Урок проблемного изложения с элементами исследования и частично-поискового метода по технологии проектирования личностно-значимого результата обучающихся на тему "XIX век - век небывалого расцвета Великобритании"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Технологическая  карта  урока

Тема урока, план
урока,
Возможная личностно
значимая проблема.

Урок проблемного изложения с элементами исследования  и частично-поискового метода.
Тема  урока: «XIX век- век небывалого расцвета Великобритании»
План:
1. Англия 1815-1847гг. на Международной арене
2. Экономическое развитие Англии. Завершение промышленного переворота и его социальные последствия. 3. Политическое развитие
Реформы с 1832г. 4. Социальное развитие. Новые  явления.
Возможная личностно значимая проблема:
Понимание связи эпох — Нового времени и современности (через среду обитания и ценности); для реализации жизненных замыслов необходима вера в свои силы и возможности;

Планируемые
результаты изучения
материала

Понять:
- условия для успешного развития капиталистического
производства в Англии на начало Хiх в.;
- факторы способствующие расцвету Англии первой
половины ХIХ века среди европейских стран;
- характеристику пути развития Англии к величию и
процветанию в начале хiх века;
- основные черты внутренней и внешней политики,
характерные для начавшей формироваться викторианской
Англии;
- причины столь мощного развития Англии, как
«Мастерской мира».

Методы обучения и
формы организации
учебной деятельности

Проблемные задания:

1. Подумай, имелись ли условия для успешного развития
капиталистического производства в Англии на начало XIX в.
2. Определите факторы, способствующие расцвету Англии
первой половины  XIX века среди европейских стран.
3. Охарактеризуй путь Англии к величию и процветанию в начале XIX века.
4. Раскрой основные черты внутренней и внешней политики, характерные для начавшей формироваться викторианской Англии.
5. Почему Англия стала «Мастерской мира» и достигла господства на море?

Пути:

Составление развернутого плана, схемы, таблицы, логической цепочки, аннотации, словаря понятий и т.д.
- Театральная постановка: Сценка «Из жизни Дж. Уатта»
- Выполнение заданий  рабочей тетради по новой истории зарубежных стран.
Раздел №4
Ключ к тесту: 16, 2г, За,46, 5в.

Развитие умении
студентов

Учатся выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала. Участвовать в
дискуссии; составлять характеристику исторического
деятеля; использовать знания, полученные при анализе
источника информации (документ)

Основные понятия и
термины

Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир. Британская империя, Великобритания.Луддиты, чартизм, хартия, конституция, индустриализация, империализм, колониальная держава.

Источники информации

Список литературы:

  1. Алиев, С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах [Текст]/ С.К. Алиев.  – М.: Лист, 1999. – 160с.
  2.  Всемирная история.- М.: Аванта +, 1995.
  3. Энциклопедия. История в лицах. «Дрофа». М.,2000.
  4. Юдовская А. Я. Новое время. Учебное пособие. М., 1998.
  5. Юдовская, А. Я. Поурочные разработки по новой истории. (1500-1800) [Текст] / А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 190 с.
  6. Юровская Е.Е. Новая история [Текст] / Е.Е. Юровская. – М.: Высшая школа, 1983. – 220 с.
  7. Энциклопедия для детей: Всемирная история.- М.: Аванта +, 1995. — т.1.-С-515-517.

Визуальный ряд:
- Диск с презентацией урока
- Изображение: «Изобретатель парохода и нечистая сила» (гравюра на дереве. 1554г.); Пробуждение третьего сословия. Гравюра 18в. Давид;
История №19, 2004. Лавка древности.  Герб Великобритании.
-Исторические карты:
Мир Европы XIX века,
Экономическое  развитие  Европы  в  XIX веке.

Дополнительный материал:
Документы:
1. Из работы английского экономиста, агронома и путешественника
Артура Юнга (1741 —1 820)
«Политическая арифметика, содержащая наблюдение о современном состоянии Великобритании и принципах ее политики поощрения земледелия»
2. План организации чартистской  организации.
Энциклопедия для детей: Всемирная история.- М.: Аванта +,
1995. — т.1.-С-515-517.
Отрывок из произведения Киплинга «Большой пароход»

(возможна доработка меню)
Меню урока (1 вариант)
ХIХ век - «золотой век», первая половина ХIХ века
Англия
1. Международная арена
2. Экономическое развитие
3. Политическое развитие
4. Социальное развитие

Меню урока (2 вариант)

Структура  урока проблемного изложения  по технологии проектирования личностно-значимого результата:

I этап: Целеполагание
- Первые минуты  вхождения и погружения  в  урок
Музыкальный настрой.

  1. Организационный момент
  2. Определение темы  и  цели   урока

- Проектирование  личностно-значимого результата учащихся  и  педагога

II этап: Изучение

  1. Изучение нового материала
    Минутка релаксации
  2. Самостоятельная  работа  учащихся
    III этап: Рефлексия
  3. Итог урока. Проверка и оценка личностно-значимых результатов обучающихся. Рефлексия  (Осознанное решение проблем)

Слайд №1 (Психологический настрой, музыка)
I этап реализации технологии: Целеполагание.
Первые минуты  вхождения  и погружения  в урок
Звучит вальс (Музыка на слайде продолжается – Слайд №2)
Под музыку легкий реверанс
1. Организационный момент.
Приветствие в начале урока можно провести на английском языке.
Показать легкий реверанс. Good morning (Good afternoon). Sit dаwn рleаse.
Тоday wе*а11 sреаk аbоut  the histогу оf Еngland. (Здравствуйте, садитесь. Сегодня  мы  будем говорить  об  истории Англии)
Спросить у учащихся:
Почему мы так начали урок? (Мы с вами находимся в английском обществе и изучаем историю Англии).

2. Определение темы, цели и задач урока.
Определимся с идеей урока

Островное государство,
По немногу расцветало,
Власть свою распространяло,
Всю Европу заставляло
Развиваться, торговать.
Она владычица на море,
Она владелица в торговле.
Назовите без сомнения
Это … (Великобритании)
Горбунова И. А.

Тема урока: «ХIХ век - век небывалого расцвета Великобритании»
Меню урока   (Слайд №3)
ХIХ век - «золотой век», первая половина ХIХ века

Комментарий  к  меню «Я с золотом сравню года минувшего столетья
Чтобы вы ощутить достоинство ушедших лет могли» Почему?

 Проектирование  личностно-значимого результата учащихся  и  педагога

Учащиеся ставят перед собой цель урока, выбирают проблемы и пути их решения (Слайд №4)

- проследим, какое место занимала Великобритания на международной арене среди других европейских стран;
- выделим особенности политического и экономического развития страны в ХIХ веке;
- выделим условия капиталистического развития Великобритании и особенности социальной картины ХIХ века;

Выбери вопрос и путь его решения (Слайд №4)
1. Подумай, имелись ли условия для успешного развития
капиталистического производства в Англии на начало ХIХ в.
2. Определите факторы, способствующие расцвету Англии первой половины ХIХ века среди европейских стран.
3. Охарактеризуй путь Англии к величию и процветанию в начале ХIХ века. 4. Раскрой основные черты внутренней и внешней политики, характерные для начавшей формироваться викторианской Англии.
5. Почему Англия стала «Мастерской мира» и достигла господства на море?

Пути:
Составление развернутого плана, схемы, таблицы, логической цепочки, аннотации, составление словаря  понятий и т.д.

II этап реализации технологии: Изучение
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учители: (Слайд №5)
ХIХ век - это время небывалого экономического расцвета Великобритании. Эта страна достигла необыкновенных успехов в развитии экономики и совершенствование политического устройства. Социальная и политическая стабильность позволила создать ей всемирную колониальную империю и стать главной державой мира.
Работа по карте «Мир Европы ХIХ веке»
(Слайд №6)
Посмотрев на карту мира, не вольно замечаем насколько богата Англия колониями (темно зеленый цвет — цвет владений Великобритании), больше всего зеленого цвета. Великобритания колониальная держава (словарная
работа) (Слайд №7)
Ее колониальная империя включала Антильские острова, Канаду и Индию.
(вернуть Слайд №6 карта)
Такого могущества Англия достигла успешной политикой за последние столетие. Грамотная и последовательная тактика королей Англии позволила расширить свои владения.
Генеалогическое древо 19в. (Слайд №8)
(Слайд №9)

Георг III
В историю вошел как первый король Ганноверской династии, король который потерял Америку. Один из вдохновителей британской колониальной политики и борьбы с восставшими североамериканскими колониями. Принимал деятельное участие в борьбе с Великой французской революцией и организации коалиций против Наполеона Бонапарта. Во внутренней политике Георг III опираясь на тори, пытался оттеснить вигов от управления страной и взять полноту власти в свои руки. В 1811 году в связи с умопомешательством Георга III было назначено регентство принца Уэльского (с 1820 года - Георг IУ).
(Слайд №10)
Георг IV (Слайд №11)
Английский король с 1820 г.
Старший сын Георга III отличался весьма веселым нравом, любил развлечения и роскошь. В 21 год он был вынужден жениться на Каролине Врауншвейгской, с тем чтобы парламент заплатил его многочисленные долги, значительно превышавшие те суммы, которые были выделены на его содержание. Длительное время он враждовал с отцом, сблизился с вигами, которые находились в оппозиции правительству и двору монарха. Мотовство в годы войны с революционной, а затем наполеоновской Францией, ссоры с отцом и, наконец, равнодушное отношение Георга к дочери явились основными причинами роста его непопулярности, который усилился после его попытки развестись с Каролиной.
Георг строил и перестраивал свои резиденции, тратил огромные суммы на их благоустройство. Он хорошо разбирался в живописи. Благодаря его усилиям было положено начало коллекции Национальной галереи. Правление Георга пришлось на годы, отмеченные проявлением негативных последствий промышленной революции в социальной области жизни британского общества, разорением и обнищанием значительной части населения. Однако Георг, не считаясь с этим, вел привычный образ жизни, К концу правления он, заболев, отошел от дел. М. А.

(Слайд №12)
Вильгельм IУ
Из династия Ганноверов. С 14 летнего возраста служил в флоте. 1827г. стал лордом адмиралом. Вильгельм занял трон после смерти своего брата короля Георга IУ. В его правлении разгорелась ожесточенная борьба между вигами и тори в связи с биллем в парламентской реформе утвержденном с санкции короля в 1832г. Он не отличался способностями к управлению и «... в простой одежде сошел бы за добродушного морячка» Особую шаткость режиму предавало то что его политическая элита, хотя демонстрировала высокие деловые качества, но набиралась только в ограниченной среде: половина депутатов парламента набиралась из крупных землевладельцев, в Палату лордов входили из аристократических семей и иерархии англиканской церкви.

(Слайд №13)
Рассказ: Виктория одна из почитаемых в Великобритании монархов; за огромные достижения в экономическом, политическом, дипломатическом, колониальном развитии длительная эпоха получила название «викторианская эпоха»
Именно Виктории принадлежит заслуга укреплении монархической власти в Англии, которая находилась в кризисе в первой трети столетия. Заняв трон 18-летней девушкой, Виктория тем не менее проявила необходимую твердость в решении важных государственных дел. В этом ей помогал принц Альберт Саксен-Кобург-Готский. 20 лет счастливой, супружеской жизни и 9 детей. Любящая супруга, королева-мать, которая заботиться о своих подданных так же как о собственных детях. В период ее правления сформированы новые нормы морали, этические ценности. Породнилась с русским императорским домом (второй сын Альфред женился на дочери Александра II Марии, а внучка Алиса Гессенская стала супругой Николая II. Последний имел удивительное сходство со своим двоюродным братом Георгом, внуком Виктории. Она перенесла б покушений. Викторию серьезно критиковали за большие расходы казны на содержание монархии. Были
проблемы в обществе, голод, безработица.

Тезаурус
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения. Это название вошло в официальное употребление в 1870-е гг. При  правлении Виктории. В 1887 году в Лондоне состоялась колониальная конференция, на которой были закреплены основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов, при этом все они становились частью Британского Содружества наций (этот термин был впервые введен британским премьер-министром лордом Роузберри (1847-1929) в 1884 году) — объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства, а Британское содружество с 1946 года стало именоваться просто Содружеством.

(Слайд №14, Слайд №15музыка на слайдах)
Минутка релаксации – проведение  слайд шоу (Слайды №13-15 переключаются)

Изучения материала по  плану:
1. Место Англии на международной арене Англия
- Какое место занимала Великобритания в мире на начало ХIХ века?
Ответ: (Слайд №16)
«Мастерская мира»- снабжала товарами мир, развивала торговлю во всех сферах производства. «Мировой извозчик» - 70% морских, торговых судов были из Англии.
«Мировой банкир» - фут стерлингов стал главным средством расчетов между странами мира, вкладывали средства в строительство фабрик, ж/д. Это время прогресса, становления новых тенденций в развитии экономики.
Т.О. «XIX век- ВЕК РАСЦВЕТА АНГЛИИ»
Киплииг «Большой пароход» задает вопрос: «Куда держите путь, пароходы большие?» - и отвечает:

Мы едем за хлебом для вас и за маслом,
Бананами, яйцами, сыром и мясом...
Мы едем за ними в Мельбури и Квебек,
В Хобарт, Бомбей, Гонконг, Венкувер.

данные факты можем подтвердить материалами карты.

2. Особенности экономического развития Англии (Слайд №17)
Карта поможет проследить особенности экономического развития Соединенного королевства Великобритании и Ирландии.
Выделим:
- крупные промышленные районы (равномерно по всей территории);
- центры горнодобывающей промышленности (восточное побережье и часть центральной Англии);
- распространенные отросли промышленности (судостроение, металлургия);
- торговые пути (побережье острова);
Сравним:
- развитие промышленности Англии и Франции;
Вывод: Английская промышленность занимала первое место благодаря беспрестанному совершенствованию техники.

Т.О. Можем выделить фактор, способствующий успешному экономическому развитию (географический, территориальный, политический)

3. Особенности политического развития Англии.
Именно грамотная политика, ведет к расцвету государство.
А политику творят личности (Слайд №18)
Питт Уильям
• Английский государственный деятель, премьер-министр (Слайд №19)
Великобритании в 1783-1801 и 1804-1806 годах, лидер новых тори.
• десятилетие реформ (1783-1793 гг.) было самым удачным в деятельности Питта. Питт реформировал таможенную службу и усовершенствовал налоговое законодательство. Он учредил фонд погашения государственного долга, сбалансировал бюджет, повысил государственные доходы.
• Последователь А. Смита, он стремился устранить препятствия к росту промышленности и способствовал развитию свободной торговли, в том числе с Ирландией (1785 г.). В 1784 г. провел знаменитый Индийский билль о подчинении Ост-Индской компании правительственному комитету.
а Однако постепенно во внутренней политике Питта нарастали реакционные тенденции. Был отменен Хабеас Корпус Акт (1794 г.), ограничены права прессы, разя-ромлена вигская либеральная оппозиция в парламенте. В 1798 г. правительство Питта подавило ирландское восстание, в 1801 г. ликвидировало автономию Ирландии. Отказ Георга III и парламента поддержать предложения Пипа об эмансипации католиков привел к неожиданной для многих отставке Питта в феврале 1801 г. В 1804- 1806 гг. он вновь возглавлял кабинет.
(вернуть Слайд №17)
• Внешняя политика Питта проводилась под знаком борьбы с революционной, а затем наполеоновской Францией. Более
десятилетия (с 1783г.)
Слайд №20
Питт Уильям был непримиримым врагом Франции. Англия враждебно относилась к чей бы то ни было гегемонии на европейском континенте.
Поэтому победа 21 октября 1805г. в морском сражении у мыса Трафгальтер в Кадисеком заливе при войне с наполеоновской
Франции тому доказательство. Это подтвердило господство Англии
на море ХIХ век— «Век Англии» «Кто господствует на  море, тот господствует  в  мире»

Отметим личность Нельсона. (Слайд №21)
Нельсон. Английский флотоводец, вице-адмирал (1801 г.); сторонник маневренной тактики и решительных действий.

Отметим личность Веллингтона. (Слайд №22)
Неслабые СИЛЫ АНГЛИЯ выдвинула и на суше в борьбе с наполеоновской армией.
Веллинпон. Английский государственный и военный деятель, герцог Веллингтон с 1814 года, английский фельдмаршал (1813 г.). В войнах против наполеоновской Франции командующий союзными войсками на Пиренейском полуострове (1808-1813 гг.) и англо-нидерландской армией при Ватерлоо (1815). В 1827-1852 гг. - главнокомандующий английской армией. В 1828-1830 гг. - премьер-министр кабинета тори, в 1834-1835 гг. - министр иностранных дел.
Поэтому как главная держава Европы АНГЛИЯ В праве была решать судьбу
Франции на Венском конгрессе. (Слайд №23)
Итак: Англии одна из первых, которая могла распространять свою власть
Островное государство постепенно расцветало,
власть свою распространяло.

2. Особенности экономического и политического развития Англии в 1
половине ХIХ в.
Прогресс в развитии
Чтобы вооружить мощный флот, содержать большую армию и поддерживать коалиции европейских государств, Англия использовала денежные средства поставляемые бурно развивающейся экономикой и торговлей в которой ей не было равных.
Воспользуемся поэзией «Синквэйн»
Вы согласны прочитайте, поменяйте местами если нужно и докажите (ответ учащихся)
(Слайд №24)
Вы помните, что Англия первой нанесла удар старому порядку. Росло фабричное производство, широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на севере и западе страны.
«Машины стали производить машины, этим самым завершился  промышленный переворот» В Англии это произошло раньше чем в других странах
- Транспорт в ХIХ веке стал определяющим фактором развития
индустриального общества (Слайд №25)
Промышленный переворот был связан с появлением паровой машины, которая в последствии будет перевозить груз. Джеймс Уатт это имя вам о чем- нибудь говорит?
Сцепка ((Из ЖИЗНИ Дж. Уатта)
Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем учащихся) может быть дополнен материалом, позволяющим создать представление о типе человека- изобретателя.
Автор:
Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математические способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.
Находясь в гостях у своего дяди профессора древних языков университета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте.
Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользоваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.
В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мастерскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при университете.
В 1764г. один из университетских профессоров поручил Уатт отремонтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой не- совершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа.

Дж. Уатт:
«Субботний день (1765г.) был чудесен, и я отправился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были сосредоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между цилиндром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не охлаждал при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сделать». Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема.
(звуковой эффект, слайд №26)
(Слайд №27)
И паровая машина перевозила груз. Первая дорога с рельсами была построена в 1800г. Первый паровоз прошел между Манчестером и Ливерпулем в 1830г. А в 1836 г. появилось 29 новых линий.
(Слайд №27, видео анимация)
Железная дорога служила связующим звеном в развитии отраслей
промышленности.
(Слайд № 28)
На «Великой выставке 1851г. были представлены тысячами фирм, десятки образцов товаров. Но больше всего зрителей собралось у стендов Англии. Здесь были представлены макеты мостов, модели судов и паровых локомотивов, действующий телеграфный аппарат. Это начало «золотого века» (Слайд № 29)

 (Слайд № 30)
Угольная шахта стала центром технической революции и всего современного общества. В шахтах добывали каменный уголь, на котором работали паровые машины. Развитие горного дела стало важным элементом экономической
модернизации.
(Слайд №31)  Просмотрите основные виды работы на шахте. Работа в шахте ХIХ в. (Слайд №32) Просеивание РУДЫ В шахте. (Слайд №33)Детский труд в шахте
Развивается ткацкое производство.
Ткацкое производство составляя последнюю фазу в изготовлении текстиля. Революционное изменение произошло, когда изобрели движущийся челнок. Появление такого изобретение вызвало у рабочих возмущение, т.к. рабочие в механизме видят прямую угрозу их рабочим местам. Организованные
отряды луддитов — по имени состоявшего во главе движения рабочего Нэда Лудда - занимались уничтожением станков. (Слайд №34)
В рассказ о движении луддитов учитель может включить следующий материал:
Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811г. возникло движение луддитов разрушителей машин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению несчастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка:
«Поступать, как Нед Луддэ, т. е. разбивать станки.
Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери:
«Приблизительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооруженных лиц. Они поставили сторожевых
всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломились в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фабриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились.
Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих против меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооруженную стражу. Я никогда не отваживался выйти из дома ночью, а если это случалось днем, то всегда брал с собой заряженные пистолеты» (Энциклопёдия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.—Т. 1.—С.489).

КЛЯТВА ЛУДДИТОВ (раздаточный  материал)
Я по своей собственной доброй воле заявляю и торжественно клянусь, что никогда ни одному лицу или лицам на свете не открою ни имени тех, кто участвует в этом тайном комитете, ни их действий, собраний, тайных мест, одеяния, черт лица, наружного вида - всего того, что может повести к их раскрытию, не открою ни словом, ни делом или знаком под угрозой изъятия меня из мира первым встретившимся братом; если же это случится, пусть самое имя мое будет вычеркнуто из жизни и никогда не вспомнится иначе, как с презрением и отвращением, далее я клянусь, что употреблю все мои силы, чтобы покарать смертью каждого изменника, если таковые будут среди нас, когда бы я ни нашел его или их; и, хотя бы он убежал на край света, я буду преследовать его своей непрестанной местью.
да благословит меня бог и поможет сохранить мою клятву нерушимой.
Кроме того:
(Слайд №35)
Промышленный переворот изменил Английскую деревню, что порождает новые явления в обществе:
- Опираясь на схему, раскройте процессы в закономерности их развития.
Работа с документом (раздаточный  материал)

4. Самостоятельная  работа  учащихся

Из работы английского экономиста, агронома и путешественника
Артура Юнга (1741 —1820)
«Политическая арифметика, содержащая наблюдение о современном состоянии Великобритании и принципах ее политики поощрения
земледелия»
«Весьма большая часть королевства уже огорожена, законодательство способствует все большему усилению движения огораживаний... Противники огораживания говорят, что плодородные земли после огораживания обращаются в пастбища и благодаря этому население королевства уменьшается... Однако я думаю, что вопрос о населении имеет второстепенное значение: почва должна быть, таким образом используема, чтобы могла давать больше доходов, независимо от расчета о количестве населения; фермер не должен быть связан плохим земледелием, что бы ни сделалось с населением. Население, которое вместо того, чтобы приносить доход государству, является для него бременем, это вредное население...
В центральных графствах королевства... тридцать лет тому назад были обширные пространства неогороженной пахотной земли, где велось трехпольное хозяйство, после огораживания земля обращена под пастбищное хозяйство, к которому здешняя сырая почва подходит больше, чем к хлебопашеству; скотоводство здесь приносит несравненно больший доход (говядина, баранина, кожи, шерсть...), чем земледелие. Земля, таким образом приносит больший чистый продукт... доходы лорда удваиваются, что позволяет ему давать занятие большему числу мануфактуристов и ремесленников, доход фермера тоже возрастает; производимые им кожи и шерсть дают занятия для других мануфактуристов. Можно ли после этого делать мрачные выводы насчет уменьшения населения, голода и разорения!.. Когда я окидываю взором эту страну, то повсюду предо мною развертываются такие великие и воодушевляющие перспективы, что те маленькие пятнышки, которые можно различить на небосклоне, теряются в окружающем их великолепии... А что скажут противники огораживаний насчет Норфолка, Сеффолка, Нопингемшира, Дербишира, Линкольншира, Иоркшира и всех северных графств? Что они скажут по поводу песков Норфолка, Сеффолка и Ноттингемшира, на которых сеется хлеб, разводятся быки и бараны лишь благодаря огораживанию? Что они скажут про равнины Йорка и Линкольна, которые раньше были покрыты вереском... а благодаря огораживанию обратились в приносящие доход фермы?...»

Вопросы:
1. Рассмотрите ситуацию, сложившуюся в английском сельском хозяйстве в начале  XIX века, и сформулируйте сущность противоречия, развивающегося на этой основе в английском обществе?
2. Как оценивает развитие крупной земельной собственности Артур Юнг, и как этот же фактор будут рассматривать мелкие земельные собственники, коттеры, арендаторы (джентри)?
3. Выскажи свое суждение о том, существовала ли взаимосвязь между процессом огораживания и аграрной революцией в Англии?

Вывод: 1825г – завершение аграрной революции в Англии
«Если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать Англия 1685г., мы бы не узнали ни одного из сотней пейзажей, ни одного из  десятки тысяч сооружений. Помещик не узнал бы собственного имения… все меняется за исключением крупных природных феноменов  и некоторых наиболее прочных творений рук человека»,
- так историк Томас Маколей отозвался в 1848г. на изменение английского пейзажа, вызванное экономическим подъемом и техническими революциями.

 (Слайд №36) записи  в тетрадь.
Новое явление в экономике (Слайд №37) Докажите верность решения. (ответы  в  слайдах появляются  постепенно)
Промышленный переворот + капиталистическая индустриализация = кризис
перепроизводства (капиталистические кризисы перепроизводства)
Внедрение машин
Уменьшение числа рабочих
Падение покупательной способности
Перенасыщение внутреннего рынка товарами
Сокращение производства
Увольнение рабочих
Рост безработицы и нищеты
Влияние экономического кризиса на политику.
- 1816г. «хлебные законы»; (Слайд №38) приостановили «Хабеас корпус»; (Слайд №39)
- 1819г. восстание в Манчестере на поле святого Петра (Бойня при Питерлоо);
- 1825г. появляются треды (профсоюзы);
«гнилые местечки» («карманные местечки»);
- 1830г. принятие билля об избирательном праве;(Слайд №40)
- 1834г. Закон о бедных.
Необеспеченность и бесправность рабочих «Хартия, хартия и ничего, кроме хартии!»
Чартизм — движение за избирательную реформу (от англ. — грамота, хартия)
Домашнее задание  опережающего характера. Работа  с  документом. Проанализируйте  и расскажите  об организации  и   деятельности  чартистов  Великобритании.

III этап реализации технологии: Рефлексия
.
5. Итог урока. Проверка и оценка личностно-значимых результатов обучающихся. Рефлексия  (Осознанное решение проблем)
Обсуждение ответов  совместно с  учащимися
Выбери вопрос и путь его решения (Слайд №4)
1. Подумай, имелись ли условия для успешного развития
капиталистического производства в Англии на начало ХIХ в.
2. Определите факторы, способствующие расцвету Англии первой половины ХIХ века среди европейских стран.
3. Охарактеризуй путь Англии к величию и процветанию в начале ХIХ века. 4. Раскрой основные черты внутренней и внешней политики, характерные для начавшей формироваться викторианской Англии.
5. Почему Англия стала «Мастерской мира» и достигла господства на море?

Пути:
Составление развернутого плана, схемы, таблицы, логической цепочки, аннотации и т.д.
Решение  тестов
Тест (Слайд №41, 42, 43) Самооценка учащихся.
Слайд №44, ссылки на используемые иллюстрации и  литературу.
Слайд №45. Спасибо  за  внимание! До новых  встреч!

Приложение 1

Приложение 2