Интегрированное занятие "Закрепление гласных звуков посредством музыки и движения"

Разделы: Музыка, Логопедия


Здоровьесберегающие технологии должны стать основной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Так как все относящееся к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, уровень педагогических культур учителей, содержание образовательных программ т.д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Лишь при условии, что забота о здоровье является одним из приоритетов работы педагогического коллектива и проводится на профессиональной основе можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей технологии. Здоровьесберегающие технологии обучения должны быть направлены, прежде всего, на устранение дефицита двигательной активности, развитие общей и мелкой моторики, восстановление нормального соотношения продолжительности учебы и отдыха, профилактика психологического перенапряжения, коррекция речедвигательных функций. Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласовании функционирования головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительной, двигательный и кинестетический анализаторы. Очень важно использование и интеграция разных видов деятельности в планировании учебного процесса, поиск новых форм и технологий. Создание новых моделей в проведении учебных занятий. Такие занятия направлены на:

– развитие и совершенствование статической, динамической координации движений;
– развитие и совершенствование орального праксиса и произвольной мимической моторики;
– развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей;
– развитие просодической стороны речи: повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, длительность звучания, четкость дикции, интонация, тембровая окраска;
– развитие двигательной памяти, переключаемости движений и контроля за выполнением движений;
– развитие произвольной регуляции мышечного тонуса, формирование экспрессивной стороны речи, развитие фонематического слуха, речевого слуха, звуковысотного слуха;
– развитие дыхания;

Мною было разработано было разработано интегрированное занятие. Такие занятия, включающие динамические упражнения игрового характера, повышающие тонус, моторику, развивающие внимание и память, способствующие развитию речи, создающие положительный эмоциональный настрой и снимающие психоэмоциональное напряжение необходимы для детей младшего школьного возраста.

Цель: реализация здоровьесберегающих технологий с помощью интегрированного урока.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять и закреплять правильную артикуляцию гласных звуков;
  • формировать умение выделять и различать гласные звуки и буквы их обозначающие в слогах, словах и предложениях, опираясь на слуховой, зрительный, кинестетический и тактильный самоконтроль;
  • обогащать словарный запас и расширять грамматический строй речи;
  • формировать представления об основных элементах музыкальной речи;
  • расширять понимание связи музыкального содержания и формы, особенностей композиторского и исполнительского приемов развития;
  • формировать образ посредствам хореографии;

Развивающие:

  • развивать фонематический и слух и фонематическое восприятие;
  • совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза;
  • уметь слушать музыку, понимать ее характер и содержание;
  • совершенствовать двигательные навыки, координацию движения и речи;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • воспитывать творческие способности, чувство темпа и ритма;
  • прививать положительную учебную мотивацию, навыки самоконтроля;

Тип урока: интегрированный

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный ряд, картинки с названиями станций, магнитная доска, наглядные пособия (картинки животных, карточки с названиями инструментов, животных), раздаточный материал (конверты с буквами).

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе все готово.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Мы должны им показать
Как умеем мы писать,
Думать, мыслить и читать
Из слов звуки выделять
Петь, играть и танцевать
На вопросы отвечать.

2. Вступительная беседа.

Учитель: – Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы приглашаем вас в музыкальное путешествие по станциям. Начнем наше путешествие со встречи с гласными звуками.

Станция “Гласные звуки”

3. Артикуляционная и музыкально-певческая разминка.

Логопед:

– Чем отличаются звуки и буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)

– Сколько гласных букв и гласных звуков? (6 звуков и 10 букв.)

Логопед: На какие группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

– Чем они отличаются? (Гласные можно пропеть и протянуть. При произнесении их на пути не встречаются преграды. А согласные нельзя пропеть и протянуть. При произнесении их не встречается преград.)

Логопед: Назовите гласные звуки. (А О У Ы И Э )

Давайте их покажем с помощью органов артикуляции.

– А какие это органы артикуляции?

Отгадать загадку:

В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки. (Зубы и губы)

Догадались, что это за домик? Этот домик рот, красные двери – губы, белые звери – зубы.

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Органы артикуляции: рот, губы, зубы, язык.

Артикуляционно логопед показывает гласные, дети их узнают.

Кто-то из учеников показывает, все узнают.

Логопед: Что образуют гласные? (Слоги.)

– Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

Игра “Найди слог”.

Слова: дорога, море, армия, арфа, антресоль, поляна, синица.

Делят слова на слоги хлопками, подбородком.

Что вы заметили необычного? (Слоги составляют звукоряд.)

Работа со словом ЗВУКОРЯД

– Поделить слово на слоги, выделить гласные. (3 слога, потому что 3 гласные.)

– Из каких частей состоит слово? (Звук и ряд.)

Станция “Звукоряд”.

Учитель: распевка слогов по звукоряду.

Давайте поделим на слоги слова (милая мама)

Хлопками, подбородком.

– Сколько слогов в слове милая? Почему? (3, потому что 3 гласные.)

– Сколько в этом слове букв и звуков? (5 букв и 6 звуков, я имеет два звука.)

– Какие еще гласные обозначают два звука? (е, ю,е)

Всегда ли они обозначают два звука? (Вначале слова и вначале слога.)

– А в остальных случаях? (Дают мягкость согласным.)

Учитель: Распевка: Милая мама

Учитель: В каком из этих слов встречается название ноты?

(Милая.)

– Какая нота? (МИ)

Песня “Как кричит крокодил”

Учитель: Разве может крокодил проглотить будильник, корову и т.д. Такое может произойти только в сказке.

Станция “Сказочная”.

4. Прослушивание музыкального произведения “Петя и Волк”.

Учитель: Итак, наше путешествие продолжается, и сейчас вы узнаете, куда же мы путешествуем. Прослушивание музыкального произведения “Петя и Волк”

Работа с карточками.

Учитель: – Разложите карточки.

– На какие группы вы их можете разложить?

– Это герои какой симфонической сказки? (Петя и Волк.)

– Каким героям соответствуют музыкальные инструменты?

– Назовите фамилию композитора. (Портрет.)

5. Прослушивание отрывка из сказки.

– А чем закончилась эта сказка? (Торжественное шествие.)

(Волка отдали в зоопарк)

Станция : “Зоопарк”.

Логопед:

Итак, мы приехали на нашем поезде в зоопарк.

– Давайте поработаем с этим словом.

– Слово зоопарк сложное слово. Оно состоит из двух частей. Какие это части? (Зоо, парк) Как по другому называет зоопарк? (Зоосад.) Какая общая часть этих двух слов: зоопарк, зоосад? (Зоо.) Что значит ЗОО? (Зоологический). А что такое зоологический парк? (Парк для животных.)

6. Беседа о животных. Игра “Рассыпанное слово”.

– Сейчас вы мне подскажете, какие животные живут в зоопарке. Для этого у каждого на парте лежит конвертик. Составьте из букв названия животных и скажите, какие животные живут в зоопарке?

Звукослоговой анализ слов: крокодил, бегемот, заяц.

Станция “Физкультурная”.

7. Физкультминутка + пальчиковая гимнастик.

(Песня с движениями и пальчиковой гимнастикой “Зайчик”.)

8. Беседа про детенышей животных.

Логопед читает стихотворение, дети вставляют подходящие по смыслу слова:

Зимой, когда мороз и гололедь,
В большой берлоге спал большой …

В мороз и гололедицу спала в берлоге бурая …

Зато, урча спросонок, здесь нежился пушистый ….

Логопед:

– В нашем зоопарке звери живут со своими детенышами. Кто они? Назовите их.

У рыси – рысенок, у волчицы – волченок, у лоcихи – лосенок, у медведицы – медвежонок, у лисицы – лисенок, у зайчихи – зайчонок, у тигрицы – тигренок,у львицы – львеноки т. д.

– А про детеныша какого животного вы знаете шуточную песню?

(Крокодила.)

– Как звали его детеныша? (Крокодиленок.)

Песня про крокодиленка.

Итак, мы попали в зоопарк, что же там происходит? Повторяем последнюю часть слова в чистоговорке.

9. Чистоговорка “В зоопарке”.

Полосатый тигр рычит – ИТ-ИТ-ИТ-ИТ
Медленно змея ползет – ЕТ-ЕТ-ЕТ-ЕТ
Быстро лебеди плывут – УТ-УТ-УТ-УТ
Обезьянки там шалят – ЯТ-ЯТ-ЯТ-ЯТ
Пасть разинул бегемот – ОТ-ОТ-ОТ-ОТ

Отгадать загадку.

Он живет среди болот,
У него большой живот
И огромный страшный рот!
Это толстый … (бегемот)

Логопед: Как по другому называется бегемот? (Гиппопотам.)

10. Зарядка для гиппопотама (проводит хореограф).

Хореограф:

– Сейчас мы с вами проведем необычную хореозарядку. Мы будем не только изображать животных с помощью движений, но и произносить различные звуки.

Звучит песенка про счет на английском языке.

  1. Гиппопотам – раздувает щеки
  2. Тигры – рычат
  3. Пантеры – высовывают языки
  4. Лягушки – квакают
  5. Мухи – жужжат
  6. Змеи – шипят
  7. Пауки – движение пальцами (плетут паутину)
  8. Слоны – трубят (с помощью рук изображают хобот)
  9. Мышки – пищат
  10. Черепахи – втягивают шею

Игра “Кого везут в зоопарк?”.

Логопед ставит на наборное полотно большую картинку с изображение грузовика и сообщает детям о том, что в зоопарк нужно отвезти зверей. Далее каждый ребенок на парте смотрит на предметную картинку с изображением головы и хвоста животного или птицы и говорит, чья голова и хвост показались в грузовике и кого перевозят в зоопарк?

Образец: Это львиная голова и львиный хвост. В зоопарк везут льва.

12. Итог занятия.

Время зря мы не теряли
Все заданья выполняли
Как вам это удалось?
Что же сделать нам пришлось? (Ответы детей.)
Вы сегодня молодцы
Отвечали как бойцы
Песню мы еще споем
и итоги подведем. (Дети выбирают слова из калейдоскопа букв по теме урока.)

Станция “Песенная”

Песня “Аэробика для Бобика” (сигналы).