Электронные презентации на уроках английского языка как средство эффективного усвоения знаний

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, презентация


Современные мультимедийные технологии прочно входят в нашу жизнь, проникая в разные сферы деятельности человека. Широкое распространение получили они и в образовательном процессе, давая высокий эффект обучения школьным дисциплинам, в том числе и английскому языку. Наибольшую результативность показывает применение в процессе обучения электронных презентаций, особенно в тех случаях, когда это подкреплено методической необходимостью и целесообразностью.

Мультимедийные презентации предлагают информацию, которая усваивается человеком наиболее успешно, так как представляют её в яркой, доступной форме, воздействующей на различные органы чувств учащихся. Зрительный ряд бывает подкреплён слуховым и вербальным сопровождением, а так же различными схемами и диаграммами, что способствует систематизации предлагаемых в презентации знаний.

В своей работе я начала использовать электронные презентации не так давно — только три года назад. Тогда же я стала применять в процессе обучения метод проекта, который приобрёл в последнее время широкую популярность. Программа «Power Point» позволяет школьникам, обладая дилетантскими познаниями в области компьютерных технологий, самостоятельно создавать впечатляющие электронные презентации по теме своих проектных работ. Преимущества такого оформления очевидны: визуальная привлекательность, несложность работы с программой, возможность корректировки и изменения формата уже готовых слайдов, сочетаемость информационного, визуального и аудио рядов и простота демонстрации презентации.

Преподавание английского языка в МОУ СОШ № 6, где я работаю, ведётся по УМК «Enjoy English» М. З. Биболетовой и соавторов. Данные учебники предлагают учащимся задуматься над важными вопросами современности, побуждают составить своё мнение по спорным проблемам. В 10 классе школьники  занимаются по учебнику, авторами которого являются М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис и Н. Д. Снежко. В третьей четверти учащиеся рассматривают проблему влияния прогресса на развитие цивилизации и роли изобретений в жизни людей. Заинтересовавшись данным вопросом, десятиклассники выполнили монопроектные работы, оформив их в виде презентаций«Power Point», которые затем были объединены в единый групповой проект. Работа над проектами велась в течение нескольких недель, во время которых учащиеся находили нужный материал в книгах и Интернете на русском языке, адаптировали и переводили его на английский язык, оформляли презентации в режиме слайд-шоу. Действия учителя в данном случае сводилась к координации деятельности школьников, помощи в нахождении источников информации, подсказки переводов отдельных слов и предложений.

Работая над проектами и их презентацией, ученики имеют  шанс показать свои возможности независимо от качества знаний, так как «Power Point» подсказывает, где они допустили неточности в написании английских слов, аккуратность выполнения также гарантирована этой программой. Всё это не умаляет творческий подход к созданию презентаций, самореализацию учащихся и их самосовершенствование в процессе работы.

Проект носит название «Inventions. Their Role on the Way to Progress». В его рамках школьники пытаются дать ответ на непростой вопрос, являются ли изобретения благом для развития цивилизации или это путь, ведущий к деградации  человечества? Монопроекты посвящены таким изобретениям как паровой двигатель, паровоз, автомобиль, утюг, фотоаппарат, радио, термометр и самолёт. Объединённые в единый групповой проект, они представляют целостное собрание коротких рассказов об изобретениях и изобретателях и включают высказывание собственного мнения  школьников о необходимости  данных изобретений, их положительное и отрицательное влияние на прогресс и здоровье людей. В конце презентации есть совместное заключение, выработанное учащимися, дающее их ответ на вопрос, вынесенный в заглавие. Конечный продукт после урока-защиты используется как дополнительный материал на уроках по этой теме или в качестве индивидуального задания для отдельных учеников или групп, если удаётся занять компьютерный кабинет, где данный вид деятельности реализуется в полной мере. При использовании на уроках для индивидуальной или групповой работы, учащиеся получают задания за компьютерами, куда уже размещена данная презентация. В их задачу входит прочесть  заданный текст и ответить на послетекстовые вопросы к нему. Время при этом не ограничивается, но скорость выполнения задания учитывается при выставлении оценок.

Использование презентаций на уроках английского языка вносят разнообразие в урок и повышают интерес учащихся к преподаванию предмета, помогают учащимся наиболее эффективно усваивать материал, экономит время учителя на оформление наглядности для демонстрации материала. Недостатком применения презентаций считаю то, что в современных условиях, когда преподавание должно вестись на высоком техническом уровне, не каждый учитель имеет возможность пользоваться компьютерным кабинетом школы по необходимости. Техническое оснащение школ остаётся ещё на невысоком уровне. Для многих учителей наличие в классе электронной доски является пока мечтой. Исходя из этого, хочу заметить, что каждодневно пользоваться презентациями в преподавании английского языка не представляется возможным, да и острой необходимости в этом подчас нет. На своих уроках я тоже использую их не часто, в основном на уроках, которые подразумевают дискуссии по предложенным проблемам с высказыванием личного мнения.

Так в 7 классе, где обучение  также проходит по учебникам «Enjoy English» авторов М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, при изучении темы третьего раздела секции три «School is Fun if You Are Optimistic!» на первом уроке, я использую презентацию, которая, на мой взгляд, помогает ученикам быстрее сориентироваться в материале и задаёт алгоритм действий при работе на уроке. Целью урока является активизация речевой деятельности учащихся через вовлечение их в дискуссию, побуждение их высказать личную точку зрения на проблему учёбы.  На уроке решаются такие задачи как развитие спонтанной речи, тренировка навыков рефлексии, повторение правил чтения дифтонгов, аудирование и его последующий контроль. Данный урок включает обсуждение проблемы посещения школы подростками, рассуждение о необходимости учёбы, определение качеств, присущих хорошему учителю, составление короткого рассказа о своей школе. Презентация помогает решить все поставленные на уроке задачи наилучшим образом.

Предлагаю вашему вниманию презентацию, составленную десятиклассниками как результат проектной деятельности по теме «Изобретения. Их роль на пути к прогрессу.» и презентацию к уроку в 7 классе по теме «Школа — это забава, если ты — оптимист!»