Каждый человек - неповторимая
личность на небосклоне мироздания.
Актуальность данной темы обусловлена изменением социально-экономической структуры общества, трансформацией ценностных ориентаций, вхождением России в мировое образовательное пространство.
Таким образом, приоритетом нового этапа развития образования является гуманистическая педагогика, направленная на развитие личности, раскрытие ее потенциала, формирование самодостаточности и самостоятельности. Важнейшим элементом педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие (взаимовлияние и взаимопроникновение) педагога и учащихся. Наметился переход от обучения, где ведущая роль принадлежит учителю, а ученик лишь должен запомнить и воспроизвести учебный материал, к учению, превращающему школьника в субъект образовательного процесса.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, подчинено задаче развития способностей учащихся. Учебно-воспитательный процесс проектируется с опорой на современные информационные технологии. Перечисленные нововведения ставят своей целью повышение эффективности процесса обучения как особой формы организации социальных процессов и межличностных отношений; их реализация предполагает внедрение в практику школы альтернативных систем обучения и проектирование инновационных педагогических технологий.
Современной альтернативой традиционной классно-урочной системе является система личностно ориентированного обучения, воплощающего идеи гуманистической философии, психологии и педагогики. Данная система позволяет формировать важное качество человека быть субъектом, творцом своего жизненного пути; учит школьников инициативно и ответственно осуществлять все виды активности (познавательной, социальной, творческой). Ребенок в системе личностно-ориентированной педагогики открыт для восприятия нового опыта, способен на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Появление инновационных учебных заведений, развитие частных школ, внедрение в практику различных форм дополнительного образования делают актуальной проблему обучения в малых группах (2-12 человек), возникающих как наиболее оптимальная форма организации обучения с целью удовлетворения образовательного запроса ученика.
Целесообразность личностно-ориентированного обучения в малых группах обусловлена следующими факторами:
1) запросом общества (новые политические, экономические, социальные условия, широкая альтернативность, конкурентная борьба, трансформация ценностных ориентаций и общественных установок требуют прихода молодых, инициативных, всесторонне образованных кадров, обладающих гибким мышлением, творческим подходом, способных к вариативности поведения);
2) запросом личности, ее потребностью в самовыражении, интеллектуальном развитии, реализации творческого потенциала;
3) динамизмом общественной жизни (в связи с постоянно растущим потоком информации. Ни увеличение объема программ, ни возрастание сроков обучения не в состоянии обеспечить должный образовательный эффект. И тот запас общенаучных и специальных знаний, которыми овладевает современный школьник, завтра вполне может оказаться недостаточным, что ведет к необходимости формировать у учащихся способность к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитывать у них потребность к постоянному самообразованию и творчеству).
С уверенностью можно сказать, что личностно-ориентированная направленность процесса обучения в частной общеобразовательной школе определяется следующими принципиальными положениями:
- рациональное сочетание научных знаний гуманистической психологии и современных педагогических технологий;
- организация познавательной деятельности учащихся посредством самообучения, самодиагностики, самокоррекции результатов;
- эффективное использование индивидуального стиля работы педагогов, школьников с учетом их склонностей, потребностей и возможностей;
- обеспечение системности, целостности, проблемности, гибкости и актуальности содержания обучения;
- построение субъект-субъектной психолого-педагогической парадигмы, с использованием принципов субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учениками, на основе сотрудничества, открытости и свободы выбора, при согласовании обучающего стиля и когнитивного стиля ученика.
Цель сегодняшней школы - воспитать гражданина, ориентированного на свое непрерывное образование и саморазвитие. Для воспитания самостоятельной, инициативной, творческой личности необходима инновационная педагогическая парадигма, новые концептуальные подходы к системам обучения и воспитания. Удовлетворить данный запрос возможно с помощью разработки системы личностно-ориентированного образования, базирующейся на эмпирических (опыт учителей-новаторов) и теоретических (психологические, педагогические исследования личности) предпосылках.
Личностно окрашенный и индивидуально ориентированный инновационный вариант педагогического процесса включает в себя следующие принципы:
- самоактуализации;
- индивидуальности;
- субъектности выбора;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки.
Изложенные принципы личностно-ориентированного подхода находят свое отражение в приоритетных направлениях работы школы:
- обеспечение высокого уровня обученности учащихся, развитие их творческих способностей;
- полноценное соединение получаемых учащимся знаний и практических навыков;
- объединение школьной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
- приобщение учащихся к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни;
- формирование общей культуры личности, воспитание человека и гражданина, обеспечение социализации учащихся.
С целью реализации личностно-ориентированной направленности в педагогической деятельности нашей школы “Ромашка” выстроено и содержание образование. Здесь важная роль отводится итегрирующей роли информатики за счет организации межпредметных связей. Так как на этих уроках появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом наибольшее значение будет иметь уровень развития мышления, который определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося. В качестве практического задания учащимися школы была разработана контролирующая (тестирующая) программа по учебным предметам МХК, истории в форме игры.
Примером проектной деятельности на уроках чтения в начальной классах стал сборник произведений учеников “Чудесный мир сказки”. Дети в течение длительного времени собирали свои работы для этого сборника.
Внеучебная деятельность в школе “Ромашка” предоставляет широкие возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В школе работают кружки, секции и факультативы для всех возрастных групп учащихся, такие как “Шахматы,” “Умелые ручки”, “Мировая культура”, “Танцы”, “Ансамбль”, “Хор”, “Карате”.
На каждом занятии ребенок развивается как личность, и тогда становится очевидным, что созданная внутри нашей школы система дополнительного образования, позволяет каждому ученику избрать себе занятие по душе, которое в полной мере соответствует его интересам и способствует проявлению и обогащению его творческого потенциала.
Учащиеся школы “Ромашка” становятся лауреатами городских конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов. Ежегодно ученики школы участвуют в интеллектуальных марафонах и олимпиадах, окружного и городского уровня, подтверждая высокий уровень знаний, и награждаются грамотами за призовые места. Например, ученики 5-7 классов принимают участие в ежегодной интеллектуальной игре “Ступеньки”, показывая высокий интеллектуальный потенциал.
Также воспитанники школы демонстрируют свои знания и волю к победе на телевизионных конкурсах “Самый умный”, “За семью печатями”. Ученики начальной школы принимают участие в ежегодной городской Неделе детской книги “Мы пишем Книгу мира в XXI век” и нередко становятся победителями. Воспитанники принимают участие в окружном конкурсе “Сделай мир добрее”, высказывая свое мнение об окружающей природе, об отношениях между людьми и понимании доброты. Выпускница школы “Колледж “Ромашка” Екатерина Канищева, ныне студентка МГУ, самый молодой журналист канала “Столица +” телевидения ЗАО г. Москвы, подготовила репортаж в рамках конкурса “Сделай мир добрее” и заняла первое место.
Одним из приоритетных направлений в работе школы “Ромашка” является объединение школьной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс.
Так, патриотическое воспитание нашло свое отражение в совместном проекте учеников нашей школы под руководством учителя начальных классов Федосовой М. Ю. Дети составили альбом “Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!”, где представлены стихи, фотографии и рассказы детей о Москве, подобраны пословицы, загадки и песни о нашем городе. Ученики сами составляли кроссворды, рисовали рисунки.
Ежегодно в школе проводятся внеклассные мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы. Школьники читают стихи, поют песни о войне, возлагают цветы к мемориалам памяти павших.
А в рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне ученики собирали материалы о своих родственниках, участниках боевых сражений и тружениках тыла. Все эти материалы в электронном или печатном виде были переданы ОУО ЗАО для создания Книги памяти.
В школе большое внимание уделяется экскурсионной работе. Дети часто посещают Московские музеи, выставки, где знакомятся с культурой нашей страны, узнают много интересного об истории Москвы, творчестве известных художников и писателей.
Педагогический коллектив школы заинтересован в тесном сотрудничестве с семьёй как единомышленником, союзником и участником образовательного процесса. Отрадно заметить, что сложившаяся с годами система обучения и воспитания детей в нашей школе, как и во многих негосударственных школах Западного округа города Москвы привлекает внимание родителей многодетных семей. В негосударственных школах обучаются младшие братья и сёстры старших воспитанников, а выпускники приводят в школу своих собственных детей.
Личностно-ориентированная направленность всего педагогического процесса обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого выпускника. Таким образом, для подготовки школьников к самостоятельной жизни нужно по мере возможностей создавать в школе все условия для активного участия учащихся в разнообразных видах деятельности, переводить ребят в позицию субъектов познания, труда и общения, поскольку деятельность является связующим звеном между личностью и объективным миром, и посредством нее человек, изменяя мир, изменяется сам.
Нашим детям не приходится гадать, любят их или нет. Мы работаем, следуя принципам гуманистической психологии: полное принятие каждого ребенка, бережное отношение и уважение его личности.