Интегрированный урок (литературное чтение + ритмика) во 2-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по теме «Старик-годовик» В.Даля

Разделы: Начальная школа


Тема: В.Даль «Старик-годовик»

Цели:

  • формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.

Оборудование: карточки с загадками и сказками, костюмы времен года (зима, весна, лето, осень), учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.

Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.

Мультимедийное приложение: презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)

Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – топают ногами.

Персонажи: Баба-яга,  Дюймовочка,  Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока. 

(Приложение 1, слайд 2)

1) Задание:

У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)

1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.

2.  Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!

3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?

4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки)

(Приложение 1, слайд 3)

2) Игра «Доскажи словечко»

На уроке мы ребятки,
Отгадали все … (загадки).

Не спеши катать салазки,
А послушай лучше …(сказки)

3) А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой?
(Обсуждают в группах)

Ваши предположения.

Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.

Шифровка

Т   А   С   И   К   Р   -   Д   О   Г   О   К   И   В
2   3     1    5   6    4        3    4    1   2   7    6    5

(Старик-годовик)

Подумайте, о чем будет это произведение? (Приложение 1, слайды 4, 5)

4) Биография В.Даля (Приложение 1, слайд 6)

В. Даль – русский писатель

В 1801 – Родился в Луганске в семье врача.
В 1814 г. поступил в морской кадетский корпус.
С 1826 – 1829г. – студент медицинского факультета университета в г.Тарту.
В 1861г. – «Полное собрание сочинений В.И.Даля», 1 том «Толкового словаря живого великорусского языка»
В 1862г. – опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа».
В 1871г. – появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В.Далем.

В. Даль (1801-1872)

III.  Работа по новой теме

1) Чтение произведения учителем.

– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте задание в конце страницы.

 2)  Чтение по абзацам учениками.

Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. Прочитайте первый абзац и разгадайте его секрет.
– Что поняли?  (Каждая птица – это один из зимних месяцев.)
– Назовите зимние месяцы по порядку.
– Как догадались, что речь идет о зиме?  («Повеял холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 7)

Учитель ритмики:  Игра-танец «Снежки» со словами.

Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

–  О чем он? (О весенних месяцах)
–  Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы»)
–  Перечислите названия весенних месяцев.
–  Это вторая загадка которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 8)

Учитель ритмики: Ритмическое упражнение «Капли».

– Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

– О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах)
– Докажите словами текста ,что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)
–  Назовите по порядку летние месяцы.
–  Это третья загадка которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 9)

Учитель ритмики: Хоровод-игра «Платочек».
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.
–  Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.»)
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
(Приложение 1, слайд 10)

Учитель ритмики: Пальчиковая гимнастика: сказка «Осень».

Танец «Времена года» на фоне музыки, стихов и слайдов о природе.
(Приложение 1, слайды 12-16)

1) И.З.Суриков «Зима»

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

3) С.А. Есенин «С добрым утром!»

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

2) А.Н.Майков «Весна»

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с черной вышины!

4)  И.А.Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой,  пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

– Прочитайте последний абзац. (Приложение 1, слайд 11)
–  Что поняли? («Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.)
–  Перечислите названия дней недели.
–  Итак, мы отгадали пятую загадку. А что же в этом произведении сказочного?  (Сам герой – старик-годовик)
–  Каким вы его представляете?

IV. Итог урока

– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?».

Учитель:  У каждого человека есть свое любимое время года. А может два времени года любимых, а возможно и все четыре времени года.
– А какое любимое время года у вас ребята
– А теперь послушайте домашнее задание.
–  Нарисуйте в тетрадях по литературе свое любимое время года и напишите сказку о нем.

Домашнее задание: напишите сказку-загадку.

V.  Рефлексия.

– Ребята, а сейчас вы на волшебном дереве изобразите  при помощи «мордашек» свое настроение