Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является  одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.

Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д.  Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

С раннего возраста учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед уроком, даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой – небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

Предварительный анализ зимней природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные этюды. Свои наблюдения ребята смогли реализовать в творческих работах.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

Сегодня возникло слово ксенофобия – страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость -  одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина и Достоевского. Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как все мы из одного гнезда. Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.

Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арттерапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан  с представлениями наших предков о роли и назначении человека. Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и  верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя.  Особое внимание  мной уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. Оптимизм учителей, уверенность в том, что беда одолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть.

Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается и при проведении  психологического тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также  воспитание культурного, духовно-нравственного человека.

Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд). Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Методики преподавания  предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.

Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.

Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

Приложение 1