Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси решает главную задачу - патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к "малой Родине", к ее культуре, к ее духовному наследию.
Устное народное творчество выступает как хранитель философских, нравственных и эстетических ценностей народа. Сказки Югорской земли не являются исключением, в них в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.
Но, к сожалению, современный читатель не всегда представляет, насколько оригинален и своеобразен мир ханты и манси, нашедший отражение в сказках. Подтверждением этому являются результаты анкетирования, проведённого среди учащихся МОУ СОШ №8 города Радужный на предмет знания сказок народов ханты и манси, которое показало, что только 16% опрошенных читают эти сказки, При этом требуется отметить, что 73% респондентов считают, что необходимо знать творчество коренных жителей.
В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира, - этим и обусловлен выбор темы исследования: "Анимистическое начало в художественных образах богов и духов сказок народов ханты и манси".
Гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.
Цель работы: исследовать неразрывно связанный с природой мир богов и духов обских угров в народных сказках, представить своё творческое видение образов божеств Югорской земли.
Всё это определяет задачи исследования:
- проанализировать и раскрыть многообразие художественного мира богов и духов сказок народов ханты и манси;
- классифицировать богов и духов по нравственной и социальной принадлежности;
- составить алфавитный словник богов и духов;
- раскрыть самобытность, духовное богатство культуры обских угров;
- представить собственное творческое видение образов богов и духов в иллюстрациях;
- популяризировать культуру коренных народов Югры.
Новым в изучении данного вопроса явилось следующее:
- образы богов и духов, представленные в сказках народов ханты и манси, классифицированы по социальной и нравственной принадлежности;
- культурологический и религиозный аспект данных сказок представлен в иллюстрациях югорских богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.
При проведении данного исследования
использовались как теоретические методы
(моделирование, абстрагирование, анализ, синтез),
так и эмпирические (описание, сравнение). В
процессе исследования также были использованы
следующие методы, способствовавшие
широкому охвату произведений устного народного
творчества народов ханты и манси и глубокому,
детальному анализу полученных результатов
исследования:
Исследование духовного мира сказок народов
ханты и манси позволило прийти к следующим
выводам:
Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.
Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:
- на уроках литературы, истории ХМАО-Югры и мировой художественной культуры; факультативных и элективных курсах;
- на классных часах, посвященных краеведению;
- на выставках школы искусств, библиотек, этнографических музеев.
Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризировать устное народное творчество коренных жителей. Поэтому предлагается использовать представленный в работе материал как дополнительное пособие по культурологическим дисциплинам, а также в качестве иллюстраций к сказкам народов ханты и манси.
Оригинальностью решения исследовательской деятельности является популяризация древней культуры обских угров через иллюстрирование богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.
Алгоритм работы с учащимися:
- Выявление интереса учащихся к устному народному творчеству народов ханты и манси (социологический опрос);
- Выявление актуальности темы
- Формулирование гипотезы научного исследования.
- Составление перечня приемов и методов исследования
- Работа с научной литературой по теме
- Анализ собранного материала: классификация, ранжирование, составление диаграмм и т.д.
- Обобщение (синтез) полученных данных и подтверждение выдвинутой гипотезы.
- Составление списка литературы (информационных ресурсов)
- Оформление научной статьи.