Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому не случайно в городе Нижневартовске, активно развернулась работа в этом направлении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 66 "Забавушка" города Нижневартовска работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, определяются сопутствующие нарушения в состоянии здоровья, включая неврологические, соматические нарушения, замедление темпов нервно-психического развития. На протяжении многих лет в ДОУ успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МДОУ ДСКВ № 66 "Забавушка".
Методологической основой рабочей программы "ПОБОСИК" является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ "Институт БОС", президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
Технология "БОС - Здоровье" используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 73 %) необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание
Цель рабочей программы "ПОБОСИК": сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи программы: оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений; регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания; сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца; использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников МБДОУ; воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям); повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесозидающей технологии " БОС-Дыхание".
Образовательная рабочая программа "ПОБОСИК" ориентирована на группы детей компенсирующей направленности от 5 до 7 лет и рассчитана на два года обучения.
Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.
Рабочая программа "ПОБОСИК" предполагает сотрудничество с педагогами МБДОУ и родителями по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели и педагог дополнительного образования), введение в учебный процесс пятиминуток "Дыхание", постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.
Длительность занятий по системе БОС-Здоровье зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) - не более2-3 раз за учебный год.
Автором настоящей рабочей программы разработана специфическая методика проведения практических индивидуальных и групповых занятий в кабинете БОС - "Здоровье". Данная методика предполагает три этапа:
1 этап - предварительный. На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер "Дыхание" фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия; далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений. Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку.
2 этап - собственно оздоровительный. Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).:
Вводная часть. Задачи: повторение правил кабинета БОС - "Здоровье" - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).
Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).
Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения;совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья (до 7 минут)
В рабочей программе "Побосик" определены требования к уровню подготовки воспитанников по оздоровительной дыхательной гимнастике с использованием метода биологической обратной связи, имеется практический материал по мониторингу для формированию банка данных о состоянии здоровья воспитанников МБДОУ (индекс здоровья, заболеваемость общая и респираторная)
Кроме этого, в приложении к рабочей образовательной программе "ПОБОСИК" достаточное количество практического материала: упражнения для профилактики зрительного утомления при работе с ПК и для снятия физического и психического напряжения; таблицы развития зрительного восприятия и зрительно-моторной координации и система мониторинга реализации здоровьесберегающей технологии "БОС-здоровье"; конспекты занятий и вопросы для проверки теоретических знаний детей в соответствии с учебной программой курса БОС; разнообразные формы работы с родителями по данному направлению.
3 этап - итоговый. Подведение итогов работы ребенка на занятии.
Педагогический мониторинг состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами психологического развития и речевой патологией показал, что уровень сформированности дыхательных навыков детей увеличился на 24 % - это позволило в течение 2006-2010 годов стабильно снижать респираторную заболеваемость с 6,1 до 5,1 детодней на одного ребенка, увеличить индекс здоровья детей шестого седьмого года жизни на 10%, а по детскому саду с 33,3% до 40,8%. Овладели элементарными навыками самооздоровления 95% детей, занимающихся по системе БОС-здоровье; 99% родителей принимают активное участие в реализации технологии БОС-Здоровье; на 15 % увеличилось число педагогов, компетентных в области использования здоровьесозидающей технологии БОС-Здоровье.