Основная цель обучения английскому языку в начальной школе – это формирование основ речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной компетенций, включая навыки взаимо- и самоконтроля, а также навыки, связанные с использованием ИКТ. Кроме того, работая в начальной школе, учителю всегда следует учитывать, что игра была и остается важной потребностью и мотивирующим фактором учебной деятельности младших школьников. Учащихся этого возраста нужно постоянно удивлять: яркостью, разнообразием, неординарностью.
Роль информационных технологий вообще и компьютерных в частности очень высока в наше время, и мы не можем не считаться с этим, во-первых. Во-вторых, это имеет огромный ряд преимуществ в современной методике обучения. Целью использования ИКТ в общеобразовательной школе является развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):
- Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- Формирование умений принятия решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных игр и работы с программами-тренажерами);
- Развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и набора ЦОР);
- Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);
- Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного мира;
- Подготовка специалистов в области информационных технологий;
- Подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- Повышение эффективности и качества за счет реализации возможности ИнТО;
- Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности учащихся; углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Разработанные и представленные мною некоторые дидактические разработки в виде компьютерных презентаций в формате Smart Technologies направлены на
- освоение основного языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе;
- формирование языковых и речевых навыков: лексических, грамматических, фонетических, орфографических;
- развитие навыков техники чтения;
- развитие речевых умений аудирования, чтения, письма и говорения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 – НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ
Слайд 1 – обложка.
Слайд 2 – название темы.
Слайд 3 – введение теоретического материала в виде диалога ученика с учителем.
Слайд 4 - теоретический материал с примерами.
Далее следуют практические упражнения на слайдах 4, 5, 6 и 7.
Слайды 5 - 6 - тренировочные упражнения.
Выполняя это задание, ребята перемещают формы неопределенного артикля к картинкам, проговаривая слова вместе с артиклем. Большое количество картинок дает возможность каждому учащемуся поупражняться в этой теме и в этом упражнении. Таким образом, данные слайды позволяют каждому обучающемуся:
- отрабатывать употребление форм A и AN неопределенного артикля;
- повторить лексические единицы;
- тренировать фонетику.
Слайд 7 – тренировочное упражнение.
Учащиеся внимательно читают задание. Далее они должны подвести мышку к подходящему слову и нажать. Шарик лопнет. Если задание выполнено правильно, то под лопнувшим шариком видна галочка. Если же ученик допустил ошибку, то под шариком - крестик. Упражнение на этом слайде помогает:
- тренировать внимание и внимательность;
- развивать умение сосредоточиться;
- развивать память и аналитические способности;
- повторять лексику;
- тренировать фонетику;
- повторить английские названия цветов/оттенков;
- отрабатывать употребление форм неопределенного артикля.
Слайд 8 - тренировочное упражнение.
Формы неопределенного артикля A и AN находятся в разных корзинках. Задача учащихся переместить формы неопределенного артикля к подходящему слову и произнести вслух. Это упражнение дает возможность:
- закрепить грамматический материал по теме «Неопределенный артикль»;
- тренировать навык чтения слов с формами неопределенного артикля;
- повторить и закрепить звуко-буквенный анализ слов;
- тренировать фонетику;
- развивать внимательность;
- развивать аналитические способности и умение объяснить свой выбор, ссылаясь на теоретический материал, данный в начале темы/урока.
Слайд 9 – проверочная работа.
После целого ряда упражнений на тему «Неопределенный артикль» учащимся предлагается подставить формы A или AN к ряду английских слов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 – УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Слайд 1 – обложка.
Слайд 2 – название темы.
Слайд 3 – введение в тему «Указательные местоимения единственного числа»
Изучая тему «Указательные местоимения единственного числа», я представляю собственно сами указательные местоимения, ссылаясь на умение обучающихся наблюдать и делать вывод. Так ребята самостоятельно видят и отмечают, что находится далеко и близко и в каком количестве.
Слайд 4 – представляет теоретический материал с примерами.
Далее следуют практические упражнения на слайдах 5, 6, 7 и 8.
Слайды 5 - 8 - тренировочные упражнения.
Слайд 5 – тренировочное упражнение.
Учащиеся внимательно читают задание. Далее они должны подвести мышку к подходящему слову и нажать. Шарик лопнет. Если задание выполнено правильно, то под лопнувшим шариком видна галочка. Если же ученик допустил ошибку, то под шариком - крестик. Упражнение на этом слайде помогает:
- тренировать внимание и внимательность;
- развивать умение сосредоточиться;
- развивать память и аналитические способности;
- повторять лексику;
- тренировать фонетику;
- повторить английские названия цветов/оттенков;
- отрабатывать употребление форм неопределенного артикля.
Слайд 6 – тренировочное упражнение.
Учащиеся внимательно читают задание. Далее они должны переместить словосочетания с подходящим указательным местоимением к соответствующей картинке. Функция CHECK позволяет проверить выполненное задание. Функция RESET позволяет выполнить это упражнение столько раз, сколько потребуется. Функция SOLVE показывает правильные ответы.
Упражнение этого слайда позволяет:
- тренировать умение соотнести графическое изображение слова с его значением;
- отрабатывать употребление указательных местоимений;
- повторять лексику;
- тренировать фонетику;
- развивать внимание и внимательность;
- осуществлять звуко-буквенный анализ слов, особенно указательных местоимений.
Слайд 7 – тренировочное упражнение.
Учащиеся внимательно читают задание. Далее, ознакомившись со значением слов HERE и THERE, они перемещают словосочетания в соответствующий столбик со словами HERE и THERE. Функции CHECK, RESET и SOLVE дают возможность проверить выполненное задание, повторить его – при этом порядок словосочетаний для перемещения меняется – и проверить ответы. Этот слайд отличается от предыдущего тем, что не имеет картинок и содержит большее количество словосочетаний, что позволяет большему числу учеников выполнить задание.
Это упражнение дает возможность:
- закрепить грамматический материал по теме «Указательные местоимения»;
- тренировать навык чтения слов с применением указательных местоимений;
- повторить и закрепить звуко-буквенный анализ слов;
- тренировать фонетику;
- развивать внимательность;
- развивать аналитические способности и умение объяснить свой выбор, ссылаясь на теоретический материал, данный в начале темы/урока.
Слайд 8 – тренировочное упражнение.
Этот слайд игровой. Учащиеся раскрывают квадратики, называя по-английски цвета, обнаруживают под ними рисунок, определяя его размер (SMALL или BIG), и перемещают словосочетание с подходящим указательным местоимением к соответствующей картинке. Функция EDIT позволяет изменить цвет квадратиков, а функция RESET позволяет повторить это упражнение. Значок около гитары воспроизводит звук игры на гитаре.
Упражнение данного слайда полезно для:
- закрепления темы «Указательные местоимения»;
- повторения названия цвета;
- отработки фонетики;
- развития внимания;
- снятия усталости.
Слайд 9 - введение в тему «Указательные местоимения множественного числа».
Данный слайд представляет картинку, подобную слайду 3, но с разницей в количестве изображенных объектов. Учащиеся опять делают вывод о том, далеко или близко (THERE или HERE) находятся объекты и в каком числе (единственном или множественном) они изображены.
Слайд 10 – представляет теоретический материал с примерами.
Далее следуют практические упражнения на слайдах 11 и 12.
Слайды 11, 12 - тренировочные упражнения.
Слайд 11 – тренировочное упражнение.
Задача учащихся – переместить указательные местоимения к соответствующим картинкам и правильно произнести словосочетания с указательными местоимениями множественного числа. Особое внимание следует уделить фонетическому звучанию местоимений THESE и THOSE.
Данный слайд позволяет:
- тренировать употребление указательных местоимений множественного числа;
- отрабатывать фонетическое звучание местоимений THESE и THOSE;
- повторить лексику;
- повторить попутно числительные и названия цветов;
- развивать память, внимание, умение сосредоточиться, корректно работать за компьютером.
Слайд 11 - тренировочное упражнение.
На этом слайде учащиеся читают предложения, видят картинки с изображением животных и указательные местоимения внизу слайда. Задача ребят – подобрать соответствующие местоимения и переместить их; прочитать предложения с подобранными местоимениями.
Упражнение дает возможность:
- закрепить материал по теме в новой форме;
- повторить лексику по теме «Животные»;
- отработать фонетическое звучание слов в сочетании с указательными местоимениями множественного числа;
- тренировать навык чтения;
- повторить название цветов и числительные;
- тренировать память и внимание.
Слайд 12 – проверочная работа.
После целого ряда упражнений на тему «Указательные местоимения» учащимся предлагается выполнить проверочную работу.
Слайд 13 – «Проверь себя».
Функция «Шторка» позволяет показывать ответы постепенно горизонтально и вертикально. Также «шторку» можно удалить вовсе и показать все ответы обоих вариантов сразу.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3 – ЖИВОТНЫЕ /THE ANIMALS
Слайд1 – обложка.
Слайд 2 – название темы.
Слайд 3 – введение в тему «The animals».
Слайд представляет ряд картинок с изображением животных. Вопрос ‘Do you know these animals?’ ссылается на личный опыт обучающихся и позволяет им проявить их знания. Если же возникает трудность, то под каждой картинкой можно прочесть название животного по-английски. Для этого нужно мышкой сдвинуть картинку в сторону. Нажав значок рядом, можно прослушать звуки, которые издаёт данное животное.
Это упражнение дает возможность:
- сослаться на личный опыт учащихся, повышая таким образом их самооценку и вызывая интерес к предмету и изучаемой теме, а также создавая ситуацию успеха;
- расширить лексический запас;
- тренировать память;
- развивать навык звуко-буквенного анализа и навык чтения;
- повторить названия цвета и прилагательные BIG, LITTLE, SHORT, TALL, FAT, THIN.
Слайд 4 – продолжает вводить учащихся в тему. Здесь уместно также ознакомить ребят с понятием «интернациональные слова», попросив их выбрать и тех животных, названия которых понятны без перевода. В упражнении на данном слайде задача ребят заключается в том, чтобы они переместили написанные названия животных к их изображению, произнося их вслух.
Упражнение на этом слайде помогает:
- развивать навык чтения;
- тренировать лексические навыки;
- расширить запас слов по данной теме;
- тренировать память, внимание;
- развивать навык говорения, так как позволяет кратко описать изображенное животное.
Слайд 5 – упражнение на правила правописания названия животных. Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы и прочитать слово. Для проверки можно сдвинуть в сторону изображение и посмотреть пропущенную букву. Опять же попутно можно составить описание животных, используя прилагательные BIG, LITTLE, SHORT, TALL, FAT, THIN и название цвета.
Данный слайд позволяет:
- тренировать внимательность и умение сосредоточиться;
- развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения и письма;
- развивать память;
- активизировать употребление лексики по изучаемой теме;
- тренировать фонетику;
- повторить английские названия цветов/оттенков;
- развивать навык устной речи – монологической, если учащийся описывает животное, и диалогической, если работа идет в режиме «вопрос – ответ.
Слайды 6 и 7 включают в себя упражнения на автоматизацию лексики по теме.
Слайд 6 –предлагает обучающимся ответить на вопрос “What do animals eat?”, опираясь на изображения животных и продуктов питания. Можно строить работу в режиме как монолога, так и диалога. При этом можно также перемещать картинку с животным к картинке с изображением продуктов. В данном слайде уместно повторить образование множественного числа имен существительных и Present Simple –употребление вспомогательного глагола do в вопросительном и отрицательном предложении с существительными множественного числа.
Слайд 7 – также предлагает обучающимся ответить на вопрос “What animals can and can’t do?”, опираясь на изображение животных и глаголы физической активности. Выполнять это упражнение также можно как в режиме диалога, так и монолога. Кроме того, учащиеся активно используют в речи Present Simple в вопросительных, утвердительных и отрицательных структурах (полных и кратких).
Задания этих слайдов дают возможность:
- сослаться на личный опыт учащихся, таким образом повышая их самооценку и вызывая интерес к предмету и изучаемой теме, а также создавая ситуацию успеха;
- развивать навыки устной речи – монолога и диалога;
- активно использовать лексику по теме;
- тренировать грамматические навыки (Present Simple);
- развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, культуру ведения диалога/монолога.
Слайд 8 – заключает в себе загадки о животных на английском языке и является скрытым контролем.
Изучив и отработав названия животных; повторив цвета и прилагательные BIG, LITTLE, SHORT, TALL, FAT, THIN; грамматические структуры времени Present Simple; множественное число имен существительных, ребята отгадывают загадки о животных. Картинки с животными служат им подсказкой. Под картинкой скрыто написанное название изображенного животного.
Этот слайд позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся запомнили названия животных.
Слайд 9 – проверочная работа.
Учащимся предлагается прочитать текст о животном и ответить на вопросы по нему.
Справа в углу под «шторкой» находятся ответы.