Цели:
- Прививать учащимся любовь к книге, чтению.
- Развивать познавательную активность учащихся путём разгадывания загадок, исправления ошибок, решением задач.
- Закреплять знания учащихся о буквах, их написании.
- Учить составлять слова из букв.
- Воспитывать бережное отношение к учебнику.
Ход мероприятия
1. Дорогие ребята! Мы с вами научились читать. Помогла нам в этом Азбука. Дальше нас ждут новые открытия с учебником "Родная речь". Сегодня мы отправляемся в путешествие из королевства Азбуки в царство "Родной речи". Наш маршрут будет нелёгким. Но преодолеть его нам помогут хорошие знания, полученные на уроках.
2. Чтецы.
1. Мы помним тот звонок весёлый
Что прозвенел нам в первый раз
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.2. Как встретил у дверей учитель
Наш верный друг на много дней
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.3. Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не помять,
Мы Азбуки свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.4. Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.
Все мы сегодня говорим:
"За всё мы Азбуку благодарим!"5. Азбука - начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь тот же час
Увлекательный рассказ.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
Но повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
3. Учитель:
- Ребята! Давайте вспомним, какие буквы мы изучили.
На сцену выходят дети в шапочках букв. Каждый ученик рассказывает стихотворение.
4. Учитель:
- Это сейчас, ребята, вы учите буквы по Азбуке, а раньше, много лет назад, у детей не было ни букваря, ни Азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата, Кирилл и Мефодий демонстрация фото, создали первую Азбуку - кириллицу. Потом она изменилась и постепенно появилась первая напечатанная книга для детей - "Азбука".
Ученик:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй
Строй как строй, да не простой -
Он зовётся азбукой.
Песня "Азбука".
На сцену выходит Азбука в короне в шали с буквами.
Учитель: - Азбука, а почему тебя так назвали?
Азбука: - Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы "а", "бэ", "вэ", "гэ". А раньше букву А называли "Аз", Б - "Буки", В - "Веди". Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита "Аз" и "Буки" - "Азбука".
Ребята! А хорошо ли вы выучили буквы? Попробуйте отгадать загадки.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква :Эта буква так кругла -
Укатиться бы могла :Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3:Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Азбука:
- Молодцы! Вы хорошо знаете буквы. Получайте первый ключик от королевства "Родная речь".
Учитель:
- Дальше наш путь лежит через Солнечный город.
Под музыку выходят Ромашка и Незнайка.
- Ребята! Мы живём в солнечном городе. Нас зовут Незнайка и Ромашка. А умеете ли вы разгадывать загадки, знаете ли вы школьные принадлежности?
1. Я всё знаю, всех учу:
А сама всегда молчу:
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)2. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей - ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?
(Тетрадь)3. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)4. В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки -
Что угодно для души.
(Пенал)
5. Незнайка:
- Загадки вы разгадывайте хорошо. А научились ли вы грамотно писать? Я сочинил стихи, но, видимо, допустил ошибки. Помогите мне их исправить.
Закричал охотник: - Ой!
Д(З)вери гонятся за мной!
Говорят, один рыбак
В п(р)ечке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д(с)ом!Старый дедушка Пахом
На кос(з)е скакал верхом.
Жучка буд(л)ку не доела,
Неохота, надоело.
Незнайка:
- Спасибо, вам ребята за помощь. Я вам тоже помогу. Получите второй ключ от царства Родная речь.
6. Учитель:
- Дальше наш путь лежит через царство Математики, но чтобы попасть в него нужно выполнить задания злой двойки.
На сцену выходит под песню о двойке ученица в шапочке 2 с портфелем с двойками в дневнике.
Я прелестна, всем на диво.
Так изогнута красиво!
Украшаю я дневник,
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше Двойки нет отметки!
Без меня вам нельзя,
Все лентяи - мне друзья!
Лежебок, нерях люблю я,
А усердных не терплю я.
Если хотите со мною дружить,
Как можно больше двоек
Вам нужно получить!
Дорогие ребята! Оставайтесь со мной! Надеюсь, среди вас много лентяев, нерях, забияк и драчунов. Мы даже про них частушки вам споём.
Частушки.
1. Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке.
А теперь у нас в тетрадях
У обоих двоечки.2. Наш знакомый школьник Вася
Знаменит на весь район,
Должен быть в 4 классе
А сидит он во 2.3. Целый день я так старался
И на Свету не глядел.
Еле - еле удержался -
Дёрнуть за косу хотел!
Учитель:
- Нет, двойка, мы знаем частушки и получше:
4. Мы ребята первоклашки,
Любим бегать и играть,
А учиться обещаем на "4" и на "5".5. Все науки одолеем,
Всё у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Двойка:
- Частушки вы хорошо поёте, а умеете ли решать задачи?
Двойка задаёт задачи из Задачника Остера.
Двойка:
- Вы очень образованные ребята. Не хочу с такими дружить. Идите дальше в царство Математики.
7. Учитель:
- А вот и царица Математика с математическими заданиями.
Под песню "Дважды два четыре" выходит ученица в короне Математика и задаёт шуточные математические задачи.
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, 2 котёнка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья.
Сколько жильцов в квартире?
(10)Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход:
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать.
(8)К медвежонку в день рождения
Собрался народ лесной:
Ёжик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисёнок-друг.
Посчитайте поскорей, сколько было всех гостей?
(7)
Математика:
- В переводе с древнегреческого математика - это "учиться приобретать знания". За ваши знания получите ещё один ключик.
8. На сцену выходит Буратино.
- Ребята! У меня есть волшебный золотой ключик. Но папа Карло разрешил отдать мне его тому, кто объяснит: зачем нужно ходить в школу?
Ученики дают ответы.
Выходят под музыку кот Базилио и лиса Алиса.
- Буратиночка! Отдай ключик нам, а мы дадим тебе буквы из которых можно составить слова.
Буратино: - А как же составить слова, кто мне поможет?
Ученики составляют: ШКОЛА, АЗБУКА, КНИГА, РОДИНА.
Буратино:
- Ключик я отдам ребятам за их умение хорошо читать и другим помогать.
9. Учитель:
- Все ключи собраны. Откроем замок. Войдём в королевство "Родная речь".
На сцене появляется ученица в шапочке Родная речь.
- Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня - туда верни.
Запомни, я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
10. В королевство чтения попадают те ребята, которые научились читать. Поздравляю вас, ребята, с праздником новой книги, чтения.
Вы научились читать, за это награждаетесь удостоверениями.
После награждения дети читают стихотворение В. Берестова "Читалочка".
Список использованной литературы:
- "Праздники в начальной школе" / Составитель С.В.Савинова. Волгоград: Учитель, 2001.
- "Праздники в начальной школе - 2" / Составитель Н.Г.Кувашова. Волгоград: Учитель, 2001.
- "Праздники круглый год: в учебное время и летом" / Автор-составитель О.В.Калашникова. Волгоград: Учитель, 2001.
- Журналы "Начальная школа".