Цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное)
Задачи урока:
1. Обобщить знания учащихся об имени существительном.
2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное, часть речи, одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное.
3. Учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.
4. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, внимательное отношение к речи.
5. Формировать исследовательские умения.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: урок-сказка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры для учащихся, объединенные в сеть (при отсутствии проектора); класс. Тестирование составлено в программе Excel, “волшебный” мешочек с предметами.
План урока
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Вхождение в тему.
- Физминутка двигательная.
- Работа по теме урока.
- Первичное закрепление (групповая работа по карточке).
- Физминутка для глаз.
- Самостоятельная работа по уровням.
- Тестирование. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока | Содержание | № слайда время |
1. | Организационный момент Долгожданный
дан звонок, Психологический настрой на урок. Дети выбирают фигурку цвета, соответствующего настроению, наклеивают её на тетрадь: Розовый: У меня хорошее настроение, есть желания поработать! Зелёный: Я готов работать, но мне не хочется Запись у детей в тетради: Одиннадцатое февраля. Классная работа. |
Слайд № 1 |
2. | Минутка чистописания Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку и вспомнить часть речи - имя существительное. Сказка эта знакома вам. Вы читали её на уроках внеклассного чтения. Героиня этой сказки очень хочет отправиться на бал, но злая мачеха не хочет отпускать девушку. Кто эта героиня? Кто автор сказки? Чтобы помочь Золушке, подготовим руку к письму (выписывание в воздухе соединений с З, Зо и письмо в тетради Зо, Золушка)
А поедет ли она на бал, сегодня зависит от нас. Билетом будет служить паспорт имени существительного, который мы будем заполнять. Найти в предложении и назвать имена существительные. - Имя существительное – это часть речи. |
Слайд № 2-3 Показать паспорт Запись в паспорте |
3. | Словарная работа Пропуском в сказку будут слова называющие предметы у меня в мешочке. Я вызываю ученика, предлагаю выбрать предмет, найти орфограмму в называющем его слове и записать на доске (остальные записывают в тетрадях): Пенал, линейка, ластик, ручка, тетрадь Что обозначает имя существительное? Заполнение строки в паспорте Имя существительное обозначает предметы. |
Работа на доске Заполнение 2 строки в паспорте |
4. | Введение в тему Учитель: Сказка “Золушка” начинается так: “Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером... Учиться им не хотелось. Они все время спорили между собой. Стали раз сёстры спорить да скандалить кому, какие слова достанутся. Да чуть не подрались. Перегните страничку тетради пополам по вертикали. Первая колонка – имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а вторая – что? Игра “Сёстры спорят” п./П ушок С/с нежок Ш/ш арик З/з орька, В/в асилёк, С/с ерёжка. Как мы называем имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Заполним строку в паспорте. Почему слова одной группы записаны с заглавной буквы? Они называются именами собственными. Проверка Заполним строку в паспорте. |
Слайд № 4 Заполнение 5 строки в паспорте Заполнение 6 строки в паспорте |
5. | Физминутка – двигательная по музыку “Игра” | |
6. | Работа по теме урока Учитель: Золушка выполняла самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Она трудилась с утра до поздней ночи. Какую работу выполняла Золушка? Какие имена существительные услышали в этом словосочетании? - Отступите строчку и запишите это слово в колонку, (1 ученик – на доске). - Сколько предметов обозначают эти слова? - Как назвать отдельный предмет? Как изменяются имена существительные? Заполним строку в паспорте |
Слайд № 15 Заполнение 7 строки в паспорте |
7. | Групповая работа по карточке Учитель: И вот как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Золушке очень хотелось поехать. И вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела, горько плакала и перебирала крупу... Работы было много. Золушка понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Она была фея и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал. Фея сказала ей: “Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце”. Я предлагаю, помочь Золушке выполнить работу, потому что дружба творит чудеса. Разделимся на команды по 3 человека. 1-я группа выписывает имена существительные, обозначающие события 2-я группа выписывает имена существительные, обозначающие чувства 3-я группа выписывает имена существительные, обозначающие явления природы Снег, праздник, урок, грусть, дождь, болезнь, град, счастье, веселье, гром, перемена, конкурс, жара, радость, здоровье, молния, каникулы. |
Слайд № 16 Спросить 1 человека от каждой группы |
8. | Физминутка (Игра кто-что?) Выйти из-за стола. Игра строится по схеме: учитель называет предметы: если предмет одушевлённый, дети поднимают руки вверх, если неодушевлённый - выполняют приседание Замок, принц, лестница, вечер, король, мачеха, карета, тыква. |
Учитель контролирует действия детей |
9. | Закрепление Учитель: И вот наша героиня попала на бал. “Она вошла в зал. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу. Принц не сводил с нее глаз и не отходил от неё ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Работа по уровням 1-й уровень – вставить в текст имена существительные, указать их основные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное) Потеплело. После обеда пошёл __________. __________________ медленно кружились в воздухе и тихо ложились на землю. Дети высыпали на улицу. Они стали лепить__________________. Весело лаял пёс_____________. 2-й уровень - найти в тексте имена и существительные, выписать и указать их основные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное) Потеплело. После обеда пошёл сне(г,к). Снеж(ы,и)нки медленно круж(ы,и)лись в воздухе и тихо лож(ы,и)лись на землю. Дети высыпали на улицу. Они стали лепить снегов(е,и)ка. Весело лаял пёс( С,с ) нежок. |
Слайд № 17-18 Если останется время |
10. | Проверка усвоения материала Учитель: “Как же найти красавицу?”- думал принц. Помогите ему: “Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер. Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу”. |
Тестирование в MS Excel и выставление оценок |
11. | Рефлексия Заполнение анкеты.
Чтение паспорта по “цепочке”
|
Слайд № 19 |
12. | Домашнее задание. Чтобы закрепить успех, я предлагаю вам домашнее задание. На карточке указаны два задания. Вы можете выбрать любое из них. Карточка Б..резка, бегут, шорох, в..терок, свежий, около, с..неза, крик, птичьи, л..сок, говорливые, быстро, дож..ь. 1. Вставить пропущенные буквы, выписать имена существительные 2. Вставить пропущенные буквы, выписать имена существительные, указать их основные признаки Нарисовать портрет имени существительного таким, каким вы себе его представляете. Провести исследование “Как имя существительное может превращаться в другие части речи” |
Тестирование в MS Excel и
выставление оценок Слайд № 20 |
Я:
1. Доволен собой.
2. Не совсем доволен своей работой.
3. Не доволен своей работой.
Дело:
1. Научился распознавать существительные среди других частей речи.
2. Допускаю ошибки в распознавании существительных среди других частей речи.
3. Так и не научился распознавать существительные среди других частей речи.
Мы:
1. Принимал активное участие.
2. Не совсем доволен своей работой в группе.
3. Не доволен своей работой в группе
Домашнее задание
Уровень 1 - вставьте однокоренные имена существительные, чтобы получился связный рассказ.
Потеплело. После обеда пошёл __________. __________ медленно кружились в воздухе и тихо ложились на землю. Дети высыпали на улицу. Они стали лепить __________, водить хороводы с Дедом Морозом и __________. Весело залаял пёс __________.
Уровень 2 - выпишите из текста имена существительные, укажите число, одушевлённое или неодушевлённое
Потеплело. После обеда пошёл снег. Снежинки медленно кружились в воздухе и тихо ложились на землю. Дети высыпали на улицу. Они стали лепить снеговика, водить хороводы с Дедом Морозом и Снегурочкой. Весело залаял пёс Снежок.