Цель:
- расширить знания детей о деревьях, об их использовании человеком;
- учить школьников разрабатывать “теоретические” темы на основе текстовых и иллюстративных источников, находить нужную информацию, анализировать ее, сопоставлять и обобщать факты;
- развивать умение видеть проблемы, способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, предметы и явления.
Оборудование: литература по данной теме, презентация.
Ход заседания
1. Вводная беседа.
– Здравствуйте, ребята! Начинаем первое в этом учебном году заседание детского исследовательского общества “Эврика”. Давайте вспомним, что означает слово “эврика”?
(В Толковом словаре – восклицание в значении нашел, понял, открыл)
– Интересно, что же мы с вами будем находить, открывать в этом учебном году? Какие вопросы исследовать? Ответить вы сможете, разгадав загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
– Как вы думаете, о чем идет речь в загадке? Как вы догадались? (Ответы детей.)
– Как вы считаете, какую пользу нам, людям, приносят деревья? (Ответы детей.)
– Сейчас вы сказали о том, что люди делают из дерева много разных предметов. Например, каких? Перечислите, пожалуйста.
(Ответы детей)
– Поднимите руку, кто хотел бы узнать больше о том, что люди научились делать из дерева?
– Изучением этого вопроса мы с вами и будем заниматься.
2. Начало путешествия.
– Настало время отправиться в один неведомый чудесный город. Еще ни один путешественник не побывал в нем. Мы станем его первыми гостями.
Наверняка мы увидим много нового и интересного. Давайте запасемся блокнотами и карандашами. Кое-что придется записать и даже зарисовать, чтобы потом рассказать друзьям.
– Как же называется этот сказочный город, куда мы с вами отправимся? Вот незадача – буквы-то рассыпались. Поработайте, пожалуйста, в группах, восстановите название города.
(Работа в группах)
– Итак, как же называется этот сказочный город? (Деревоград.)
– Путь нам предстоит неблизкий. Будем проходить с вами через три большие рощи.
– Отправляемся в путь. Но что это? Вокруг нас не дома, а деревья, и вместо широкой дороги – узенькая лесная тропинка. Пойдем по этой тропинке. Интересно, куда же она приведет?
– Виднеется какая-то роща…
– Как же она называется? (Дети читают на экране – роща Строителя.)
– Предположите, почему эту рощу могли так назвать? (Ответы детей.)
– Интересно, какие деревья там растут?
На этот вопрос нам ответят ученики 3 А класса.
3. Первая остановка на пути к Деревограду. Роща Строителя.
(Рассказывают дети по очереди)
– Первым нас встречает дуб – старейшина русских лесов. Если нарисовать возле дуба все, что делают из его древесины, на этой страничке станет тесновато. Тут и дубовый дом, и лодка, которую так “дубком” и называют, и дубовая мебель: стол, стул, шкаф.
– А вот лиственница. Она не уступает дубу. Дом, построенный из лиственницы, сто лет простоит. Лиственница в воде не гниет, большую тяжесть выдерживает. Вот почему уважают это дерево горняки. Они знают: стойки из лиственницы, на которых держится свод шахты, никогда не подведут. Еще задолго до обвала такая стойка начинает чуть-чуть потрескивать, и этим предупреждает горняков о беде.
– А это кедр. Дом из кедра не уступит дубовому или лиственничному. И в то же время это дерево – одно из самых мягких и послушных человеку.
А ведь вы, ребята, кусочек кедра каждый день в руке держите. Из него сделан карандаш!
– А вот сосна. У нас ее называют корабельной. Сколько славных походов совершили русские моряки на судах, построенных из таких вот корабельных сосен!
Сосна – это еще и дерево-связист. Видели телеграфные столбы? Они тоже сделаны из сосны. Не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра.
– А вот и белая березка. Низко поклонимся ей. Растет она на диво быстро.
Березку, словно елку, можно разукрасить теми изделиями, которые народ издавна из нее мастерит.
У топора топорище березовое.
И у ружья ложа приклада сделана из березы. Березовый приклад не раз выручал бойца в рукопашном бою.
Широкие сани-розвальни – они тоже изготовлены из березы. На них можно наложить доверху разные березовые поделки: березовые сундуки, туески и баулы из березовой коры, ажурные шкатулки с красивым резным рисунком и много других искусных вещей.
Великую службу несет береза в хозяйстве.
– А вот наш давний знакомый – тополь, украшающий улицы многих городов. Тополь называют “санитаром городских улиц”. Он собирает на своих листьях пыль, которая затем смывается с них дождем. На стволе тополя можно было бы нарисовать повязку с красным крестом.
– Есть в роще и дерево-чужестранец – эвкалипт. Эти деревья – осушители болот. Они с необычайной жадностью высасывают воду из почвы. Недаром эвкалипт называют “дерево-насос”.
– Богата деревьями наша роща!
– Ребята, так почему рощу, в которой растут и дуб, и лиственница, и кедр, и сосна, и березка, назвали рощей Строителя? Что чаще всего делают люди из древесины этих деревьев?
– Ребята, вы все готовились к этому заседанию. Поэтому сможете ответить на вопрос – какие еще деревья могли бы расти в роще Строителя и почему?
– А какие из названных деревьев растут в нашей местности?
– Итак, мы с вами только что прошли рощу Строителя с ее деревьями – великанами.
4. Вторая остановка на пути к Деревограду. Роща Одежды и Обуви.
– Да, путь в сказочный город Деревоград неблизкий. Идем дальше…
– Что это за роща виднеется на нашем пути? (Дети читают на экране – роща Одежды и Обуви.)
– Как вы думаете, почему эту рощу могли так назвать? (Ответы детей.)
– О деревьях, которые растут в этой роще, расскажут ученики 3 Б класса.
– Перед нами тутовое дерево. Его листьями питаются самые прилежные пряхи на свете – шелковичные черви. Это они дают нам шелк, тот самый, из которого мастерицы шьют красивые, яркие платья.
– А рядом – гевея, дерево-каучуконос. Сок его – каучук – давно уже используется человеком для изготовления многих, хорошо знакомых нам всем вещей.
Прорезиненная материя требуется не только для плащей, но и для палаток. Автомобилям и самолетам тоже нужна “обувь”: без резиновых шин автомобиль не сдвинется с места, не поднимется в воздух и самолет.
В ванночке рядом с купающимся малышом плавает резиновая уточка. Доктор выслушивает нас с помощью резиновой трубки.
– А что бы натворил карандаш на страницах наших альбомов, если бы резинка не приходила к нему на помощь?
– Но не подумайте, что гевея – это главное дерево в этой роще. Посмотрите на простую русскую елочку, ту самую, без которой не обходится ни один новогодний праздник. Она затмила славу всех каучуконосных деревьев мира.
И помогла ей в этом замечательная наука – химия. Химия научила людей превращать одни вещества в другие. Такое чудо произошло и с елью.
Посмотрите. Это еловые опилки. Представляете, из них делают спирт, а из спирта – каучук. Он не хуже того, что дает каучуковое дерево – гевея. Кто не носил легких резиновых туфель или ботинок на резиновой подошве, сделанной вот таким способом – из деревянных опилок!
– Наша елочка замечательна еще и тем, что рождает простой бумажный листок. Да, это листок бумаги. Вы просто забываете о нем, когда, раскрыв тетрадь, решаете задачу, пишите диктант или читаете книгу.
Из елочки делают и оберточную бумагу, и бумагу для книг и газет, и бумагу, из которой изготовляют мешки для цемента.
– Замечательные деревья растут в этой роще!
– Ребята, что вас удивило в этой роще? Что нового вы узнали о деревьях?
– Так почему эту рощу назвали рощей Одежды и Обуви? (Ответы детей.)
– Какие еще деревья могли бы расти здесь и почему?
– А какие из названных деревьев растут в нашей местности?
5. Третья остановка на пути к Деревограду. Роща Завтраков, Обедов и Ужинов.
– Вокруг нас все еще не дома, а деревья, хотя мы уже побывали в роще Строителя и посетили рощу, где “растут” штаны и ботинки. Что же это за роща?
– Прочитаем, как эта роща называется? (Дети читают на экране – Роща Завтраков, Обедов и Ужинов.)
– О деревьях, которые здесь растут, расскажут ученики 3 В класса.
– Начнем знакомство и с этой рощей, тем более что все успели основательно проголодаться за время прогулки.
Нам приветливо кивают ветвями старые знакомые – яблони, груши, вишни – деревья из садов России и Украины, Белоруссии и Молдавии. А дальше мандарины и лимоны Грузии, абрикосы и персики Армении…
– А деревья встречаются нам одно удивительнее другого.
Дерево путешественников! Листья его устроены так, что дождевая вода собирается в них словно в согнутую ладонь. Не раз выручало это доброе дерево путника глотком чистой воды.
– Рядом с деревом путешественников – хлебное дерево. Нет, на его ветвях не висят крендели, посыпанные маком и сахаром, пончики и пышки, – из его плодов пекут вкусные и сытные лепешки. Три хлебных дерева могут прокормить человека своими плодами в течение всей его жизни. Жители далекой Океании обычно хранят такие плоды в ямах, обложенных банановыми листьями.
– А вот финиковая пальма – дерево, которое могло бы расти и в роще Строителя, и в роще Одежды и Обуви. На своей родине, в пустыне Сахаре, пальма вырастает с семиэтажный дом. Ствол такой пальмы идет на строительство жилищ. Из ее листьев изготовляют ткань для одежды. Пальма дает жителям пустыни спасительную тень от палящего солнца. Под листьями финиковой пальмы крестьяне разводят свои огороды. Но все же самое дорогое, что дает пальма человеку, это ее плоды – финики. Их называют “хлебом пустыни”.
– А вот дерево какао.
Плоды его похожи на крошечные огурчики. Хорошо известное нам какао изготовляется из семян этих плодов только после того, как их поджарят, перемелют и смешают с сахаром. А сырые плоды какао невкусные.
– Куда приятнее отведать плоды конфетного дерева. Они и по виду напоминают конфеты.
– А вот коровье дерево. Оно потому так называется, что сок его плодов по вкусу напоминает молоко.
– “Вкусная” роща у нас получается. Она дает человеку решительно все, чтобы он мог отлично позавтракать, пообедать и поужинать и при этом… даже помыть руки перед едой.
– Вы видите мыльное дерево, стоящее как раз возле умывальника. В плодах его заключено мылящее вещество. Умывайся, пожалуйста!
– Действительно, какая “вкусная” у вас роща! Чем же особенны деревья, растущие в этой роще?
– Вы согласны с тем, как ее назвали? Возможно, вы придумаете свое название? Обоснуйте свой ответ.
– Какие еще деревья могли бы расти в этой роще и почему?
– А какие из названных деревьев растут в нашей местности?
– Роща Завтраков, Обедов и Ужинов… Это последняя роща на нашем пути к Деревограду, а мы успели познакомиться только с немногими деревьями, которые дают нам пищу. Эти деревья выращены человеком.
Поколения садоводов отбирали самые лучшие, самые плодовитые из диких фруктовых деревьев. Пересаживали эти деревья ближе к дому, скрещивали между собой. И так создавали новые деревья, которых раньше вовсе не было.
Много сортов фруктовых деревьев вырастил наш великий садовод и ученый Иван Владимирович Мичурин. Он сумел, например, породнить яблоню с грушей, вишню – с рябиной и получить отличные плоды. Выведенные им сорта так и называются мичуринскими.
Другому замечательному садоводу, американцу Бербанку, удалось вывести кактус без колючек – отличный корм для скота.
Как видите, и садоводы – это люди, творящие чудеса из дерева.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
– На пути к Деревограду мы с вами прошли три рощи – рощу Строителя, рощу Одежды и Обуви, рощу Завтраков, Обедов и Ужинов. В какой из рощ вы хотели бы оказаться? Почему?
– Вспомните, какое дерево можно было бы посадить во всех трех рощах?
– Что нового о деревьях вы сегодня узнали?
– А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили то, о чем сегодня говорили. Можете воспользоваться своими блокнотиками. Поработайте в группах и стрелкой укажите место каждого дерева в той или иной роще. Приступайте к работе (Приложение 1).
(Работа в группах)
Проверка выполненных работ.
– Молодцы! Вы были сегодня внимательны.
7. Домашнее задание.
– Проведите мысленный эксперимент. Предположим, что все деревья на земном шаре исчезнут. Что тогда произойдет?
– Можете оформить свои предположения в виде сочинений, плакатов, газет, театральных постановок. Будьте готовы защитить свой проект, ответить на все вопросы. Жюри обязательно оценит вашу работу. Именно ваши проекты станут тем “золотым ключиком”, который поможет нам раскрыть ворота в чудесный город Деревоград.
– До свидания, ребята! До новых встреч!
Литература
- Мар Е.П. Что из чего. М.: Детская литература, 1968.
- Лес и человек. Ежегодник. М.: Лесная промышленность, 1987.
- Я познаю мир. Растения: энциклопедия. АСТ: Хранитель, 2008.