Цели.
Образовательные:
познакомить с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми числителями; закрепить понятие дроби; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение говорить грамотно, используя математические термины, выделять в учебном тексте главную мысль, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, чувство взаимовыручки.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; электронное учебное пособие “Математика в начальной школе”, тема “Доли, дроби”. Учись. Работай, задание №1. Тренажёр № 1, задание № 1, 2 (руководитель проекта к.п.н. Молоков Ю.Г.); презентация “Как писать цифры” (Дегелевич В.Б.), портрет Тарентского А..
Ход урока
I. Организационный момент
1. Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
2. Минутка чистописания
– Откройте тетради, запишите число.
– Ребята, какое сегодня число ? Что вы можете сказать про это число?
(Оно двузначное, чётное, записано с помощью двух различных цифр 2 и 9, соседи 28 и 30, в числе 29 всего 29 единиц, из них 9 отдельная единица и 2 десятка, число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 9).
– Проведём минутку чистописания. (Приложение 1)
II. Актуализация знаний
а) – Что мы с вами изучаем на уроках? (Дроби)
– Давайте вспомним, какие действия с дробями вы умеете выполнять.
На доску по очереди вывешиваются задания. Дети называют действие и выполняют решение при помощи маркера.
б) Одновременно идёт работа за компьютером.
“Математика в начальной школе”, тема “Доли, дроби”. Работай, задание № 1.
К компьютеру выходят работать два ученика. Один ученик работает за компьютером, второй (консультант) наблюдает и оказывает помощь при затруднении или неправильном вычислении первого.
III. Постановка проблемы и первичное формирование знания
Проблема => постановка учебных задач.
– Какое действие с дробями здесь изображено? (Вычитание дробей)
– Мы изучали вычитание дробей? (Нет)
– Кто из вас сможет объяснить, как выполнить вычитание? (Объяснение учащихся)
– Мы пока только предполагаем, как это сделать, но точно не знаем.
– Откройте учебник на стр. 38, посмотрите на разворот учебника. Чем сегодня вы будете заниматься на уроке? (Мы будем учиться вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
IV. Введение нового знания
1. Просмотр видеофрагмента
“Математика в начальной школе”, тема “Доли, дроби”. Учись.
– Давайте посмотрим, как вычитают дроби с одинаковым знаменателем.
– Объясните, как вычитают дроби с одинаковым знаменателем. (Вычитая дроби с одинаковыми знаменателями, вычитаем только числители)
– Верны были наши предположения?
2. Фронтальная работа
Задание № 1, страница 38.
– чтение и обсуждение текста по частям;
– формулирование нового правила.
V. Гимнастика для глаз
Рисуем глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди.
Нарисуй теперь квадрат. Получилось? Очень рад.
Зажмурь глаза, открой и вот – работа нас зовёт вперёд!
VI. Первичное закрепление
Задание № 2 а), страница 38.
Работа идёт у доски и в тетрадках.
VII. Самостоятельная работа в парах
1. Задание № 2 б), страница 38.
– Работаем в парах.
а) Работа за компьютером в паре “Математика начальной школе”, тема “Доли, дроби”. Тренажёр № 1, задание № 1. Два ученика по очереди выполняют задания, одновременно контролируя друг друга.
VIII. Физкультминутка
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки наши поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
IX. Повторение и закрепление изученного материала
1. Сейчас выполним задание № 3. Ребята первого ряда по “цепочке” будут выходить к компьютеру, выполнять по одному заданию и присоединяться к нам.
а) Работа за компьютером по “цепочке”.
“Математика в начальной школе”, тема “Доли, дроби”. Тренажёр № 1, задание № 2.
б) Фронтальная работа.
Задание № 3, страница 38.
На доске
Результаты вписываются маркером по мере вычислений одновременно на доске и в учебнике. К доске выходит ученик (не более одного раза), который первым вычислил результат.
– Давайте проверим, правильно ли вы сделали вычисления. (Приложение 2)
2. Задание № 4, страница 39.
х : 5 · 6 = 210 х : 6 · 5 = 210
(Решение уравнений при помощи взаимообратных действий)
X. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что показалось трудным?
– Что считаете самым интересным?
XI. Домашнее задание
Задание № 4 (оставшаяся часть), страница 39.
Задание № 6, страница 39.