Программное содержание:
Воспитывать в детях чувство осторожности в обращении электроприборами. Выяснить какие бывают домашние электроприборы с точки зрения безопасности: нагревательные (опасные) и не нагревательные (неопасные); какими электроприборами детям можно пользоваться, а какими – нет (или только вместе со взрослыми). Вызвать чувство сострадания и желание помочь тем, кто в беде
Материал к занятию:
- Демонстрационный материал для фронтальных занятий “Электроприборы”
- Костюм Чебурашки
- Электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, стол, стул, скатерть, тазик с водой, ваза с конфетами, домик с окном.
- Мяч
- Стакан с компотом
- Картинки с изображением героев сказок: Красная Шапочка, мама Коза, Карлсон, Муха-Цокотуха, Баба-Яга, Бременские музыканты, Снежная Королева, Золушка.
- Картинки, разрезанные пополам, для игры “Найди пару”: микроволновка, электроплита, утюг, пылесос, электрочайник, стиральная машина
Предварительная работа:
Ход занятия
Дети и воспитатель входят в зал. Перед ними Чебурашка в комнате у окна, рядом стол, накрытый скатертью, стул, тазик с водой. Рядом стоит электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, настольная лампа.
Воспитатель: Ребята, мы попали в домик к Чебурашке. Гена ушёл на работу в зоопарк, он работает там крокодилом. Чебурашка остался один, он немного посидел у окна, посмотрел на прохожих. Но вдруг ему захотелось попить чай.
Чебурашка: Где-то у Гены есть электрочайник. Сейчас вскипячу водички, заварю чайку, съем конфетку и сразу станет веселее.
Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка. Что ты собираешься делать?
Чебурашка: Ой, здравствуйте! Я хочу чайник вскипятить.
Воспитатель: Ребята, Чебурашка маленький, разве ему можно пользоваться электрочайником?
Дети: Электрочайник – это опасный предмет, нагревательный. Им детям пользоваться нельзя.
Чебурашка: А что же мне пить?
Дети: Попей компот.
Чебурашка: (Чебурашка пьет и нечаянно проливает компот на скатерть)
- Ой, я пролил компот. Сейчас постираю скатерть. (Стирает). Теперь она мокрая и мятая. У меня есть утюг. Сейчас проглажу скатерть, и она будет сухой и выглаженной.
Дети: Утюг – это нагревательный электроприбор. Им детям пользоваться нельзя.
Чебурашка: А чем же мне можно заняться пока Гена не вернётся?
Дети: Можно посмотреть телевизор, поиграть в компьютер, послушать сказку на магнитофоне.
Чебурашка: Но ведь магнитофон, компьютер и телевизор – это тоже электроприборы.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Чебурашке какими электроприборами можно пользоваться детям, а какие электроприборы опасны для детей. Мы с вами это уже знаем.
Воспитатель показывает картинки с различными электроприборами, а дети определяют, какие из них опасны, а какие неопасны при использовании. Примеры картинок с электроприборами: холодильник, лампа, вентилятор, чайник, утюг, миксер, магнитофон, компьютер, телефон, обогреватель, электроплита, телевизор.
Чебурашка: Я ничего не запомнил.
Воспитатель: Чтобы Чебурашке лучше запомнить опасные и неопасные электроприборы, предлагаю поиграть в подвижную игру “Опасно – неопасно”.
Дети делятся на две команды. Одна команда из предложенных картинок с электроприборами выбирает “опасные” предметы, а другая команда выбирает “неопасные” электроприборы.
Воспитатель: Сейчас ребята ответят на некоторые вопросы, а ты, Чебурашка, слушай и запоминай:
- Ребята, что у всех этих предметов общего? (провод и вилка)
- Вы знаете, зачем нужна вилка? (её надо вставлять в розетку)
- Для чего? (чтобы электроприбор заработал)
- Как вы думаете, можно ли детям включать электроприборы в розетку? (нет) Почему? (может ударить током)
Воспитатель: Чебурашка, а сейчас послушай очень поучительное стихотворение, которое расскажут мальчишки.
Дети читают стихотворение М. Монаковой “Розетки мне не интересны!”
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал: “В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!”
Воспитатель: Ребята, чему учит нас это стихотворение? (ток опасен, нельзя баловаться с розеткой) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда. Недаром в народе говорят: “Опасение – половина спасения!” А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы? (чтобы делать всё быстрее и легче)
Чебурашка, ты все запомнил? Так что будь осторожен с электроприборами.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”. Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё,
Миксером – взбивают крем
Феном – сушат волосы,
Лампой – освещают книгу,
Пылесосом – пылесосят ковры,
Вентилятором – охлаждают воздух,
В холодильнике – хранят продукты,
В микроволновке – разогревают еду,
В чайнике – кипятят воду,
На электроплите – готовят еду,
По телефону – звонят,
На магнитофоне – слушают музыку.
Воспитатель: Молодцы, вы точно знаете для чего нужны различные электроприборы. Поэтому я предлагаю вам помочь героям сказок – предложим им электроприборы, чтобы они быстрее справились с делами.
Игра “Поможем героям сказок”
Перед детьми выставлены картинки с героями сказок: Красная Шапочка, мама Коза, Карлсон, Муха-Цокотуха, Баба-Яга, Бременские музыканты, Снежная Королева, Золушка. Воспитатель рассказывает ситуацию каждого из героев сказки, а дети предлагают ему какой-нибудь электроприбор в помощь.
Например:
- У Красной Шапочки заболела бабушка. Девочке нужно приготовить горячий чай для старушки. Какой электроприбор ей нужен? (электрочайник)
- Маме Козе нужно подогреть молоко для козлят. Что мы ей предложим? (микроволновку)
- Карлсон испёк торт на день рождения Малышу. Но его надо украсить кремом. Чем приготовить крем? (взбить миксером)
- Муха-Цокотуха пригласила гостей на чай, а скатерть мятая. Чем её можно прогладить? (утюгом)
- Баба-Яга много лет живёт в лесу, испачкала свою одежду и никуда не выходит из избушки. Ей стыдно ходить замарашкой. Как ей помочь? (нужно постирать одежду в стиральной машине)
- У Бременских музыкантов сломались все инструменты, их пригласили выступить во дворце короля. Как им можно помочь? (предложить магнитофон, чтобы они включили диск со своими записями гостям)
- Снежная Королева прислала подарок Каю и Герде – ледяные самоцветы. Дети не знают, как сохранить льдинки, чтобы они не растаяли. Что им можно посоветовать? (положить ледяные самоцветы в холодильник)
- Золушка хотела попасть на бал и уже навела в доме порядок. Но вдруг сильный ветер распахнул окно и в комнату влетело много осенних листьев. Как быстро собрать листья с пола? (нужно пропылесосить пол)
Воспитатель: Ребята, правда здорово, что люди придумали все эти электроприборы и они так облегчают нам жизнь? А сейчас я предлагаю проверить знаете ли вы как выглядят некоторые электроприборы.
Игра “Найди пару”
(6 картинок с изображением электроприборов. Они разрезаны пополам. Нужно взять одну половину картинки и найти ребёнка со второй половинкой этой картинки, соединить половинки и показать, что получилось. Предложенные картинки: микроволновка, электроплита, утюг, пылесос, электрочайник, стиральная машина)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте подумаем, что будет, если сломается холодильник, телевизор, электроплита, утюг? Можно ли электричество назвать добрым? Почему? Только мы всегда должны помнить, что электричество доброе только тогда, если правильно пользоваться электроприборами и быть с ними осторожными!
Чебурашка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я понял, что электроприборы могут быть безопасным, а могут быть и опасными. И больше никогда сам не буду трогать опасные электроприборы, чтобы не случилась беда. Я обязательно передам Гене все ваши советы и расскажу чему научился.
Дети: До свидания, Чебурашка. А мы с ребятами возвращаемся в группу.
Чебурашка: До свидания!
(Дети идут в группу)
Используемая литература
- Т.П.Гарнышева. “ОБЖ для дошкольников”. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2010 г.
- Т.А.Шорыгина. “Осторожные сказки” КНИГОЛЮБ. Москва. 2007 г.
- И.В.Кононова. “Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников”. АЙРИС ПРЕСС. Москва. 2008 г.
- М.Монакова. “Правила безопасности для малышей”. Проф-Пресс. Ростов-на-Дону. 2010 г.