Урок по курсу самопознания для учащихся начальных классов "Дружелюбие"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель:  дать  ученикам представление о дружелюбии

Задачи:

  • формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе
  • конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;
  • выстраивать доброжелательные отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром;
  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
  • проявлять созидательную активность
  • проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
  • развивать на практике коммуникативные навыки

I. Введение

Детям предлагается картина К. Чюрлениса «Дружба» зачитывается ее описание не называя автора и ее названия.
«В ладонях человека – шар света. На Земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опуститься к тебе в ладони, ты в самой кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях Солнце.  Представьте  на минуту, что и вы держите  этот удивительный шар в своих ладонях».

Попросите детей внимательно посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Куда и откуда несет человек сияющий солнечный шар?
  • Почему Солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
  • От кого получил он в подарок Солнце?

Затем дети должны придумать название картины. Когда все варианты названии запишутся на доске, скажите детям, что эта картина называется «Дружба». Обсудите с детьми, на что еще может быть похожа дружба ( зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).

II. Беседа о дружелюбии

Быть дружелюбным значит проявлять интерес к окружающим, радоваться присутствию людей и охотно делиться с ними всем, что у тебя есть. Это, значит, уделять людям внимание, делиться с ними своими мыслями. Дружелюбные люди радушно принимают гостей, даже если это незнакомые люди, и стараются сделать так, чтобы те чувствовали себя как дома. Проявлять дружелюбие, значит заботиться о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Дружелюбие – лучшее лекарство от одиночества.

III. Рассказ  сказки «Дружные братья»

В одном царстве давным-давно, жили два брата. Хотя их дома находились по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая , друг другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.
В ту же ночь старший брат подумал: «Мы делили урожай пополам, но это не правильно. Брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше чем мне»
Встал старший брат и ночью отнес мешок зерна младшему брату.
А в это время лежит младший брат и думает: «Нет, мы не правильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня. Ему нужно больше чем мне». И под утро также украдкой отнёс мешок зерна старшему брату.
Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это случилось? Помню вчера мешок зерна отнёс брату а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и всё удивлялись: «Ну и чудеса…».
Как только наступила ночь, оба брата водрузив на спину мешок зерна, вышли из дому навстречу друг другу.
Полная яркая луна освещала гору, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший брат:
– А это ты? Куда так поздно?
Младший ответил:
– А это ты? А ты куда?
Они помолчали и вдруг поняли, в чём дело. Расхохотались, а после этого полюбили друг друга еще больше.

Беседа о прочитанном:

1. О чем эта сказка?
2. О каких человеческих качествах говориться в сказке?
3. Чему учит эта сказка?
4. Были ли в вашей жизни или ваших друзей, близких подобные случаи

IV. Игра « Пчелы и змеи»

Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.  В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом,  что делают игру еще более увлекательной.

Материалы: губка и карандаш.

Инструкция:  Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… А змеи должны помогать своему королю шипением: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш… чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассеется по своим местам. Внимательно следите за тем , насколько ваш король удален от всей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении  к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

V. Анализ упражнения:

– Твоя группа хорошо помогала королю?
– Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
– Как змеи взаимодействовали друг с другом?
– Как ты чувствовал себя в роли короля?
– Что для тебя было самым трудным в этой роли?
– Ты остался доволен своими подданными?
– Как вы считайте, губку, и карандаш искать было одинаково легко?

VI. Рисунок  «Дерево дружбы»

Прочитай пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде этого дерева. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.

Сам пропадай, а товарища выручай

М. Скребцова

Если друг в беду попал,
Если он тебя позвал,
Все  бросай, беги к нему –
Плохо другу твоему!
– ой, а если попаду
Вместе с другом я в беду?
Если пострадаю сам?
Мысли эти – стыд и срам!

VII. Проверочный тест  «Шаги к успеху»

Отвечаем «да» или «нет».

Являеся ли человек дружелюбным, который...?

  • внимательно ухаживает за своей собакой
  • помогает чинить игрушки друзей
  • не помогает друзьям решить задачу
  • всегда делиться со всеми
  • не хочет играть с другими детьми, когда ему предлагают поиграть
  • легко знакомиться и заводит друзей

VIII. Задание на дом

Подумайте и напишите план, как провести в классе день дружелюбия. Подготовьте для этого дня подарки, игры, стихи, песни и пословицы для друзей.

IX. Заключение:

Песня «Настоящий  верный друг»

Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся –
«не разлить водой!» – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.