Цель: Познакомить учащихся с источниками загрязнения водоемов, выяснить, какой вред природе приносят загрязнения и как вести борьбу с ними; формировать стремление охранять воду и бережно к ней относиться; создать эмоциональное восприятие, побуждающее к положительным действиям.
Оборудование: Компьютерные слайды ; аудиозапись, маркеры, бумага, карта Красноярского края, оборудование для проведения опыта: стакан загрязненной воды, песок, уголь, древесные опилки ,моющие средства, бумажные салфетки, фильтр, хлопчатобумажные шарики, палочка.
Ход занятия
1. Актуализация знаний: Отгадайте загадки: (ответы – на листах на доске или слайдами).
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
- Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (Море.)
- Не море, не земля .Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
- Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
– Река, море, болото, ручей. – Как можно назвать одним словом? (Водоемы.)
Да, это примеры разнообразных водоемов, в которых существует жизнь.
Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода?
(Прозрачность, текучесть, бесцветность, не имеет вкуса, не имеет запаха, является растворителем для некоторых веществ.)
(Ответы – на листах на доске или слайдами.)
Учитель: Эти свойства являются очень важными для жизни всего живого. Назовите, когда в течение дня мы встречаемся с водой? (Ответы.) Да, если без еды человек может прожить около 40 суток, то без воды не более 3 суток. Значит для жизни животным, растениям, человеку необходима чистая вода. Что же происходит в настоящее время?
2. Сценка. 1часть
Отдых на реке
Дети, с полными сумками, располагаются на берегу реки. Звучит веселая музыка
1-й ученик.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
но свободного местечка возле речки не найти!
2-й ученик.
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
(Едят, пьют, разбрасывают мусор. Берут вещи, мусор оставляют.)
3-й ученик. Мы купались, загорали,
4-й ученик. Жгли костер, в футбол играли-
5-й ученик. Веселились, как могли!
6-й ученик. Пили квас, консервы ели,
1-й ученик. Хоровые песни пели…
Все: Отдохнули и ушли! (Уходят.)
Ведущий:
И остались на полянке у потухшего костра
Две разбитых ими склянки, (показ)
Две размокшие баранки – словом, мусора гора!
(Звучит грустная музыка, ведущий уходит.)
2 часть
Снова дети с полными сумками на берегу пытаются найти чистое место для отдыха. Подходят к мусору, удивляются, что грязно и не найдя места для отдыха, собираются уходить.
1-й ученик. Мы приехали на речку
2-й ученик. Понедельник провести,
3-й ученик. Только чистого местечка
4-й ученик. Возле речки не найти! (Уходят, но их останавливает ведущий.)
Ведущий. Постойте, ребята! Я знаю, как помочь вам и реке. Давайте все вместе очистим берег от мусора.
(Звучит бодрая музыка.) Все вместе с ведущим убирают мусор в пакеты. Как только берега становятся чистыми, музыка меняется на спокойную, величественную.
Появляется живая река.
Река: (Обращаясь к детям.) Спасибо, ребята! Мне уже стало легче дышать. Я думала ,мне придется погибнуть среди мусора, но вы спасли меня А вы не будите больше разбрасывать мусор на моих берегах?
При этих словах главные герои опускают головы и собираются уходить. Река их останавливает.
Река: Погодите. Я зла не помню, что было, то прошло. Вы ведь тоже помогали .Будем друзьями.!
Ведущий. Ребята, давайте будем беречь воду. Ведь без воды мы не сможем жить. Чистая вода-это замечательный подарок, к сожалению, на земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!
Дети все: Спасибо!
– Спасибо за поучительную сценку, (артисты уходят, кроме реки)
3. Работа в группе.
Река. Но не только бытовые отходы загрязняют меня. Что же еще является источником загрязнения воды? Ответы на этот вопрос вы занесете в схему.
– Так что же является, по вашему мнению, источником загрязнения воды? (Проверка.)
Учитель: Да, многие города и промышленные предприятия строятся на берегах рек, чтобы использовать для своих нужд речную воду. Иногда они сливают отходы в реки, и вода становится загрязненной. Чтобы повысить урожайность овощей и фруктов, на полях разбрасывают минеральные удобрения, которые тоже могут попасть в водоемы. Некоторые химические вещества, которые содержатся в стиральных порошках, попадают в водоемы вместе со сточными водами.
4. Давайте рассмотрим экологические проблемы водоемов Красноярского края? Ребята приготовили сообщения. Приложение 1
- Могучий Енисей поглощает 130 тыс. тонн различных загрязнений, несущих беду реке, животным, растениям. Людям. Список вредных веществ огромен: нефть, металлы, синтетические вещества, радиоактивные вещества. Виновников бед много. Больше всего Алюминиевый завод, Машиностроительный, Шинный завод, Горно-металлургический комбинат. Человек не задумываясь о последствиях, наносит ущерб природе.
- Река Бугач загрязняется сточными водами Маргаринового завода. Река стала “ сточной канавой”. Она издает неприятный запах, а вода стала черной.
- Самым загрязненным притоком Енисея является Кача. Источники загрязнений – аварийные сбросы вод канализационно-насосной станции. Подобное загрязнение испытывают реки Бугач и Кача.
- Красавица Мана была загрязнена молевым сплавом. По ней долгое время сплавляли лес, который тонул и загрязнял дно реки. В настоящее время сплав прекращен и дно реки очищено от затонувшего леса, но осталась другая проблема. Мана является излюбленным местом отдыха туристов. Оторвана кора берез, подрублены корни деревьев, следы костров, пожаров и машин. Дно реки загрязняется банками, битым стеклом. Давайте задумаемся над судьбой наших рек
Физминутка.
Кто отдыхал летом на реке? Представьте, что мы летом и на реке. Поплыли.
5. Практическая работа.
– Какое значение имеет прозрачность воды?
(Пропускает свет, солнечные лучи, воздух, без которых нет жизни.)
– Что же произойдет, если на поверхности образуется грязная пленка?
(Не пройдет свет, тепло, животные и растения погибнут.)
– Как же мы, в такой ситуации, можем помочь воде?
Вот вода из реки. С помощью средств, стоящих на столе, очистите воду.
Предложите свои методы очистки воды.
Опыты (по группам)
На столе грязная вода в ведерке. Рядом в стаканах: порошок, мыло , опилки, песок , уголь, бум. салфетки, марлевые тряпочки (вместо фильтра).
Определите лучший метод очистки воды, и результаты занесите в таблицу
Порошок | |
Бумажные салфетки | |
Древесные опилки | |
Песок | |
Уголь | |
Свой вариант |
0 – не очищается
1 – плохо очищается
2 –хорошо очищается
Вывод:
Давайте тогда все дружно выйдем на реку, возьмем фильтры и очистим воду. Почему нет?
Что нужно делать, чтобы оградить водоемы от загрязнения и сохранить воду?
Ответы детей (очистные сооружения, не бросать мусор, не мыть машины, и т.д.)
Поможет вам текст “ Как охранять воду от загрязнения” Приложение 2
Река: Спасибо, ребята, что переживаете за мою судьбу. Вот и мои воды очистились. Надеюсь, что когда вы вырастите, то не забудете о трагедии наших рек и предпримете все усилия, чтобы уменьшить гибель водоемов. Я приготовила вам подарок.
Чистая вода в стакане.
– Давайте сделаем реке подарок и нарисуем охранные знаки.
(На листах разной формы , маркером.)
Река. Теперь все будут знать, как надо вести себя около воды
6. Домашнее задание: Очистить воду вымораживанием. На след. занятии расскажете, что у вас получилось.
(Налить в кружку воды, немного больше половины. Поставить в морозильную камеру при температуре – 5–7 град. Через 18 часов вынуть кружку, сделать зарисовку поверхности замерзшей воды. Вытаять сердцевину, рассмотреть лед с боковых поверхностей кружки. Сделать вывод.)