Необходимость адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение, система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной.
Попадая в школу II ступени, ученик встречается со следующими проблемами:
- Адаптация к “многоголосице” требований учителей;
- Введение самоконтроля;
- Увеличение количества предметов;
- Кабинетная система;
- Изучение предметов в начальной школе по разным программам, приводящее к разноуровневой подготовке учащихся: традиционные системы обучения, “Школа 2000”, “Гармония”;
- Принятие новой позиции – ученик второй ступени.
С педагогической точки зрения этот период в жизни ребёнка характеризуется:
- Низкой организованностью;
- Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
- Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
С психологической:
- Снижением самооценки;
- Высоким уровнем ситуативной тревожности.
Не менее важным процесс адаптации становится и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Педагог сталкивается с необходимостью корректировать свою собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Таким образом, возникновение проблем в реализации успешной адаптации пятиклассников к учебному процессу в средней школе имеет следующие причины:
- Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках начальной школы;
- Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста
- Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей раннего возраста;
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы;
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- Неподготовленность к восприятию усложнённого материала;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
- Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе
- Зачастую низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.
Кроме того, в последние годы школа сталкивается с дополнительными проблемами, а именно:
- Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями;
- Существенным изменением родительского отношения к школе (равнодушие, неприятие, агрессивность);
- Дети из числа малообеспеченных семей, социально-обездоленные дети.
Исходя из этого, суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, в готовности педагогов работать с данной группой учащихся и знание ими психологии развития ребёнка данного возраста.
Следовательно, для успешного прохождения периода адаптации необходимо определить и реализовать следующие задачи:
- Адаптация к “разноголосице” требований учителей;
- Введение самоконтроля;
- Принятие новой позиции – ученик второй ступени школы.
Цель программы:
Для учащихся:
- Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации;
- Способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
- Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- Помочь принять новую позицию ученика основной школы;
- Помочь учащимся “принять” новых учителей;
- Повысить уровень психологической готовности к обучению;
- Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни.
Для учителей-предметников:
- Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу и возрастным особенностям детей;
- Способствовать созданию доброжелательной атмосферы, комфортной среды для учащихся и педагогов;
- Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения.
Для родителей:
- Создать атмосферу сотрудничества;
- Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
- Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года
Прогнозируемый результат:
получить качественные данные об учащихся, об успешной адаптации к новому виду деятельности;
получить качественные показатели динамики развития учащиеся, в том числе и дезадаптированных;
сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения в средней школе.
Внедрение программы обеспечит:
- построение учебно-воспитательной работы в системе с возможностью последовательно отслеживать результаты;
- своевременное выявление и исправление недочётов;
- успешную адаптацию учащихся в переходный период.
Этапы реализации:
Адаптационный период – это время, когда школа работает в особом режиме, и здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Поэтому цель работы административной команды- обеспечение организационной стороны, т.е. создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
I этап: подготовительный (апрель, май, июнь);
II этап: собственно адаптационный
(сентябрь-октябрь);
III этап: аналитический (октябрь-ноябрь).
Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную:
- Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать другие формы организации обучения:
- экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать и на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
- игру, необходимую для развития умений действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий;
- диспуты, дискуссии с целью развития умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы;
- практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, и использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
- минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью в изложении учебного материала и др.
- Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне(запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить, доказывать выдвинутые предположения.
- Единство требований к контрольно-оценочной деятельности. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников. На период адаптации целесообразно сохраниь систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.
Задача администрации в данный период – обеспечение чёткой работы по координации работы педагогического коллектива.
Методические и организационные задачи, решаемые коллективом в адаптационный период:
- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;
- организация работы по сохранности и развитию основных способов и форм организации образовательного процесса в школе первой ступени;
- организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап;
- создание эмоциональной обстановки в классе, близкий к начальной школе
- своевременное назначение директором школы классных руководителей 5-х классов с учётом соответствия доминирующего стиля работы классного руководителя, учителей-предметников;
- проведение психологами школы совместно с заместителем директора по ОП семинара для будущих классных руководителей;
- привлечение заместителем директора по ОП к работе учителей-предметников к решению задач адаптационного периода;
- организация мероприятий совместно с учителями-предметниками и руководителями кружков итоговых мероприятий параллелей 4-х классов (методическая декада).
В методическую декаду по преемственности между начальной и основной школой проводятся следующие мероприятия:
- Посещение уроков учителями-предметниками;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир);
- Психологические тренинги и игры;
- Родительское собрание совместно с учителями – пердметниками и классными руководителями – которые будут работать в 5-х классах “Впереди у вас – пятый класс”;
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками;
- Посещение будущими классными руководителями уроков внеклассных мероприятий;
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристик классного коллектива будущему классному руководителю;
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков;
- проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов.
- Педагогический совет “Совершенствование преемственности образовательного процесса”
Организационно-содержательная модель деятельности:
Административная направленность: определение учителей-предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе.
Социально-психологическая, психолого-педагогическая направленность: посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 4-х классов. Изучение психологического климата в ученических коллективах, распределение ролей, выявление лидеров, выявление детей с трудностями в общении и поведении с целью разработки мероприятий для своевременного оказания помощи в социальной адаптации. Разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов. Проведение психологических диагностик. Проведение тренинговых занятий и развивающих психологических игр. Консультативная работа с педагогами и родителями. Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с заместителем директора школы планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики. Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (в течение учебного года).
Педагогическая направленность: взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах I и II ступеней. Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Совместный круглый стол на тему “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников” активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива.
Технологическая направленность: обеспечивается отбором общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, когда обучение осуществляется на основе специфических для данного возраста видов деятельности.
Начальная ступень школьного образования | Средняя ступень школьного образования |
Основная форма обучения | |
урок | урок |
Ведущая деятельность | |
Учебная деятельность с использованием игровых приёмов | Учебная деятельность с дидактическими играми |
План работы по обеспечению преемственности между первой и второй ступенями обучения
Мероприятия | Цели, задачи, планируемый результат | сроки | Ответственные |
Мероприятия социально-психологической и психолого-педагогической педагогической направленности |
|||
1. Посещение уроков в 4-х классах. Наблюдение за детьми школьным психологом | Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников с целью подбора классных руководителей | Апрель-май | Психолог школы I ступени, |
2. Проведение социально-психологической игры “Впереди у нас 5-й класс” | Психолого-социальная адаптация будущих пятиклассников | Апрель-май | Психолог школы I ступени |
3. Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков будущих пятиклассников | Психолого-социальная адаптация будущих пятиклассников | Апрель-май, Сентябрь. |
Психолог школы I, II ступени |
4. Психолого-педагогическая диагностика | Психолог школы I, II ступени |
||
5. Проведение игры “Посвящение в пятиклассники” | Выстроить модель взаимодействия с учащимися, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, снижающий уровень тревожности у учащихся. Анализ результатов адаптации учащихся. Разработка стратегии дальнейшего сопровождения дезадаптированных учащихся. | Апрель–май | Психолог школы I, II ступени; заместитель директора по УВР |
6. Психологическое тестирование школьной тревожности | Сентябрь–октябрь, январь | Психолог школы II ступени |
|
7. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации | Сентябрь-октябрь, январь. | Психолог школы I, II ступени |
|
8. Самооценка учащимися адаптации в школе II ступени | Анализ качества организации адаптационного периода | Октябрь | Психолог школы II ступени |
9. Мероприятия по поддержке работы классного руководителя, учителя-предметника – консультативная, методическая, организационная | Обеспечение успешности адаптационного периода | Сентябрь–октябрь | Психолог школы II ступени |
10. Психолго-педагогический консилиум по вопросам адаптации пятиклассников к новой системе обучения и жизнедеятельности в школе | Обеспечение успешности адаптационного периода | Сентябрь | Психолог школы I, II ступени |
Мероприятия методико-педагогической направленности адаптационного периода |
|||
1. Оознакомление педагогов II ступени с учебным планом, учебными программами, учебными пособиями, используемыми в начальной школе. Составление плана посещения уроков педагогами II ступени, внеурочных мероприятий в выпускных классах школы I ступени | Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и школы II ступени. Мотивация педагогов на осознание необходимости организации адаптационного периода. | Апрель-май | Заместители директора по ОП и методической работе. |
2. Совместный круглый стол “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников” | Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и школы II ступени. Мотивация педагогов на осознание необходимости организации адаптационного периода. | Апрель-май | Заместители директора по ОП и методической работе. |
3. Посещение уроков в выпускных классах учителями-предметниками | Преемственность в содержании, методики обучения, в контроле и оценке знаний | Апрель-май | Заместители директора по ОП и методической работе. |
4. Совместная организация проведения аттестации выпускников школы I ступени. | Подбор заданий к аттестации, их направленность на отслеживание составляющих образованности | Апрель-май | Заместитель директора по ОП школы I ступени |
5. Общественный смотр знаний выпускников школы первой ступени. | Совместный анализ уровня подготовки выпускников школы I ступени | май | Заместители директора по ОП и методической работе. |
6. Посещение уроков в 5-х классах учителями школы I ступени | Преемственность в содержании, методики обучения, в контроле и оценке знаний | Сентябрь-октябрь | Заместители директора по ОП и методической работе. |
7. Проведение контрольных работ по основным предметам | Определение уровня подготовки учащихся. Определение сохранности знаний учащихся, полученных в школе I ступени | Октябрь | Заместители директора по ОП и методической работе. |
8. Методическая грамотность учителей, работающих в 5 кл. | Оказание методической помощи учителям, работающим в 5-х классах | Сентябрь-октябрь | Заместители директора по ОП и методической работе. |
9. Классно-обощающий контроль в 5-х классах | Степень адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. Сравнительный анализ обученности. Контроль за состоянием преподавания новых предметов. Отслеживание успешности адаптационного периода | Октябрь | Заместители директора по ОП и методической работе. |
10. Педагогический совет “Совершенствование преемственности образовательного процесса” | Взаимосвязь и совместная деятельность школы I и II ступени по обеспечению успешной адаптации учащихся. Планирование и совершенствование дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями | Октябрь – I декада ноября | Заместители директора по ОП и методической работе. |
11. Классно-обобщающий контроль | Выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе, сравнительный анализ обученности. Итоговый контроль за состоянием преподавания новых предметов | март | Заместители директора по ОП и методической работе. |
Мероприятия по работе с родителями |
|||
1. Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя “Впереди пятый класс” | Знакомство родителей с будущими преподавателями, требованиями, предъявляемыми к учащимся 5-х классов; выявить ожидания родителей по поводу обучения | Апрель-май | Заместитель директора по образовательному процессу школы I ступени, педагог -психолог |
2. Проведение родительского собрания “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки” | Оказание помощи родителям, ознакомление родителей с возрастными особенностями школьников | сентябрь | Педагог–психолог школы II ступени, классные руководители |
3. Родительский всеобуч “Адаптация пятиклассника” | Оказание помощи родителям, знакомство с результатами адаптационного периода | ноябрь | Педагог–психолог школы II ступени, классные руководители |
Литература
- Бондаренко А. Из четвертого в пятый: как начальная школа готовится к средней? // Начальная школа. – 2004. – № 8. – С.21-27.
- Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка. 5-9 кл.// Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2004. – 204 с.
- Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную// Начальная школа. – 2004. – № 8. – С.11-20.
- Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс (после работы в начальной школе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”): Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.-112с.
- Радько И.М., заведующая отделом социально-педагогического сопровождения ГУО