Урок математики в 6-м классе "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Цель урока: закрепить навыки учащихся в действиях с обыкновенными дробями; учить применять эти навыки при решении задач; пополнить знания о родном крае.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение 1): бланк №1 для подведения итогов и рефлексии, бланк №2 для проведения устного счета, карточки лото (выдаются в разрезанном виде, один комплект на стол), бланк № 3 с текстом теста.

Ход урока

Весь урок сопровождает презентация (приложение 2).

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока (сообщает учитель). Слайд 1.

Формулировка цели урока (формулируют учащиеся). Слайд 2.

II. Фронтальный опрос.

- Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.

- Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей.

- Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей.

III. Устные упражнения. Слайды 3–10.

Выполнить действия:

1.

2.

3.

4.

5.

Запишите число взаимно обратное данному числу:

6. 7

7.

8. Найдите корень уравнения

Проверим ответы и поставим количество набранных баллов в бланк результатов. За каждый верный ответ – один балл. Слайд 11.

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

2

IV. Игра “Лото” (в парах).

У каждого учащегося на столе лежат карточки с примерами. Ответы примеров 1-го варианта совпадают с ответами примеров 2-го варианта. Учащиеся должны выполнить действия на карточках и соединить карточки с одинаковыми ответами.

Вариант 1

Вариант 2

14:

0 : 21

Переверните карточки. У найденных пар на обратной стороне должны быть одинаковые картинки. За каждую верно найденную пару каждый ученик получает один балл. Поставьте заработанные Вами баллы в бланк результатов.

Давайте посмотрим, какие города изображены на открытых Вами картинках. Слайды 12–16.

V. Решение задач.

1. Фронтальный опрос:

- Как найти дробь от числа?

- Как найти число по значению его дроби?

2. Рассказ учителя о гренландском тюлене: Слайд 17.

“На рисунке – фотография гренландского тюленя. Гренландский тюлень населяет северные широты Атлантики и частично Северного Ледовитого океана. Обитает гренландский тюлень и на побережье Белого моря. Именно в этом месяце, декабре они появляются в Горле Белого моря. Человек издавна охотиться на гренландского тюленя, использует сало и кожу. Пользуется большим спросом мех молодых тюленей – бельков”.

3. Задача 1. Слайд 18.

Масса детеныша гренландского тюленя – белька вместе с массой взрослого 168 кг. Какова масса взрослого тюленя и какова масса белька, если масса детеныша составляет массы взрослого тюленя.

(Обсуждение решения, самостоятельная запись решения в тетради с последующей самопроверкой) Слайд 19-21.

Решение:

х – масса взрослого тюленя,

х – масса детеныша,

(х + х) – масса тюленя с детенышем, что по условию составляет 168 кг.

Имеем уравнение:

х + х = 168;

Значит, масса взрослого тюленя 160 кг.

2) 168 – 160 = 8 (кг) масса белька.

Ответ: 160 кг, 8 кг.

4. Задача 2. Слайд 22.

Найдите длину взрослого гренландского тюленя, если его масса 160 кг и она составляет его длины.

Самостоятельное решение в тетрадях с последующей самопроверкой. Слайд 23.

Решение:

160 : =180 (см) длина гренландского тюленя.

Ответ: 180 см.

Продолжение рассказа:

“Много веков человек охотиться на гренландского тюленя, использует сало и кожу. Пользуется большим спросом мех молодых тюленей – бельков. Каждый год погибают сотни тысяч животных, не достигших и трехмесячного возраста. Со многих сдирают шкуру пока они еще дышат. У молодого тюлененка нет шанса выжить и крики матери не могут их защитить от зверобоев. Эта охота бессмысленна и бесчеловечна. Множество людей борются против любого промысла тюленей”. Слайд 24.

VI. Тест.

Слайд 25

Тест “МОЙ СЕВЕРОДВИНСК”

  1. Численность населения Северодвинска – 190 тыс. человек.
  2. На основном предприятии города “ПО СЕВМАШ” работает всех жителей Северодвинска. Сколько человек работает на СЕВМАШе?
  3. Ф. 12 тыс. У. 25 тыс. Х. 2,5 тыс. Ц. 250 тыс.

  4. В магазине “Юбилейный” набор елочных игрушек стоит 200 руб., что составляет стоимости искусственной елки. Сколько стоит искусственная елка?
  5. Ш. 4500 р. Т. 450 р. Р. 355 р. П. 45000 р.

  6. В магазине “Эльдорадо” новогодние скидки на электротовары 10 %. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 11000 руб.?
  7. Г. 1100 р. В. 10000 р. Б. 11000 р. А. 9900 р.

  8. Сложите число 5 с числом обратным ему. Полученную сумму умножьте на произведение этих же чисел.
  9. Л. 1 М. 5 Н. 5 О. 5

Те, кто верно решил все задачи и верно выбрал ответы, получил слово УШАН.

Рассказ учителя об ушане.

Ушан – это представитель семейства обыкновенных летучих мышей. От остальных представителей семейства ушаны отличаются очень длинными ушами (по длине почти равными предплечьям). Такие летучие мыши живут и у нас на Севере. Они приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. Нередко ловят насекомых или пауков, сидящих на листьях или ветвях, при этом зависают в воздухе перед добычей, быстро взмахивая крыльями. Зимует в естественных пещерах или искусственных подземных сооружениях.

Но ушанам грозит уничтожение, они занесены в красную книгу Архангельской области. Для  охраны ушанов необходимы меры по охранению обитаемых  убежищ, развешивание искусственных дуплянок”. Слайд 26.

VII. Домашнее задание.

Слайд 27.

Составить две задачи:

1) по нахождению дроби от числа;
2) по нахождению числа по его дроби.

Сделать иллюстрации к условиям задач. Решить составленные задачи.

VIII. Итог урока.

Подсчитайте общее количество баллов, набранное вами за урок. Выясните, какую отметку вы получите за урок.

В графе РЕФЛЕКСИЯ поставьте “галочку” в строке, соответствующей вашему теперешнему состоянию. Слайд 28.