Урок русского языка "Как в детской пирамидке"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятия «тема» и «основная мысль» текста;
  • учиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его заглавия;
  • работать над развитием речи;
  • закреплять изученные орфограммы.

Оборудование:

  • маленькая пирамидка (игрушка);
  • карточка с названием темы урока;
  • большая пирамидка (на кольцах написано «предложение», на стержне – «тема», «главная мысль»);
  • карточки «тема», «главная мысль»;
  • учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 кл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

1. Чистописание.

– Записываем слоги: ра, пи, мид, ка

– Какое слово получится? Запишите его, выделите орфограммы.

(дети записывают вначале слоги, а потом записывают полученное слово)

III. Изучение нового.

1. Постановка проблемы.

–  А что такое пирамидка? Как она устроена?

(поставить маленькую пирамидку)

– Прочитайте тему нашего урока.

(на доске на карточке написана тема урока)

– Интересно, что же мы будем сегодня изучать на уроке?

2. Введение понятий «тема» и «главная мысль».

– Прочитайте запись на доске. Это текст? Почему?  

(на доске запись: В лесу каждый готовится к зиме по-своему.)

– А что же такое текст?

– Спишите это предложение.

– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?

(устные высказывания детей)

а) работа в тетрадях

– Спишите это предложение.

– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?

(устные высказывания детей)

Физминутка

б) работа по учебнику

– Теперь мы с вами должны будем решить какие предложения из упр. 241 раскрывают записанную нами мысль.

(учащиеся открывают учебники на стр. 111 упр. 241: работа идёт по заданиям упражнения)

– Получился ли текст? Как это узнаете?

– А почему же так звучит наша сегодняшняя тема? Какое отношение пирамидка имеет к тексту?

– Ещё раз посмотрите на пирамидку. Давайте попробуем с её помощью открыть ещё одну тайну русского языка.

– На что в пирамидке насаживаются кольца?

(показать на пирамидке – стержень)

– А вот теперь представьте, что в любом тексте есть такой стержень.

(показ на пирамидке, где прикреплены карточки: на стержне «тема» и «главная мысль»)

– Итак, тема – то о чём говорится в тексте, а главная мысль – то что об этом хочет сказать автор. Так вот, тема и главная мысль – это стержень текста.

(на доску прикрепить таблички «тема», «главная мысль»)

– Запомните: не решите о чём и что хотите сказать, – не получится хороший текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.

– А с чем можно сравнить кольца пирамидки? Текст из чего состоит?

(показать кольца, на которых прикреплены карточки «предложение» – ученики нанизывают кольца на стержень)

3. Закрепление.

– Ученикам одного класса учитель дала задание написать о том, как они увидели первый снег. Как вы думаете, о чём и что они должны были написать?

(устные рассуждения учеников)

– Давайте проверим работу одного из учеников этого класса и выясним, все ли предложения о первом снеге. Есть ли в них общая, главная мысль.

а) работа в тетради – задачнике стр. 58.

 (учащиеся открывают тетрадь и выполняют № 243 – разбор по заданиям)

IV. Итог урока.

– Какую тайну русского языка помогла нам сегодня открыть пирамидка?

V. Домашнее задание.

– стр.112 упр. 244, упр. 245, правило.