Авторская программа "Бисероплетение"

Разделы: Технология


Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса – низание, один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка.

Элективный курс «Бисероплетение» разработан для учеников 9-х классов и рассчитан на 34 часа. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.

Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 7-10 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей.

Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Данный элективный курс позволяет девятиклассницам оценить привлекательность для себя такого вида художественного ручного труда как бисероплетение, которое переживает сегодня новый виток развития. Материал курса может быть использован также при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология».

Основные формы и методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • метод проблемного изложения материала;
  • иллюстративный;
  • практическая работа;
  • индивидуальная форма художественного творчества;
  • коллективный анализ творческих работ.

Актуальность программы – приобщение учащихся к народному искусству. Работа по бисероплетению доступна всем, она может быть неплохим дополнительным заработком. Из бисера можно изготовить недорогие, но красивые украшения в подарок родным и знакомым.

Цель программы – познакомить с историей возникновения бисероплетения, научить приемам работы с бисером, рубкой, стеклярусом, приобщить учащихся к творчеству.

Задачи программы:

  • Обучающие:
    • ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
    • ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
    • вырабатывать у учащихся интерес выполнять украшения своими руками.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к прекрасному в искусстве;
    • воспитание уважения к народным традициям;
    • воспитание аккуратности, трудолюбия.
  • Развивающие:
    • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
    • нравственное, интеллектуальное развитие личности;
    • развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

  • Учащиеся должны знать:
    • историю возникновения бисероплетения;
    • виды материалов, используемые в бисероплетение;
    • инструменты для работы;
    • роль цвета в бисероплетение;
    • условные обозначения на схемах;
    • терминологию бисерных украшений;
    • правила безопасности труда при работе;
    • основные правила бисероплетения.
  • Учащиеся должны уметь:
    • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
    • начинать и заканчивать плетение;
    • пользоваться схемами и переводить их;
    • оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой);
    • подбирать цвета в изделии;
    • умело подбирать украшения к одежде.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка практических работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Содержание программы

Тема 1. Бисероплетение – забытое искусство (3ч.)

Теоретические сведения.

Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Вощение нити. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.

Практическая работа.

Виды соединений 1 и 2 вариант. Цепочка «змейка».

Тема 2. Плетение простейших цепочек на одной игле (6ч.).

Теоретические сведения.

Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.

Тема 3. Техника плетения на двух иглах (3ч).

Теоретические сведения.

Заправка нити на двух иглах. Правила и приемы работы на двух иглах. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты и серьги на двух иглах.

Тема 4. Изготовление украшений на одной игле (16ч.).

Теоретические сведения.

Сочетание бисера с натуральными камнями, рубкой, стеклярусом. Свойства натуральных камней. Украшения-талисманы.

Практическая работа.

Серьги, колье, браслеты, сетки, жгуты, шнуры полые.

Тема 5. Техника «косое плетение» (2ч.).

Теоретические сведения.

Техника плетения листочков для цветов на двух иглах. Последовательность работы. Правила сборки. ТБ при работе.

Практическая работа.

Заколки, серьги, браслеты, ожерелья.

Тема 6. Изготовление украшений на проволоке (4ч.).

Теоретические сведения.

Материалы и инструменты для работы. Техника изготовления украшений на проволоке. Брошки и цветы на проволоке. ТБ с режущими инструментами.

Практическая работа.

Брошки: «Стрекоза», «Бабочка», «Божья коровка», «Роза», «Мимоза».

Приложение 1

Приложение 2

Перечень рекомендуемой литературы

Список литературы для учителя:

  1. Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
  2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  3. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
  4. Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
  5. Журнал «сделай сам», №2 1992г.
  6. Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  7. Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма-Пресс,Нева,Валери, 1999.

Список литературы для ученика:

  1. Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. – М.: Арт-Родник, 2005.
  2. Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. – М.: Ниола 21 век, 2006.
  3. Донателла Чиотти. Королевские украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2007.
  4. Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004.
  5. Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
  6. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.
  7. Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006.
  8. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. Уроки бисероплете­ния. – СПб.: КОРОНА, 1998.
  9. Шубина Е. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.
  10. Базулина А., Новикова И. Бисер. – М.: Академия развития, 2007.
  11. Гашицкая Р.П., Левина О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.
  12. Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.