Цель: создать условия для усвоения натурального ряда чисел, порядка увеличения и уменьшения чисел.
Задачи:
- закрепить знание натурального ряда чисел, порядка уменьшения и увеличения чисел, навык письма цифр;
- развивать логическое мышление учащихся, умение поисковой познавательной деятельности;
- формировать мотивацию учения, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: картинки: мышка, медведь, заяц, ёж, белка, волк, колосок, бочонок мёда, яблоки; картина с бабочками; Теремок; раздаточный материал по группам; музыка.
Ход урока
Организационный момент.
Парты сдвигаются, образуя четыре игровых стола. Класс делится на четыре игровые группы.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать натуральный ряд чисел, сравнивать числа, выполнять с ними действия.
Конструирование из геометрических фигур.
Раздаётся стук в дверь. Почтальон принёс телеграмму.
Учитель. Кто бы мог прислать нам телеграмму? Послушайте, я прочитаю её.
Текст телеграммы: "Дорогие ребята! Хочу построить новый Теремок. Ищу помощников - строителей и плотников. В гости приходите, помогите. Мышка-норушка".
Учитель. Хотите ли вы быть строителями?
Дети отвечают.
Учитель.
Сегодня будем стоить теремок
На радость новосёлам,
Чтоб каждый становился в нём
Счастливым и весёлым!
Дети в группах строят модель теремка из деталей геометрического конструктора.
Подведение итогов.
- Самая быстрая бригада.
- Самая дружная бригада.
- Самый лучший теремок.
Учитель. Маляры раскрасили наш теремок и вот, что получилось.
Открывается Теремок на доске.
Учитель. Мышка на новоселье пригласила своих друзей. Вы хотите узнать кого? Тогда слушайте внимательно загадки.
1.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
2.
Прыг-скок - трусишка!
Хвост - коротышка,
Ушки вдоль спинки.
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и на лето. (Заяц)
3.
Ползун ползёт,
Иголки везёт. (Еж)
4.
То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка)
5.
Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк)
После каждой загадки на доске появляется зверёк и прикрепляется соответственно схеме.
Учитель. Кто из гостей пришёл первым? Кто последним?
Кто по какой дорожке шёл к Теремку? Дайте названия линиям.
Дети отвечают.
Учитель. Пора и нам отправляться в путь. Найти дорогу в поле к Теремку, нам поможет маршрутная карта, которая лежит у вас на столах. Что изображено на карте?
Дети. Лабиринт. (Приложение 1).
Учитель. В лабиринте четыре входа. Возьмите каждый по входу и найдите нужную тропинку.
Работа в группах.
Подведение итога.
- Назовите числа, которые встретились вам на пути.
- Каких цифр больше? Каких цифр меньше? Каких поровну?
Физминутка.
Мы идём по лесу тихо. Кругом птички поют. Солнышко ярко светит. Красивы наши леса!
Мы шли, шли, шли
Ягодку земляники нашли.
Присели, съели
И дальше пошли.
Мы шли, шли, шли
Ягодку черники нашли.
Присели, съели
И дальше пошли.
Устные вычисления.
Учитель. Вот мы и пришли. Ребята, а гости пришли не с пустыми руками. Что же они принесли? Чтобы это узнать, нужно потрудиться.
Вырос в поле колосок:
Он и тонок, и высок.
Ты секрет сейчас узнаешь,
Если все примеры сосчитаешь.
На зёрнах колоска написаны выражения: 2+2; 7-1; 1+1; 9-2; 7+1; 3+2; 4-1.
Дети выходят к доске и вставляют ответ.
Учитель. Поставьте значения выражений по порядку. Как называется такой порядок?
У каждой буквы есть свой номер. Прочитайте слово-секрет. (Подарки)
п а о к д р и 2 5 3 7 4 6 8
Закрепление изученного.
Учитель. Все звери пришли с разными подарками. А какие подарки принесли звери на новоселье Мышке, вы хотите узнать?
Первым пришёл МЕДВЕДЬ и принёс бочонок мёда.
На бочонке написаны в разброс цифры от 1 до 10.
Задание.
- Покажите и назовите наибольшее число, наименьшее число.
- Покажите и назовите числа в порядке увеличения, уменьшения.
- Покажите числа, которые больше шести в порядке увеличения.
- Покажите числа, которые меньше пяти в порядке уменьшения.
Учитель. Вторым пришёл ЗАЯЦ с конструктором. Он собрал из деталей вот такие фигуры. В каком порядке их можно расставить? Запишите номера фигур в порядке увеличения количества углов.
Физминутка-игра.
Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики в маленькой избушке.
Мыли зайки ушки, мыли свои лапки,
А потом надевали шапки.
Маленькие зайки скачут на лужайке,
Появился волк - и зубами щёлк!
Разбежались зайки, зайки-попрыгайки.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал. Зайка - прыг! - и ускакал.
Учитель. Кто пришёл в гости за зайцем?
Дети. ЁЖИК.
Учитель. Что же принёс ёж в подарок? Он насобирал в лесу яблок.
Задание.
- Посчитайте, сколько яблок принёс ёжик.
- Назовите пропущенные числа.
- В каком порядке расположены числа?
- Назовите "соседей" открытых чисел.
- На сколько каждое открытое число меньше предыдущего открытого?
- Прочитайте числа в порядке увеличения.
Учитель. А следующей прискакала БЕЛКА. Она любит рисовать и в подарок принесла свою новую картину. Рассмотрите её внимательно и назовите "лишний" предмет (Приложение 2).
Дети находят три решения.
Учитель. Праздник так всем понравился, что звери захотели сфотографироваться, и попросили об этом ВОЛКА, так как он был фотокорреспондентом "Лесной газеты". И вот, что получилось (Приложение 3). Все звери оказались одинаковыми по размеру. А может ли так быть?
Задание.
- Назовите самого маленького зверя, самого крупного.
- Расставьте и назовите зверей по порядку, начиная с МЕДВЕДЯ. В каком порядке вы их поставили?
Итог урока.
Учитель. Ребята, нам пора прощаться со зверями. Чтобы вы хотели пожелать им?
Самые активные и внимательные ученики за работу на уроке получают ордена Активности и Внимания.