Классный час "Дружба заботой и помощью крепка"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • показать учащимся, что понятие “дружба” и отношения между людьми сохранили свою значимость, не потеряли глубины чувствования и восприятия в современном мире;
  • познакомить ребят с рассуждениями о дружбе мыслителей Древней Греции (Цицерона Лелия); продолжать знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном; развивать потребность и желание дарить тепло и доброту.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии; размышления за круглым столом.

Подготовка.

  • Анкетирование,
  • Творческая работа: сочинение – рассуждение на тему “Мои размышления о дружбе”,
  • Создание иллюстративного материала,
  • Поиск музыкальных композиций.

Оборудование.

  • Иллюстративный материал, созданный учащимися,
  • Песни о дружбе,
  • Высказывания о дружбе,
  • Мультимедиа,
  • Творческие работы.

Необходимый материал для работы:

  • Бумага, ручки, фломастеры.
  • Листы-“свитки” с высказываниями о дружбе.
  • Вырезанные лепестки из бумаги для ответов на вопросы.
  • Форма работы: групповая работа. (В классе создано 5 групп по 6 человек в каждой.)

(Звучит песня о дружбе.)

Слайд 2. См. Приложение

Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
В.А. Сухомлинский

Содержание классного часа

Слайд 4

Ученик.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Учитель: Сегодня мы затронем одну из самых важных, жизненно оправданных тем – тему дружбы. Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение. В конце нашего разговора мы сравним, насколько изменилось ваше мнение на этот счет, а может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях новое.

(Каждая группа получила лист бумаги, карандаши. Учащиеся должны закончить предложение)

Группа 1. Друг – это тот, кто...
Группа 2. С другом я часто...
Группа 3. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как.. ...
Группа 4. С другом можно...
Группа 5. Я дружу с ... потому, что ...

Учитель. Разобраться в этом сложном вопросе поможет притча. (Каждая группа на листе бумаги изображает ситуацию из притчи)

Слайд 5.

Ученик. Притча о дружбе. Как вы понимаете смысл притчи?

Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его и сказали:

– Человек, ты достиг желаемого, и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался и ответил:

– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лёг спать.

На утро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил:

– Почему Вы все остались.

– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

Слайд 6

Беседа по вопросам:

1. Что такое дружба? Дайте определение понятию.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружба – это единодушие относительно прекрасного и справедливого. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.

Работа со словарем.

Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.
Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.

2. Подберите синонимы к слову “друг”. Есть ли между ними разница? Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки, почти тождественны.Но все же от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать не только в радости, но и в горе. Приятелей много, а друг может быть один. Слово “товарищ” первоначально означало“компаньон, участник совместных дел”.

Классный руководитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

Слайд 7

Ученик

“Вот человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”.
“Вот человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?”.

Слайд 8

“Гости из прошлого”

Работа в группах. На листках записать высказывания в два столбика. В первый – законы дружбы, во второй – качества, разрушающие дружбу. )

Учитель: Ребята, к нам на встречу пришли гости из прошлого: Цицерон и его учитель Лелий, которые хотят поделиться своими мыслями и рассуждениями по выбранной нами теме “О дружбе”.

Историческая справка

Сципион Эмилиан Младший– полководец и талантливый политический деятель.

Гай Лелий. Знаменитый греческий философ, настоящий меценат, благодаря его поддержке и вниманию многие деятели культуры того времени реализовали свои творческие возможности.

Цицерон – достойный приемник своих учителей – стал знаменитым оратором и политическим деятелем. По точности и обилию фактов, по неумолимой логике аргументации и по блестящей риторической форме его речи доставляют собой лучшие образцы ораторского искусства.

В аудиторию входят древнегреческие философы – Цицерон и Лелий.

Цицерон: О, мудрый учитель. Известно, что тебя связывала великая дружба со знаменитым государственным мужем Публием Сципионом.

Лелий: Нас связывали заботы о делах государственных и частных; у нас были общими и дом, и походы, и то, в чем весь смысл дружбы, – полное согласие в желаниях, стремлениях и мнениях. Поэтому меня радует не столько молва о моей мудрости, сколько надежда на то, что память о нашей дружбе будет вечна. Наша дружба – между Сципионом и Лелием – такова, что едва ли можно привести еще несколько примеров за прошедшие века, подобно этой, которая, надеюсь, станет известна потомкам.

Цицерон: Вы правы, потомки оценили вашу дружбу по заслугам. Нас пригласили, чтобы услышать ваше мнение о дружбе. Скажите, учитель, что вы о ней думаете, как ее оцениваете, какие наставления даете?

Лелий: Дружба не что иное, как согласие во всех делах, божественных и человеческих. Дружба проливает свет доброй надежды на будущее и не дает нам слабеть и падать духом.

Цицерон: Учитель, почему человек чувствует потребность в дружбе: из слабости ли и нужды, чтобы оказанием взаимных услуг получать от другого то, чего он достичь не может, и в свою очередь поступать с ним так же? Или есть другая причина?

Лелий: Мне кажется, что дружба возникла скорее от природы, чем в силу необходимости.

Цицерон: Я бы сказал о дружбе, которая проистекает от слабости, из корыстной необходимости, что она низкого, не благородного происхождения.

Лелий: Благородство всегда было присуще истинной дружбе.

Цицерон: Самое трудное – сохранить дружбу до последнего дня жизни. Нет худшего бича для дружбы, чем жадность к деньгам, свойственная большинству людей, соперничество из-за почета и славы; на этой почве между лучшими друзьями возникала злейшая вражда.

Лелий: Вы правы, мой друг, также разрыв происходит в тех случаях, когда от друзей требуют какого-нибудь непорядочного поступка, например, быть пособником в разврате или помощником в противозаконии тех, кто в этом отказывает, – хотя они поступают прекрасно в нравственном отношении, – обвиняют в измене долгу дружбы. Из-за таких упреков не только прерываются давнишние дружеские связи, но даже порождается ненависть навеки.

Цицерон: Ответьте, учитель, как далеко должна в дружбе заходить привязанность?

Лелий: В дружбе должен быть незыблемым закон – не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам

Цицерон: Так что же мы ищем в дружбе?

Лелий: В дружбе мы ищем верность; ведь неверное не может быть стойким.

Цицерон: Возникает еще один трудный вопрос: следует ли новых друзей, достойных нашей дружбы, порою предпочитать старым.

Лелий: Сомнение, недостойное человека! Ведь в дружеских отношениях не должно быть пресыщения, какое бывает в других случаях: самая старая дружба подобна винам, хорошо переносящим долгое хранение, должна быть наиболее услаждающей. И справедливо говорится, что надо съесть много пудов соли, дабы долг дружбы оказался исполненным. Что касается новых дружеских связей, то их не следует отвергать, но давние надо сохранять.

Цицерон: Как избежать ссор между друзьями?

Лелий: Самое важное – в дружбе быть на равной ноге с нижестоящим.

Цицерон: Что можно сделать для друга?

Лелий: Для каждого надо, во-первых, делать столько, сколько ты сам можешь выполнить; во-вторых, сколько тот, кого ты любишь и кому помогаешь, может взять на себя. Ведь какое бы высокое положение ты ни занимал, ты не можешь довести всех своих близких до высших магистратур. Даже если ты и можешь добиться для другого всего, чего угодно, все-таки надо принимать во внимание, что именно может он взять на себя.

Цицерон: Учитель, как достигнуть в дружбе наивысшего блага?

Лелий: Нужно составить мнение о человеке, прежде чем его полюбить, а не полюбить его до того, как составить себе мнение о нем. Но как во многих других случаях мы платимся за свою неосторожность, так более всего в выборе друзей и в своей привязанности к ним. Мы задним умом крепки и “делаем то, что уже сделано”, как говорит старинная поговорка.

Цицерон: И все-таки без дружбы не существует жизни, конечно, если люди хотят жить достойно, ибо дружба неведомым образом проникает в жизнь всех людей и ни одному поколению не позволяет обходиться без нее.

Лелий: Я слыхал от наших стариков, что если бы кто-нибудь поднялся на небеса и обозрел устройство вселенной и великолепие светил, то это изумительное зрелище его бы не очаровало; оно было бы гораздо приятнее ему, если бы нашелся человек, которому он мог бы рассказать об этом.

Цицерон: Действительно так. Природа не любит полного одиночества и всегда ищет какой-нибудь опоры. Именно это – самое приятное в каждом близком друге.

Лелий: Часто мы не слышим предостережений природы. Ведь различны и многообразны отношения между друзьями, и в них возникает много поводов для подозрений и обид; в одних случаях их необходимо избегать, в других – не придавать им значения; в-третьих – их переносить – вот что свойственно мудрому человеку. Порой надо стерпеть и обиду, дабы сохранить в дружбе пользу и веру. Ибо друзей часто приходится и наставлять, и порицать, и все это надо принимать по-дружески доброжелательно.

Цицерон: Правда тяжела, так как она порождает ненависть, которая отравляет дружбу; но уступчивость гораздо тяжелее, так как она, потворствуя проступкам, позволяет другу нестись к пропасти. Уступчивость толкает на обман.

Лелий: Во всем нужны разумность и внимательность прежде всего, чтобы предостережения не были суровы, а затем, чтобы порицания не были оскорбительны. Лесть же, пособница пороков, недостойна не только друга, но и вообще свободного человека. Человека, чьи уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, спасать безнадежно. Хорошо известны слова Катона: “Суровые недруги оказывают некоторым людям услуги большие, чем те, какие оказывают друзья, которые нам кажутся мягкими; первые говорят правду часто, вторые – никогда”.

Цицерон: Как же отличить лживого друга от истинного?

Лелий: Ласковая льстивость имеет успех особенно у тех людей, которые сами на нее напрашиваются и ее вызывают, надо быть настороже, дабы не поддаться на хитрое поддакивание. Ведь открытого льстеца видит каждый, за исключением разве только круглых глупцов; что касается хитрого и скрытного, то надо всячески остерегаться его и не давать ему втереться к нам в доверие. Что может быть более позорным, чем позволить издеваться над собой?

Цицерон: Учитель, что же создает и оберегает дружеские отношения?

Лелий: Доблесть, повторяю, доблесть. На ней основаны согласие, стойкость, постоянство.

Обсуждение

  • Я с удовольствием прослушал философов, которые жили в глубокой древности, с удивлением отмечая, что суть человеческих взаимоотношений практически не изменилась. Мудрые мысли, высказанные ими, не потеряли своей актуальности и сегодня. Особенно мне близки рассуждения о честности, порядочности и правдивости в дружбе.
  • Дружба – это прежде всего искренность, критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку.
  • Я думаю, что если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
  • Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом оказать ему свою услугу.

Слайд 9

Законы дружбы Качества, разрушающие дружбу.
  • Смысл дружбы – полное согласие в желаниях, стремлениях и мнениях.
  • Согласие во всех делах, божественных и человеческих.
  • Истинный друг смотрит на друга, как на собственное отображение.
  • Благородство всегда присуще истинной дружбе. В дружбе должен быть незыблемым закон – не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам.
  • В дружбе мы ищем верность; ведь неверное не может быть стойким.
  • Надо выбирать своими друзьями людей открытых, общительных и способных к сочувствию. Это способствует верности.
  • Огромна сила давности и привычки.
  • Самое важное – в дружбе быть на равной ноге с нижестоящим.
  • Для каждого надо делать столько, сколько ты сам можешь выполнить; сколько тот, кого ты любишь и кому помогаешь, может взять на себя
  • Без дружбы не существует жизни.
  • Во всем нужны разумность и внимательность.
  • Катон: “Суровые недруги оказывают некоторым людям услуги большие, чем те, какие оказывают друзья, которые нам кажутся мягкими; первые говорят правду часто, вторые – никогда”.
  • На доблести основаны согласие, стойкость, постоянство.
  • Дружба, которая проистекает от слабости, из корыстной необходимости.
  • Нет худшего бича для дружбы, чем жадность к деньгам.
  • Переменчивый и изворотливый ум быть верным не может.
  • Соперничество из-за почета и славы; на этой почве между лучшими друзьями возникала злейшая вражда.
  • Разрыв происходит в тех случаях, когда от друзей требуют какого-нибудь непорядочного поступка.
  • Лесть, пособница пороков, недостойна не только друга, но и свободного человека.
  • Ласковая льстивость имеет успех особенно у тех людей, которые сами на нее напрашиваются и ее вызывают, надо быть настороже, дабы не поддаться на хитрое поддакивание.
  • Ведь открытого льстеца видит каждый, за исключением разве только круглых глупцов; что касается хитрого и скрытного, то надо всячески остерегаться его и не давать ему втереться к нам в доверие.
  • Что может быть более позорным, чем позволить издеваться над собой? Надо всячески стараться, чтобы этого не случилось.

Каждая группа имеет распечатанный вариант высказываний о дружбе. Необходимо выбрать самый близкий и объяснить выбор.

Слайд 10

Мудрые высказывания о дружбе

Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. Ларошфуко

Знакомство с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.
Ответьте на вопрос: для чего человеку нужен друг?

Слайд 11

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

Слайд 12, 13

Звучит песня В.Высоцкого. “О друге”.

Ученик

Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
                                        В. Шекспир

Ученик

О плохих и хороших друзьях

Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его –
Достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
                                А. Дюрер

Слайд 14

Анализ ситуаций.

Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?

Ситуация 1.
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.

Слайд 15

Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.

Ситуация 2

Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
                    (А. Дементьев)

Слайд 16

Ученик.

Испытание радостью

Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
почему-то не выдержав искуса,
помрачнел
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает
за радостью
искоса.
Ну, а если б
несчастье со мною стряслось,
если б в душу
недуги вонзились,
как лезвия,
к моему изголовью
склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто
дружба,
к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе…
Кто сказал:
человек познается в беде?
Человек
раскрывается
в радости!

                                (Л. Вышеславский)

Слайд 17. Составление законов дружбы

Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. (На лепестках из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы, потом их объединить в цветок.)

Законы дружбы

  • Не оставляй друга в беде.
  • Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту –значит нравственно готовить себя к предательству.
  • Дружба – это нравственное обогащение человека.
  • Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  • Дружба – это вера в человека и требовательность к нему.
  • Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
  • Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
  • Беспринципность опустошает дружбу.
  • Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов.
  • Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. (В.А. Сухомлинский)

Приложение 1. Защита сочинений о дружбе.

Звучит песня о дружбе (написанная учеником)

Слайд 19

Ученик.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
                                        Р. Гамзатова

Звучит песня О.Митяева. “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались).

Приложение 2, Приложение 3

Домашнее задание “Настоящий ли ты друг?”

Тест “НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?”