Система работы по организации преемственности учебного процесса школы I и II ступеней

Разделы: Администрирование школы


Приложение 1, Приложение 2

Необходимость адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение, система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной.

Попадая в школу II ступени, ученик встречается со следующими проблемами:

  • Адаптация к “многоголосице” требований учителей;
  • Введение самоконтроля;
  • Увеличение количества предметов;
  • Кабинетная система;
  • Изучение предметов в начальной школе по разным программам, приводящее к разноуровневой подготовке учащихся: традиционные системы обучения, “Школа 2000”, “Гармония”;
  • Принятие новой позиции – ученик второй ступени.

С педагогической точки зрения этот период в жизни ребёнка характеризуется:

  • Низкой организованностью;
  • Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
  • Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

С психологической:

  • Снижением самооценки;
  • Высоким уровнем ситуативной тревожности.

Не менее важным процесс адаптации становится и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Педагог сталкивается с необходимостью корректировать свою собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Таким образом, возникновение проблем в реализации успешной адаптации пятиклассников к учебному процессу в средней школе имеет следующие причины:

  • Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках начальной школы;
  • Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
  • Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста
  • Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей раннего возраста;
  • Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  • Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы;
  • Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  • Неподготовленность к восприятию усложнённого материала;
  • Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
  • Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе
  • Зачастую низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.

Кроме того, в последние годы школа сталкивается с дополнительными проблемами, а именно:

  • Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями;
  • Существенным изменением родительского отношения к школе (равнодушие, неприятие, агрессивность);
  • Дети из числа малообеспеченных семей, социально-обездоленные дети.

Исходя из этого, суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, в готовности педагогов работать с данной группой учащихся и знание ими психологии развития ребёнка данного возраста.

Следовательно, для успешного прохождения периода адаптации необходимо определить и реализовать следующие задачи:

  • Адаптация к “разноголосице” требований учителей;
  • Введение самоконтроля;
  • Принятие новой позиции – ученик второй ступени школы.

Цель программы:

Для учащихся:

  • Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации;
  • Способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
  • Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю;
  • Помочь принять новую позицию ученика основной школы;
  • Помочь учащимся “принять” новых учителей;
  • Повысить уровень психологической готовности к обучению;
  • Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни.

Для учителей-предметников:

  • Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу и возрастным особенностям детей;
  • Способствовать созданию доброжелательной атмосферы, комфортной среды для учащихся и педагогов;
  • Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения.

Для родителей:

  • Создать атмосферу сотрудничества;
  • Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
  • Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года

Прогнозируемый результат:

получить качественные данные об учащихся, об успешной адаптации к новому виду деятельности;

получить качественные показатели динамики развития учащиеся, в том числе и дезадаптированных;

сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения в средней школе.

 

Внедрение программы обеспечит:

  • построение учебно-воспитательной работы в системе с возможностью последовательно отслеживать результаты;
  • своевременное выявление и исправление недочётов;
  • успешную адаптацию учащихся в переходный период.

Этапы реализации:

Адаптационный период – это время, когда школа работает в особом режиме, и здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Поэтому цель работы административной команды- обеспечение организационной стороны, т.е. создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.

I этап: подготовительный (апрель, май, июнь);
II этап: собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
III этап: аналитический (октябрь-ноябрь).

Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную:

  1. Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать другие формы организации обучения:
  • экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать и на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
  • игру, необходимую для развития умений действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий;
  • диспуты, дискуссии с целью развития умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы;
  • практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, и использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
  • минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью в изложении учебного материала и др.
  1. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне(запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить, доказывать выдвинутые предположения.
  2. Единство требований к контрольно-оценочной деятельности. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников. На период адаптации целесообразно сохраниь систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.

Задача администрации в данный период – обеспечение чёткой работы по координации работы педагогического коллектива.

Методические и организационные задачи, решаемые коллективом в адаптационный период:

  • обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;
  • организация работы по сохранности и развитию основных способов и форм организации образовательного процесса в школе первой ступени;
  • организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап;
  • создание эмоциональной обстановки в классе, близкий к начальной школе
  • своевременное назначение директором школы классных руководителей 5-х классов с учётом соответствия доминирующего стиля работы классного руководителя, учителей-предметников;
  • проведение психологами школы совместно с заместителем директора по ОП семинара для будущих классных руководителей;
  • привлечение заместителем директора по ОП к работе учителей-предметников к решению задач адаптационного периода;
  • организация мероприятий совместно с учителями-предметниками и руководителями кружков итоговых мероприятий параллелей 4-х классов (методическая декада).

В методическую декаду по преемственности между начальной и основной школой проводятся следующие мероприятия:

  1. Посещение уроков учителями-предметниками;
  2. Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир);
  3. Психологические тренинги и игры;
  4. Родительское собрание совместно с учителями – пердметниками и классными руководителями – которые будут работать в 5-х классах “Впереди у вас – пятый класс”;
  5. Согласование учебных программ с учителями-предметниками;
  6. Посещение будущими классными руководителями уроков внеклассных мероприятий;
  7. Передача материалов диагностик учащихся, характеристик классного коллектива будущему классному руководителю;
  8. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков;
  9. проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов.
  10. Педагогический совет “Совершенствование преемственности образовательного процесса”

Организационно-содержательная модель деятельности:

Административная направленность: определение учителей-предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе.

Социально-психологическая, психолого-педагогическая направленность: посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 4-х классов. Изучение психологического климата в ученических коллективах, распределение ролей, выявление лидеров, выявление детей с трудностями в общении и поведении с целью разработки мероприятий для своевременного оказания помощи в социальной адаптации. Разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов. Проведение психологических диагностик. Проведение тренинговых занятий и развивающих психологических игр. Консультативная работа с педагогами и родителями. Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с заместителем директора школы планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики. Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (в течение учебного года).

Педагогическая направленность: взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах I и II ступеней. Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Совместный круглый стол на тему “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников” активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива.

Технологическая направленность: обеспечивается отбором общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, когда обучение осуществляется на основе специфических для данного возраста видов деятельности.

Начальная ступень школьного образования Средняя ступень школьного образования
Основная форма обучения
урок урок
Ведущая деятельность
Учебная деятельность с использованием игровых приёмов Учебная деятельность с дидактическими играми

План работы по обеспечению преемственности между первой и второй ступенями обучения

Мероприятия Цели, задачи, планируемый результат сроки Ответственные

Мероприятия социально-психологической и психолого-педагогической педагогической направленности

1. Посещение уроков в 4-х классах. Наблюдение за детьми школьным психологом Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников с целью подбора классных руководителей Апрель-май Психолог школы
I ступени,
2. Проведение социально-психологической игры “Впереди у нас 5-й класс” Психолого-социальная адаптация будущих пятиклассников Апрель-май Психолог школы
I ступени
3. Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков будущих пятиклассников Психолого-социальная адаптация будущих пятиклассников Апрель-май,
Сентябрь.
Психолог школы
I, II ступени
4. Психолого-педагогическая диагностика     Психолог школы
I, II ступени
5. Проведение игры “Посвящение в пятиклассники” Выстроить модель взаимодействия с учащимися, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, снижающий уровень тревожности у учащихся. Анализ результатов адаптации учащихся. Разработка стратегии дальнейшего сопровождения дезадаптированных учащихся. Апрель–май Психолог школы
I, II ступени; заместитель директора по УВР
6. Психологическое тестирование школьной тревожности Сентябрь–октябрь, январь Психолог школы
II ступени
7. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации Сентябрь-октябрь, январь. Психолог школы
I, II ступени
8. Самооценка учащимися адаптации в школе II ступени Анализ качества организации адаптационного периода Октябрь Психолог школы
II ступени
9. Мероприятия по поддержке работы классного руководителя, учителя-предметника – консультативная, методическая, организационная Обеспечение успешности адаптационного периода Сентябрь–октябрь Психолог школы
II ступени
10. Психолго-педагогический консилиум по вопросам адаптации пятиклассников к новой системе обучения и жизнедеятельности в школе Обеспечение успешности адаптационного периода Сентябрь Психолог школы
I, II ступени

Мероприятия методико-педагогической направленности адаптационного периода

1. Оознакомление педагогов II ступени с учебным планом, учебными программами, учебными пособиями, используемыми в начальной школе. Составление плана посещения уроков педагогами II ступени, внеурочных мероприятий в выпускных классах школы I ступени Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и школы II ступени. Мотивация педагогов на осознание необходимости организации адаптационного периода. Апрель-май Заместители директора по ОП и методической работе.
2. Совместный круглый стол “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников” Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и школы II ступени. Мотивация педагогов на осознание необходимости организации адаптационного периода. Апрель-май Заместители директора по ОП и методической работе.
3. Посещение уроков в выпускных классах учителями-предметниками Преемственность в содержании, методики обучения, в контроле и оценке знаний Апрель-май Заместители директора по ОП и методической работе.
4. Совместная организация проведения аттестации выпускников школы I ступени. Подбор заданий к аттестации, их направленность на отслеживание составляющих образованности Апрель-май Заместитель директора по ОП школы I ступени
5. Общественный смотр знаний выпускников школы первой ступени. Совместный анализ уровня подготовки выпускников школы I ступени май Заместители директора по ОП и методической работе.
6. Посещение уроков в 5-х классах учителями школы I ступени Преемственность в содержании, методики обучения, в контроле и оценке знаний Сентябрь-октябрь Заместители директора по ОП и методической работе.
7. Проведение контрольных работ по основным предметам Определение уровня подготовки учащихся. Определение сохранности знаний учащихся, полученных в школе I ступени Октябрь Заместители директора по ОП и методической работе.
8. Методическая грамотность учителей, работающих в 5 кл. Оказание методической помощи учителям, работающим в 5-х классах Сентябрь-октябрь Заместители директора по ОП и методической работе.
9. Классно-обощающий контроль в 5-х классах Степень адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. Сравнительный анализ обученности. Контроль за состоянием преподавания новых предметов. Отслеживание успешности адаптационного периода Октябрь Заместители директора по ОП и методической работе.
10. Педагогический совет “Совершенствование преемственности образовательного процесса” Взаимосвязь и совместная деятельность школы I и II ступени по обеспечению успешной адаптации учащихся. Планирование и совершенствование дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями Октябрь – I декада ноября Заместители директора по ОП и методической работе.
11. Классно-обобщающий контроль Выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе, сравнительный анализ обученности. Итоговый контроль за состоянием преподавания новых предметов март Заместители директора по ОП и методической работе.

Мероприятия по работе с родителями

1. Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя “Впереди пятый класс” Знакомство родителей с будущими преподавателями, требованиями, предъявляемыми к учащимся 5-х классов; выявить ожидания родителей по поводу обучения Апрель-май Заместитель директора по образовательному процессу школы I ступени, педагог -психолог
2. Проведение родительского собрания “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки” Оказание помощи родителям, ознакомление родителей с возрастными особенностями школьников сентябрь Педагог–психолог школы II ступени, классные руководители
3. Родительский всеобуч “Адаптация пятиклассника” Оказание помощи родителям, знакомство с результатами адаптационного периода ноябрь Педагог–психолог школы II ступени, классные руководители

 Литература

  1. Бондаренко А. Из четвертого в пятый: как начальная школа готовится к средней? // Начальная школа. – 2004. – № 8. – С.21-27.
  2. Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка. 5-9 кл.// Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2004. – 204 с.
  3. Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную// Начальная школа. – 2004. – № 8. – С.11-20.
  4. Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс (после работы в начальной школе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”): Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.-112с.
  5. Радько И.М., заведующая отделом социально-педагогического сопровождения ГУО