Некоторые учебники по органической химии

Разделы: Химия


Первоначальное изучение курса органической химии в школе, как правило, труднее курса неорганической химии.

Органические вещества состоят из большого числа атомов. Они вступают в реакции, протекающие по сложным и не всегда ясным механизмам. Учащийся встречается с непривычной классификацией соединений и реакций, с большим числом новых понятий и громадным числом новых терминов и названий веществ.

Поэтому при изучении начального курса органической химии решающее значение имеет методически правильное расположение изучаемого материала, равномерное введение нового и систематическое повторение пройденного.

Ранее мы проводили изучение школьного курса органической химии 10-го класса по учебнику Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Этот учебник был насыщен информацией не всегда нужной в таком объёме ученику базового уровня. В учебнике много схем, таблиц, сведений, необходимых для углубленного изучения предмета.

Отсутствие информации понижает интерес и ликвидирует желание при выполнении домашних работ, но и обилие информации отпугивает не только слабого, но и среднего ученика. На ученика дома обрушивается огромный багаж заданий – прочитать лекцию в тетради, разобрать и выучить параграф, выполнить упражнение. А ещё заданы задания по математике, физике, русскому языку и т.д., то ученику приходится “жертвовать” предметом, который ему наименее важен и нужен.

Среди предлагаемых учебников для 10 класса по органической химии можно выделить учебник Л.А. Цветкова. В нём отражены современные достижения химической науки, широко раскрыто значение химии в повседневной жизни, усилена практическая направленность курса. В структуре учебника предусмотрена возможность разноуровнего изучения органической химии. Дополнительный материал не навязчиво выделен журнально-рубленной гарнитурой. После каждого параграфа даны упражнения, задания и задачи. Это позволяет закрепить материал и задать домашнее задание, что способствует развитию учащихся при самостятельном совершенствовании знаний.

Переход на работу по этому учебнику показал, что выбор был правильным. Следует отметить в чём он выражается.

  1. В тексте учебника постоянно присутствует логика изложения, взаимосвязь “состав -строение- свойства”.
  2. Материал доступен ученику любого уровня развития. Даже слабый ученик справляется с посильными заданиями. У него появляется вера в собственные силы.
  3. Изучение курса органической химии по этому учебнику не вызывает у учащихся страха перед обилием научной информации.
  4. С таким учебником старшеклассники учатся находить ответы на вопросы “Почему?”, “Каким образом?” Их ответы становятся более полными, осмысленными, аргументированными.

Для опредления результативности работы по этому учебнику мы сравнили качество успеваемости учащихся в двух одинаковых по составу 10-х классах, обучающихся по разным учебникам. 10 “а” – 48% (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)10 “б” – 57% (учебник Л.А. Цветкова). В целом учебник способствует хорошему обучению органической химии, развитию логического мышления и привитию интереса к предмету.