Тема: В.Даль «Старик-годовик»
Цели:
- формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
- совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Оборудование: карточки с загадками и сказками, костюмы времен года (зима, весна, лето, осень), учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.
Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.
Мультимедийное приложение: презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)
Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – топают ногами.
Персонажи: Баба-яга, Дюймовочка, Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.
II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока.
(Приложение 1, слайд 2)
1) Задание:
У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой кто будет читать тексты, прочитайте их внимательно и разбейте тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)
1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.
2. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!
3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?
4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
На какие группы вы разбили тексты? (Сказки и загадки)
(Приложение 1, слайд 3)
2) Игра «Доскажи словечко»
На уроке мы ребятки,
Отгадали все … (загадки).Не спеши катать салазки,
А послушай лучше …(сказки)
3) А может ли быть такое, что
произведение одновременно является и сказкой
и загадкой?
(Обсуждают в группах)
Ваши предположения.
Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.
Шифровка
Т А С И К
Р - Д О Г О
К И В
2 3 1 5
6 4 3
4 1 2 7 6 5
(Старик-годовик)
Подумайте, о чем будет это произведение? (Приложение 1, слайды 4, 5)
4) Биография В.Даля (Приложение 1, слайд 6)
В. Даль – русский писатель В 1801 –
Родился в Луганске в семье врача. В. Даль (1801-1872) |
III. Работа по новой теме
1) Чтение произведения учителем.
– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте
задание в конце страницы.
2) Чтение по абзацам учениками.
Учитель: Разгадаем каждую деталь,
упомянутую в этом тексте. Прочитайте первый
абзац и разгадайте его секрет.
– Что поняли? (Каждая птица – это один из
зимних месяцев.)
– Назовите зимние месяцы по порядку.
– Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял
холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 7)
Учитель ритмики: Игра-танец «Снежки» со словами.
Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.
– О чем он? (О весенних месяцах)
– Найдите в тексте признаки весны. («Снег
стал таять, на полянах показались цветы»)
– Перечислите названия весенних месяцев.
– Это вторая загадка которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 8)
Учитель ритмики: Ритмическое упражнение «Капли».
– Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.
– О чем говорится в третьем абзаце? (О летних
месяцах)
– Докажите словами текста ,что говорится о
летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.
Крестьяне стали рожь жать»)
– Назовите по порядку летние месяцы.
– Это третья загадка которую мы разгадали.
(Приложение 1, слайд 9)
Учитель ритмики: Хоровод-игра
«Платочек».
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его
секрет.
– Назовите признаки осени. («Подул холодный
ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.»)
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
(Приложение 1, слайд 10)
Учитель ритмики: Пальчиковая гимнастика: сказка «Осень».
Танец «Времена года» на фоне музыки, стихов и
слайдов о природе.
(Приложение 1, слайды
12-16)
1) И.З.Суриков
«Зима» Белый снег пушистый |
3) С.А. Есенин «С
добрым утром!» Улыбнулись сонные березки, |
2) А.Н.Майков «Весна» Уходи,
зима седая! |
4) И.А.Бунин
«Листопад» Лес, точно терем расписной, |
– Прочитайте последний абзац. (Приложение 1, слайд 11)
– Что поняли? («Четыре крыла у каждой птицы
– это четыре недели; в каждом крыле по семь
перьев – это дни недели; белая половина крыла
– день, черная – ночь.)
– Перечислите названия дней недели.
– Итак, мы отгадали пятую загадку. А что же в
этом произведении сказочного? (Сам герой –
старик-годовик)
– Каким вы его представляете?
IV. Итог урока
– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?».
Учитель: У каждого человека есть
свое любимое время года. А может два времени года
любимых, а возможно и все четыре времени года.
– А какое любимое время года у вас ребята
– А теперь послушайте домашнее задание.
– Нарисуйте в тетрадях по литературе свое
любимое время года и напишите сказку о нем.
Домашнее задание: напишите сказку-загадку.
V. Рефлексия.
– Ребята, а сейчас вы на волшебном дереве изобразите при помощи «мордашек» свое настроение