Цель: дать ученикам представление о дружелюбии
Задачи:
- формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе
- конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;
- выстраивать доброжелательные отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром;
- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
- проявлять созидательную активность
- проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
- развивать на практике коммуникативные навыки
I. Введение
Детям предлагается картина К. Чюрлениса
«Дружба» зачитывается ее описание не называя
автора и ее названия.
«В ладонях человека – шар света. На Земле, где так
много проблем и суеты, легко сбиться с пути и
забыть, зачем ты родился. Но если солнце
опуститься к тебе в ладони, ты в самой кромешной
мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и
осторожно человек несет в своих ладонях
Солнце. Представьте на минуту, что и вы
держите этот удивительный шар в своих
ладонях».
Попросите детей внимательно посмотреть на картину и ответить на вопросы:
- Куда и откуда несет человек сияющий солнечный шар?
- Почему Солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
- От кого получил он в подарок Солнце?
Затем дети должны придумать название картины. Когда все варианты названии запишутся на доске, скажите детям, что эта картина называется «Дружба». Обсудите с детьми, на что еще может быть похожа дружба ( зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).
II. Беседа о дружелюбии
Быть дружелюбным значит проявлять интерес к окружающим, радоваться присутствию людей и охотно делиться с ними всем, что у тебя есть. Это, значит, уделять людям внимание, делиться с ними своими мыслями. Дружелюбные люди радушно принимают гостей, даже если это незнакомые люди, и стараются сделать так, чтобы те чувствовали себя как дома. Проявлять дружелюбие, значит заботиться о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Дружелюбие – лучшее лекарство от одиночества.
III. Рассказ сказки «Дружные братья»
В одном царстве давным-давно, жили два брата.
Хотя их дома находились по разные стороны горы,
они жили дружно, в полном согласии, помогая , друг
другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили
все поровну.
В ту же ночь старший брат подумал: «Мы делили
урожай пополам, но это не правильно. Брат только
начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше
чем мне»
Встал старший брат и ночью отнес мешок зерна
младшему брату.
А в это время лежит младший брат и думает: «Нет, мы
не правильно поделили урожай. У брата большая
семья, и он старше меня. Ему нужно больше чем мне».
И под утро также украдкой отнёс мешок зерна
старшему брату.
Утром братья заглянули в свои амбары и удивились:
«Как это случилось? Помню вчера мешок зерна отнёс
брату а зерна не убавилось». Они по несколько раз
пересчитывали мешки и всё удивлялись: «Ну и
чудеса…».
Как только наступила ночь, оба брата водрузив на
спину мешок зерна, вышли из дому навстречу друг
другу.
Полная яркая луна освещала гору, и здесь у сосны
встретились оба брата. Начал спрашивать старший
брат:
– А это ты? Куда так поздно?
Младший ответил:
– А это ты? А ты куда?
Они помолчали и вдруг поняли, в чём дело.
Расхохотались, а после этого полюбили друг друга
еще больше.
Беседа о прочитанном:
1. О чем эта сказка?
2. О каких человеческих качествах говориться в
сказке?
3. Чему учит эта сказка?
4. Были ли в вашей жизни или ваших друзей, близких
подобные случаи
IV. Игра « Пчелы и змеи»
Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам
сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для
этого вам нужно разбиться на две примерно равные
по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами,
отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде
змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа
должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля
выходят из класса и ждут, пока их не позовут.
Затем я спрячу два предмета, которые должны
разыскать в классе. Король пчел должен найти мед
– вот эту губку. А змеиный король должен отыскать
ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны
помогать своим королям. Каждая группа может
делать это, издавая определенный звук. Все пчелы
должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… А змеи
должны помогать своему королю шипением: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…
чем ближе змеиный король приближается к ящерице,
тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла
спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут
рассеется по своим местам. Внимательно следите
за тем , насколько ваш король удален от всей цели.
Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая
громкость жужжания или шипения при его
приближении к цели и понижая при его удалении.
Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры
вы не имеете права ничего говорить. Мне очень
интересно узнать, кто из королей окажется первым.
V. Анализ упражнения:
– Твоя группа хорошо помогала королю?
– Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
– Как змеи взаимодействовали друг с другом?
– Как ты чувствовал себя в роли короля?
– Что для тебя было самым трудным в этой роли?
– Ты остался доволен своими подданными?
– Как вы считайте, губку, и карандаш искать было
одинаково легко?
VI. Рисунок «Дерево дружбы»
Прочитай пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде этого дерева. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.
Сам пропадай, а товарища выручай
М. Скребцова
Если друг в беду попал,
Если он тебя позвал,
Все бросай, беги к нему –
Плохо другу твоему!
– ой, а если попаду
Вместе с другом я в беду?
Если пострадаю сам?
Мысли эти – стыд и срам!
VII. Проверочный тест «Шаги к успеху»
Отвечаем «да» или «нет».
Являеся ли человек дружелюбным, который...?
- внимательно ухаживает за своей собакой
- помогает чинить игрушки друзей
- не помогает друзьям решить задачу
- всегда делиться со всеми
- не хочет играть с другими детьми, когда ему предлагают поиграть
- легко знакомиться и заводит друзей
VIII. Задание на дом
Подумайте и напишите план, как провести в классе день дружелюбия. Подготовьте для этого дня подарки, игры, стихи, песни и пословицы для друзей.
IX. Заключение:
Песня «Настоящий верный друг»
Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся –
«не разлить водой!» – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.