Цели и задачи урока:
- Актуализировать знания о свойствах кислот.
- Сравнить свойства органических и неорганических кислот.
- Продолжить формирование умений составлять формулы органических веществ и их изомеров, прогнозировать свойства химических веществ исходя из их строения, умение составлять уравнения с участием органических веществ.
- Продолжить развитие умений метапредметного подхода мыслительной деятельности, системного владения мыслительными операциями.
Оборудование: лабораторное: штативы, пробирки, держатели, чашечки Петри.
Раздаточный материал: инструктивные карточки.
Реактивы: растворы: уксусной кислоты, муравьиной кислоты, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), порошок аскорбиновой кислоты, магниевые стружки, оксид кальция, гидрокарбонат натрия.
ИКТ: компьютер, интерактивная доска,
презентация в виде слайдов, диск «Виртуальная
лаборатория», Химия (8-11 класс). Лаборатория
систем
мультимедия, МарГТУ, 2004.
ХОД УРОКА.
Приложение 1. Слайд 1. Химические свойства карбоновых кислот.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы: «Карбоновые кислоты».
Приложение 1. Слайд 2. Девиз урока.
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ
учащихся)
– Но любое множество необходимо привести в
систему, поэтому вспомним, по каким признакам
классифицируют карбоновые кислоты? (Ответ)
– А в своей жизни мы сталкиваемся с
органическими кислотами? (Ответ).
Учитель: А сейчас, ребята, разминка.
Приложение 1. Слайд 3.
Какая функциональная группа называется
карбоксильной?
Приложение 1. Слайд 4.
Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
Приложение 1. Слайд 5.
Назовите карбоновые кислоты по международной
номенклатуре.
Приложение 1. Слайд 6.
Дайте тривиальные названия карбоновых кислот.
Приложение 1. Слайд 7.
Строение карбоксильной группы.
Приложение 1. Слайды 8,
9, 10.
Учитель: Мы уже знаем, что такое
карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию,
и номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением
чего мы должны заняться на этом уроке? (Ответ:
химическими свойствами)
– Ребята, давайте выберем, каким мы пойдем путем
при изучении химических свойств: а) я читаю
лекцию с демонстрационным опытом; б) вы берете
учебник и работаете с ним, обращаетесь ко мне,
если что-то непонятно.
Я предложила 2 варианта, какие предложите вы? (Ответ:
мы сами хотим провести исследование).
– Вы изучали химию уже больше двух лет, с
понятием «кислота» мы с вами сталкивались? Разве
для вас это новое понятие? (Ответ)
– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)
– Давайте вспомним, с какими веществами
реагируют неорганические кислоты? (Ответ
учащихся без записи уравнений реакций на доске:
изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с
металлами, оксидами металлов, основаниями и
солями.)
Приложение 1. Слайд 11. Уравнения реакций неорганических кислот.
Учитель: А эти же реакции характерны
для карбоновых кислот? Давайте перенесем эту
модель на карбоновые кислоты и проведем
исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы
веществ и прочитайте инструктивную карточку, на
выполнение работы дается 5-7минут, а потом мы с
вами обсудим результаты.
Учащиеся выполняют эксперимент по карточкам и
заполняют их.
Содержание инструктивной карточки
- Выполните опыты, указанные в таблице.
- Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
- В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
№ |
Опыт |
Что наблюдали |
Уравнение реакции |
1. | В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус. | ||
2. | В пробирку с Мg прилейте СН3СООН. | ||
3. | В пробирку с СаО прилейте СН3СООН. | ||
4. | Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН. | ||
5. | Прилейте в пробирку с NаНСО3 (сода) СН3СООН. | ||
6. | Реакция этерификации. |
Обсуждение
– Как изменяется цвет лакмуса в растворе
уксусной кислоты? (Ответ).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые
кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к.
являются слабыми электролитами.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта?
(Приложение 1. Слайд
12)
– Что вы наблюдали при проведении третьего
опыта? (Приложение 1.
Слайд 13)
– Каковы результаты четвертого опыта? (Приложение
1. Слайд 13)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? (Приложение 1. Слайд
13)
Учитель: Подведем итоги проведенного
исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства,
что и для неорганических кислот, значит, модель
сработала. Но предельные карбоновые кислоты
вступают и в такие реакции, которые мы не
рассматривали у неорганических кислот. Это
реакция этерификации – взаимодействие
карбоновой кислоты со спиртом с образованием
сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный
химический эксперимент – получение сложного
эфира.
Эксперимент проводится на интерактивной доске.
Уравнение реакции этерификации учащиеся
записывают в 6 строке карточки.
Учитель: То, что от кислоты отщепляется гидроксильная часть, от спирта – водород, было доказано методом «меченых атомов». А теперь мы с вами более подробно остановимся на одном представителе карбоновых кислот – муравьиной. Она, единственная из всех карбоновых кислот вступает в «реакцию серебряного зеркала», характерную для альдегидов. (Учитель проводит демонстрационный опыт.)
Закрепление пройденого материала
Учитель: (Приложение 1. Слайд 14) А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).
Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята, вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота или витамин С. Кушайте на здоровье!
Домашнее задание и оценки с комментариями
Учитель: Урок закончен. До свидания. (Приложение 1. Слайд 15)
Литература:
1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев,
В.И.Теренин. Химия., 10 класс, профильный
уровень, М., Дрофа, 2007.
2. В.Г.Денисова. Химия.10 класс. Поурочные
планы по учебнику О.С.Габриеляна. Волгоград, 2008.
3. Л.А.Цветков. Органическая химия.10 класс. М.,
Просвещение 1988.
4. Презентация «Химические свойства карбоновых
кислот».