Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, холодная, чистая, грязная. Объяснить, что без воды не могут жить растения, звери, птицы, люди. Активизировать речь детей. Вызвать эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом и водой.
Материал: таз с водой (за ширмой), бумажные кораблики, свечи, стеклянная шкатулка, колокольчики, флакончики разной формы, банка, кружки разных цветов.
Ход занятия
Воспитатель читает стих, показывает “хрустальную” шкатулку с водой.
Шкатулка музыкальная
Наш старый добрый друг
Мелодию хрустальную
Рассыпала вокруг.
(Звучит музыка, имитирующая журчание воды.)
– Кто поет хрустальную песенку? (Вода.)
Воспитатель загадывает загадку:
Тучка по небу гуляла
Тучка бусы растеряла
Скачут бусы по дорожке
Как хрустальные горошки.
(Звучит мелодия имитирующая звук капель воды.)
Воспитатель. Звенят, звенят капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру. Давайте и мы туда пойдем.
(Дети берут колокольчики и превращаются в волшебные капельки, которые побегут ручейком к озеру.)
Упражнение “Ручеек”
Дети берут колокольчики, произносят вместе с воспитателем волшебные слова:
Бежит, бежит ручеек
Журчит, журчит ручеек.
Дети бегут друг за другом, позванивая колокольчиками. Воспитатель останавливает детей возле ширмы, убирает ее, обращает внимание на большой таз с водой, где плавают кораблики и лилии со свечами, говорит детям, что они оказались около волшебного озера. Дети садятся вокруг него, закрывают глаза. Воспитатель зажигает свечи, предлагает открыть глаза, посмотреть молча на огонь и послушать песню волшебного озера (звучит оркестровая картинка “Волшебное озеро” муз. Лядова).
Упражнение “Надуй парус”
Дети тихо дуют на кораблики, воспитатель говорит о том, что подул ветер, у корабликов надулись паруса, и они уплыли далеко-далеко (кораблики и лилии убирают на поднос).
Посмотрите на воду, какая она (холодная, голубая, чистая), обобщает высказывания детей, просит опустить руки в воду, набрать в ладоши и вылить, побрызгать, поиграть с водой. Воспитатель рассказывает, что вода льется, она прозрачная и т.д., предлагает налить воду в разные флаконы, обращает внимание на то, что флаконы разной формы и вода приобретает такую же форму, как и флакон. Предлагает поставить флаконы на поднос и послушать какие песни умеет петь вода (выливает воду из таза в банку). Дети говорят, что вода звенит, журчит и т.д., воспитатель ведет реки по поверхности воды – она булькает, стряхивает с руки – вода капает.
Воспитатель спрашивает, кому нужна вода, могут ли жить без воды рыбы, птицы, животные, люди? Подходит к рыбкам.
– Где живут рыбки?
– Как называют домик рыбок? (Аквариум.)
– Что рыбки делают?
– Какая вода у рыбок? (Чистая, прозрачная.)
– А можно ли у рыбок воду отнять? (Ответы детей.)
Воспитатель берет банку с грязной водой.
– Могут жить в этой воде? Почему?
– Если вода грязная, она “живая” или “мертвая”?
Показывает два стакана с водой – чистой и грязной – и просит найти живую воду.
– А какая вода нужна растениям? (Ответы детей.)
– Цветы пить хотят, давайте напоим их.
– Что делают растения с водой? (Пьют.)
Дети подходят к столу, где стоят чашки с водой.
– А вы знаете, для кого эта вода? (Ответы детей.)
– Это кипяченая вода для детей, она чистая,
прозрачная (предлагает выпить воду).
– Скажите, как вода помогает людям жить? (Дети
отвечают.)
Воспитатель делает вывод: вода дает нам жизнь, снимает усталость, утоляет жажду. Поэтому ее надо беречь, а как ее надо беречь? Ее не надо тратить зря, нельзя загрязнять реки и озера, потому что оттуда приходит вода в наши дома.
Упражнение “Волны”
Воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки – сделать большое озеро.
- Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руки в стороны).
- Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой (движения кистями вверх-вниз).
- Понравилось ветерку играть с водой, подул он сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями становятся быстрее).
- Но вот ветер наигрался и стих (плавные движения руками в стороны).
В конце занятия дети выполняют игровое задание “капля к капле – будет озеро”. Из множества цветных кружков выбирают только те, которые подходят для того, чтобы “составить озеро”. Воспитатель предлагает в середину положить фиолетовые, затем по кругу выложить синие, а затем голубые кружки – так обозначается разная глубина воды.