Цели:
- развивать устную речь;
- расширять словарный запас;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать чувство прекрасного на примере литературного произведения, произведений искусства (живописи).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент, сообщение темы и целей урока
II. Рассказ учителя. Просмотр презентации о П.П.Кончаловском, А.С. Кушнере <Приложение 1>.
III. Первичное чтение
IV. Впечатления учащихся
V. Словарная работа(на доске записаны слова, работа с толковым словарём Ожегова).
– лиловой (цвета фиалки или темных соцветий
сирени)
– треуголки (устар.) (форменный головной убор,
сужающийся кверху и расширяющийся с боков).
– допотопная (устарелый, старомодный, отсталый)
VI. Чтение произведения учащимися
VII. Ответы на вопросы
– Сколько строф в стихотворении? (3)
– Прочитайте 1-ую.
– Какие определения поэт даёт сирени? (Фиолетовая,
белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая,
острые листья как треуголки, и, как облако,
стелется тень.)
– Для чего? (Разная, неповторимая)
– «Ледяная»? (Оттенок, ощущение влажного
холодка в тени)
– А как ещё поэт называет сирень и почему он
использует это слово? (Поэт создаёт
впечатление яркого солнечного света и мягкой
тени).
– Найди нужные строчки и подумай: листья так
блестят на улице или в доме? А тень, которая
напоминает облако, падает от букета или от целого
куста?
– Объясни строчку «Летний полдень разбит на
осколки»: о каких осколках идёт речь? (Поэт
сравнивает листья сирени с осколками. — Листья —
острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на
солнце, как стёклышки!)
– Удаётся ли поэту передать впечатление
большого душистого куста в окружении пчёл?
– Как он добивается того, чтобы мы их слышали?
– А нравится ли поэту букет, написанный Петром
Кончаловским?
– Подтвердите, что художник помог поэту увидеть
красоту живой сирени.
– Помогали ли тебе художники увидеть красоту
окружающего мира? Приведи, если сумеешь,
конкретный пример.
VIII. Отражение полученных впечатлений в рисунке. Конкурс рисунков
IX. Подведение итогов урока
X. Домашнее задание