему здоровью, здоровью
своего народа. Подготовка школьников к физическому труду и будущей службе в армии; закрепление в психике ребенка стремления к здоровому образу жизни и здоровому развитию тела |
VII.Прогнозируемый результат
В результате реализации Программы ожидается:
В имидже школы как в образовательной системе:
- создание системы правового, гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания правового, гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- качественный рост воспитанности обучающихся;
- отсутствие обучающихся, состоящих на внутришкольном и других видах учета.
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии, способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
VIII.Список литературы.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". М.,2006
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование"; фонд "Сивитас", 2005.-с 85
- Деловые игры в учебном процессе/ В.Б.Христенко. - Челябинск, 1983
- Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006
- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.
- Перспективные школьные технологии/Г.Ю.Ксензова. - М: Педагогическое общество России, 2000
- Растить патриотов. Автор-составитель А. А. Аронов. - М.: ДОСААФ, 1988.
- Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.
- Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. - М: Народное образование, 1998
- Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995
- Технология личностно-ориентированного образования/ Н.С.Якиманская. - М: Сентябрь, 2001
- http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся