Цели:
- сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы;
- раскрыть особенности строения шляпочных грибов;
- познакомить с разнообразием грибов;
- познакомить со съедобными и несъедобными грибами;
- рассказать о правилах сбора грибов;
- воспитать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в осенний лес
II. Сообщение темы урока
У. Ребята посмотрите на экран.. Что вы видите?(слайд 1)
Дети. Лес.
У. Часто лес называют щедрым. Почему?
Дети отвечают.
– Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?
На предметном столике расставлены: банка черничного варенья, связка сухих грибов, лист бумаги, орехи лесные, меховая шапка, лекарственный сбор.
– Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.
Дети отвечают.
– Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку (слайд 2)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
Д. Грибы.
У. Верно, это грибы, и речь сегодня пойдет о них.
У. Кстати, я как раз планировала в ближайшие выходные отправиться в лес за грибами. Может, кто-то захочет составить мне компанию?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Грибы зимой не растут.
У. Вы в этом абсолютно уверены?
Д. да.
У. А пока у нас есть время будем учиться быть хорошими грибниками. Как вы думаете, что для этого мы должны знать?
Ответы детей
(Подведение итогов и вывод)(слайд3)
На уроке мы должны узнать:
- Что такое грибы?
- Какие бывают грибы?
- Где, как и когда растут грибы?
- Все ли грибы можно собирать?
- Зачем собирают грибы?
- Как правильно собирать грибы?
У. После того, как мы ответим на вопросы у нас пройдёт конкурс на лучшего грибника (слайд 4)
Ну что, отправляемся в лес?
Заглянем в наше прошлое. Что думали о грибах наши
предки. (слайд 5)
Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы., Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, колбасу, яйца, рыбу.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы?
К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
Ребята, скажите, грибы можно отнести к живой или неживой природе? Почему?
Д. Они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.
У. К какому миру живой природы их можно отнести?
Д. К растениям.
У. Почему?
Д. Они растут на земле.
У. Какие части растений вам известны?
Д. Стебель, корень, листья, плод с семенами.
У. Есть ли они у грибов?
Д. Нет листьев, стебля, веток.
У. В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
Д. Нет.
У. А к миру животных?
Д. Нет.
У. Так что же такое грибы?
Д. Это особый мир природы: ни растения, ни животные. (слайд 6)
У. Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Ребята, давайте мы с вами вернёмся в лес (слайд 7)
Представьте, что мы вошли в лес. Вот мы идём, идём, идём и что-то нам как-то ни один гриб не встречается, что же делать? Видно мы еще не всё знаем? Что же мы упустили?
Д. Где растут грибы!
У. за знаниями мы отправимся в хрестоматию на станицу …
(Слайд 8)
Давайте повторим, где какой гриб мы будем искать.
Берёза – подберёзовик
Дуб (в бору) – боровик (белый гриб)
Осина – подосиновик
Сосны – маслята
Старые пни – опята
Смотрите почти все грибы растут рядом с каким-нибудь деревом. Как вы думаете почему? (слайд 9)
И опять мы за знаниями отправимся в хрестоматию на страницу71. (Читает Андрей)
Вывод
(Слайд 10)
Физкультминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
– Ребята, а грибов бывает великое множество, посмотрите на экран, какие еще бывают грибы. (тутовник, дождевик, бокальчик, чага, рогатик) (слайды 11, 12, 13)
У. А теперь вспомните, как на уроке литературного чтения мы проходили мимо ромашек. Вспомните ,что за задание мы должны были выполнить, что бы они нас пропустили?
Д. Отгадать загадки.
У. Вот, представляете, я в аптеке купила ромашку лекарственную, открыла, а там загадка. Давай те отгадаем?
Д. Давайте.
У. Стоит у дорожки
Шляпка да ножка.
Д. Гриб
У. Как вы отгадали. Что вам помогло найти отгадку.
Д. Слова шляпка и ножка. (слайд 14)
У. Верно гриб состоит из шляпки и ножки. И все? У гриба есть еще грибница. (Щелчок.)
У вас на столе лежат конверты. В них составные
части гриба. Составьте гриб и наклейте на картон. (Дети
работают.) Покажите что получилось.
Какие замечательные грибочки получились. А
давайте заглянем под шляпку (слайд 15). Что же
мы там видим? (Щелчок.)
Ответы детей.
– Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. (слайд 16)
Подскажите, как называются грибы у которых под шляпкой спрятались пластинки? (Пластинчатые.) Как называются грибы, у которых под шляпкой вместо пластинок трубочки? (Трубчатые.)
(Слайд 17) Смотрите лесовичек нам написал пословицу, что он хотел нам сообщить? Как вы считаете?
Учитель достает корзинку в ней лежат грибы (Съедобные и несъедобные).
– Смотрите сколько грибов я собрала. Сегодня нажарю и за ужином скушаю. Наверно будет очень вкусно?
Д. Нет
У. Почему?
Д. Там есть ядовитые грибы.
У. Получается, что бывают грибы съедобные и несъедобные. (слайд 18).Как вы это понимаете?
Д. Ответы детей.
Физкультминутка (для глаз)
(слайд 19)
У. Мы с вами выяснили: что такое грибы? Какие бывают грибы? Где, как и когда растут грибы? Все ли грибы можно собирать? И у нас осталось ещё 2 вопроса (слайд 20).
Зачем собирают грибы? Как правильно собирать грибы? Зачем же собирают грибы? Пусть бы росли себе.
Д. Их сушат, солят, варят, маринуют. (слайд 21)
У. А как правильно собирать грибы? (Щелчок.)
Ответы детей
Вывод:
- Дети собирают грибы только со взрослыми
- Собирайте только знакомые грибы
- Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом
- Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
- Вот вы и узнали тайны грибного царства. (слайд 22)
- А сейчас мы проведём конкурс на лучшего грибника.
(Задание в тетради на печатной основе с. 37–38)
На следующем уроке мы поговорим, как же грибы размножаются, подробнее поговорим о каждом грибочке, а так же узнаем об опасных двойниках. Вы можете поспрашивать о грибах у своих родителей или обратиться к хрестоматии.