Сегодня проблема воспитания и обучения детей обсуждается родителями, педагогами, психологам и социологами. (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.) Анализ литературных источников позволяет подчеркнуть, что современное дополнительное образование детей имеет отличия не только от своего предшественника - внешкольного воспитания, но и отличается от других образовательных учреждений, что актуализирует значимость сотрудничества родителей с педагогами ЦДОД №1 по формированию социального опыта обучающихся (под социальным опытом обучающихся понимается процесс и результат их взаимодействия с социальной средой). Актуальность данной проблемы обусловлена позитивными изменениями в современном российском обществе, что вызвало необходимость перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений, обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования детей, как работа с семьей, её принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимости пересмотра приоритета качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.
В учреждениях дополнительного образования детей складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе свободного выбора направлений деятельности, дифференциации и индивидуализации ее содержания, создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых. Все вышесказанное делает работу учреждений дополнительного образования детей крайне необходимой и востребованной. Однако, анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что большинство таких учреждений практически борются за выживание в условиях рыночной экономики, финансирование ведется на недостаточном уровне, и в силу этого, потенциал таких учреждений реализуется недостаточно. Следует также отметить недостаточное научно-методическое обеспечение содержания, форм и методов педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Названные проблемы позволили выявить противоречие между возрастанием роли дополнительного образования детей в формировании социально ориентированной личности ребенка и недостаточной теоретической разработанностью данного процесса. Названное противоречие определило проблему: каковы педагогические условия формирования социально ориентированной личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей. Цель данного исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования социально ориентированной личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей.
Исходя из вышеизложенного и в соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
- Разработать теоретические положения об организации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей и определить возможности данной системы как стратегического резерва формирования социально ориентированной личности обучающегося.
- Выявить и обосновать педагогические условия формирования социально ориентированной личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей.
- Определить и апробировать критерии и показатели сформированности качеств социально ориентированной личности обучающегося в учреждении дополнительного образования детей.
В нашем учреждении накоплен положительный опыт работы с семьями обучающихся дошкольников. Созданы особые взаимоотношения с родителями: информационная откровенность, партнерство, сотрудничество, конструктивность.
В течение ряда лет при проведении индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, в часы досуга, на праздниках подключаем к работе родителей. В результате чего:
- установлена тесная взаимосвязь познавательного и эмоционального развития ребенка (когда в процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми ребенок 4-7 лет приобретает ценный социальный опыт ориентирования на общие правила);
- созданы условия для направленного формирования способностей ребенка к совершенствованию своей познавательной, практической деятельности в форме активного усвоения знаний, физического и полноценного психического развития;
- сформирована вера ребенка в свои возможности достижения поставленных задач;
- произошло осознание каждым ребенком своего «Я», возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют успешной самореализации ребенка.
Результаты работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии необходимы, так как они делают детей и родителей ближе духовно, способствуют успешному формированию социального опыта обучающихся детей. Именно с этой целью продолжается работа по созданию Программы взаимодействия «Родитель – ребенок - педагог».
Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. Но, наверняка каждый сталкивался с проблемой что, на первое, а порой и последующие собрания очень редко приходят родители всех детей, зачисленных в группу. По этому, и возник вопрос о включение родителей дошкольников в работу. На первом этапе, для того чтобы заинтересовать родителей, перед собранием проводили открытое мероприятие с участием детей и родителей. Теперь нашу работу, по формированию социального опыта дошкольников и повышению психолого-педагогической компетентности родителей, проводим по четырем направлениям: информационно-аналитическое (анкеты, опросники, беседы и т.п.); познавательное (дни открытых дверей, посещения занятий, встречи со специалистами ЦДОД и т.п.); наглядно-информационное (фотогазеты, фотоколлажи, папки-передвижки, стенды, «Банк идей и советов», рекомендации специалистов ЦДОД и т.п.); досуговое (праздники, развлечения, коллективные экскурсии и выезды на природу, спортивные досуги, совместные проекты, празднование дней рождения и знаменательных событий, выставки и конкурсы, спектакли и т.п.). Включение родителей в подготовку и проведение праздников, занятий и других мероприятий вызывает их искренний интерес к познанию самих себя и детей, жизни центра, поддерживает в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания и обучения, предотвращает возможные конфликтные ситуации в семье и ЦДОД №1, способствует самореализации своей основной социальной роли родителей.
Подготовка к мероприятиям ведется по определенному плану:
- выделение цели и задач мероприятия для детей, родителей и педагогов;
- консультация для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 42% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 100% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 50% - в оценке результатов.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов, но именно этим она и интересна, так как требует от педагога развития интуиции, инициативы, терпения, что в свою очередь позволяет стать профессиональным помощником семье.
Литература:
- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Дорохова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жучкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001
- Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений / О.Е.Громова. – М.: Линка-Пресс,2008
- Национальный проект «Образование для всех»: 12 базовых элементов // Народное образование 2005. №5
- Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997.
- Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4.
- Голенкова Г. Социальное расслоение и социальная мобильность. – Москва, 1999
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.