Цели:
- ввести понятия «тема» и «основная мысль» текста;
- учиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его заглавия;
- работать над развитием речи;
- закреплять изученные орфограммы.
Оборудование:
- маленькая пирамидка (игрушка);
- карточка с названием темы урока;
- большая пирамидка (на кольцах написано «предложение», на стержне – «тема», «главная мысль»);
- карточки «тема», «главная мысль»;
- учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 кл.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Чистописание.
– Записываем слоги: ра, пи, мид, ка
– Какое слово получится? Запишите его, выделите орфограммы.
(дети записывают вначале слоги, а потом записывают полученное слово)
III. Изучение нового.
1. Постановка проблемы.
– А что такое пирамидка? Как она устроена?
(поставить маленькую пирамидку)
– Прочитайте тему нашего урока.
(на доске на карточке написана тема урока)
– Интересно, что же мы будем сегодня изучать на уроке?
2. Введение понятий «тема» и «главная мысль».
– Прочитайте запись на доске. Это текст? Почему?
(на доске запись: В лесу каждый готовится к зиме по-своему.)
– А что же такое текст?
– Спишите это предложение.
– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?
(устные высказывания детей)
а) работа в тетрадях
– Спишите это предложение.
– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?
(устные высказывания детей)
Физминутка
б) работа по учебнику
– Теперь мы с вами должны будем решить какие предложения из упр. 241 раскрывают записанную нами мысль.
(учащиеся открывают учебники на стр. 111 упр. 241: работа идёт по заданиям упражнения)
– Получился ли текст? Как это узнаете?
– А почему же так звучит наша сегодняшняя тема? Какое отношение пирамидка имеет к тексту?
– Ещё раз посмотрите на пирамидку. Давайте попробуем с её помощью открыть ещё одну тайну русского языка.
– На что в пирамидке насаживаются кольца?
(показать на пирамидке – стержень)
– А вот теперь представьте, что в любом тексте есть такой стержень.
(показ на пирамидке, где прикреплены карточки: на стержне «тема» и «главная мысль»)
– Итак, тема – то о чём говорится в тексте, а главная мысль – то что об этом хочет сказать автор. Так вот, тема и главная мысль – это стержень текста.
(на доску прикрепить таблички «тема», «главная мысль»)
– Запомните: не решите о чём и что хотите сказать, – не получится хороший текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.
– А с чем можно сравнить кольца пирамидки? Текст из чего состоит?
(показать кольца, на которых прикреплены карточки «предложение» – ученики нанизывают кольца на стержень)
3. Закрепление.
– Ученикам одного класса учитель дала задание написать о том, как они увидели первый снег. Как вы думаете, о чём и что они должны были написать?
(устные рассуждения учеников)
– Давайте проверим работу одного из учеников этого класса и выясним, все ли предложения о первом снеге. Есть ли в них общая, главная мысль.
а) работа в тетради – задачнике стр. 58.
(учащиеся открывают тетрадь и выполняют № 243 – разбор по заданиям)
IV. Итог урока.
– Какую тайну русского языка помогла нам сегодня открыть пирамидка?
V. Домашнее задание.
– стр.112 упр. 244, упр. 245, правило.