Цели
- Расширять кругозор учащихся в области информационной безопасности
- Совершенствовать ЗУН в области теории ИБ (теория воздействия на личность человека)
- Воспитывать навыки грамотного общения с точки зрения информационной безопасности
Тип занятия: занятие совершенствования знаний
Ход занятия
Организационный момент
Инструкция к коррекционной пробе
Работа состоит из двух этапов:
Шаг 1
- Инструкция перед вами бланки с буквами, задание не вызовет у вас затруднений в течение 30 сек зачеркните пожалуйста в бланке все буквы «а».
- Задние простое , но как и всегда, вы имеете право на ошибку. Начали. Проверяем.
Есть ошибки?. Нет Почему?
Шаг №2
Задание усложняется . Теперь вы не имеет право на ошибку и нужно вычеркнуть все гласные буквы. Время пошло.
Ошибаться нельзя. Точно вы делаете – очень важно. От вашей аккуратной работы будет зависеть исход дела. От пропущенной буквы зависит жизнь людей в летящем самолете, потому пропущенные буквы это символы самолетов на экране дисплея авиадиспетчера. Пропустили букву- самолет не приземлился. Все Время
Рефлексия:
Когда было работать комфортно?
Что чувствовали?
Что хотелось сказать?
Как отреагировать?
Итог: во втором случае вы работали в состоянии стресса , включили механизм психологической защиты – стрессоустойчивость.
Актуализация ЗУН
Учитель Я на вас воздействовала с помощью различной информации ( в данном случае звуковой). А какие вы знаете виды информации и способы получения их на человека?
Основные источники информационного воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом ( Приложение 1)
- Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.
- Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).
- Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
- Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).
В качестве основных средств информационного воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
- средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
- литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
- искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
- образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
- воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
- личное общение.
Вопросы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности психического воздействия на человека, большие группы людей и население страны в целом.
Значительные успехи в области психотроники, парапсихологии, биоэнергетики и других феноменов делают информационную борьбу особенно эффективной. Уже сейчас можно говорить о «зомбировании» (программировании поведения, деятельности) отдельных людей. Для этой цели созданы и используются не только фармакологические средства, но и психотронные генераторы, лазерные устройства для создания голографических изображений, технологий направленного спутникового вещания.
Характерными особенностями данного средства, которое играет особую роль в деятельности современных средств массовой информации, являются: применение обмана; , придание обману функций манипулирования общественным сознанием людей и социального отвлечения их от экономических, социальных, материальных, финансовых и других трудностей,
Оценивая конкретную социальную практику, нельзя не прийти к выводу о том, что для современных СМИ обман – не что иное как форма защиты интересов незначительной социальной группы, включающей в себя правящую верхушку страны, элитарные прослойки населения, наиболее зажиточные страты большого и среднего бизнеса. При этом, однако, создается видимость соблюдения общепризнанных нравственных и других социальных норм (принципов честности, справедливости, юридических законов и т.п.), что как бы удваивает ложь, подгоняет ее под интересы большинства граждан.
Информация, идущая от отдельного лица, а не от коллективного компетентного источника (например, НИИ, НИЦ, структурных подразделений Российской академии наук и т.д.) выдается как истина в последней инстанции.
На сегодняшний день человечество уже выработало целый комплекс различных методов решения названных выше целей, от простых до более сложных. Назовем некоторые из них.
Воздействия на органы слуха:
- Слышимый текст накладывается на «неслышно звучащую» музыку. Цель воздействия – формирование на подсознательном уровне положительного или отрицательного эмоционального отношения респондентов к звучащему тексту.
- Слышимая музыка накладывается на «неслышимо звучащий» текст. Механизм воздействия: музыка – привлекающий фактор, а неслышимый текст призван служить скрытым внушающим компонентом, который может иметь любую направленность и содержание. Возможны и другие варианты методов.
Воздействия на органы зрения:
- Материальными носителями скрытых информационных воздействий могут быть различные объекты информации: кинофильмы, телевидение, печатные издания, предметы экспорта.
- Скрытая информация в виде надписей или рисунков обычно выполняется при использовании описываемого метода таким образом, что ее восприятие не достигает пороговых уровней какой-либо функции зрения. Она может быть сознательно неразличима по контрасту, по остроте зрения или же по скорости восприятия.
К наиболее сложным методам принадлежит зомбирование сознания. «Зомби» - так называли людей в Африке, которые были крайне запрограммированы в целях обеспечения беспрекословного повиновения в реализации какой-либо сверхэкстремальной задачи (убийство человека, самопожертвование, групповое самопожертвование и т.д.). Как считают специалисты, это достигается за счет нервно-паралитического яда тетродотоксина.
После его применения наступает состояние клинической смерти, а когда с помощью специальных процедур человек приходит в себя, то он ничего не помнит о своей прошлой жизни, не несет в себе никаких морально-нравственных ценностей. Его сознание «чисто» и позволяет внедрять любую информацию. Однако манипуляторы человеческим сознанием идут дальше. Ныне необходимо добиться не только внедрения в сознание такой информации, которая позволяет заставить человека выполнить «от» и «до» жесткую программу действий, но и придать этим действиям пластичность, снабдить их проявлением инициативы, самостоятельности и т.д.
Данное воздействие, проникая в психику человека, воспринимается им не как нечто, навязанное кем-то извне, а как что-то свое, глубоко личное, родившееся в недрах собственной психики. И когда под влиянием навязанной извне информации он совершает преступление или противоправное, антиобщественное деяние, то винить в этом будет прежде всего себя, так как именно он является исполнителем данной воли, хоть и навязанной ему извне. Истинных «организаторов» или «идеологов» не видно, они находятся за кулисой действий, и опаснее всего, когда прозрение человека наступает слишком поздно, после осуществления им определенных действий.
К методам близко примыкает метод «25 кадра». Название его отличается некоторой условностью. Настоящая же суть заключается в том, что в зрительный, слуховой или какой-либо иной видеоряд закладывается информация, которая может восприниматься только подпороговой сферой, подсознанием человека. Как правило, такая информация накладывается на привлекательный фон, улавливаемый обычным сознанием.
Говоря о социально-психологической среде как части информационного пространства, нельзя не выделить принадлежащие ему неформальные средства. Прежде всего, это слухи, основой которых являются те или иные стихийно возникающие сообщения о намечаемых потенциальных мерах, событиях, фактах, связанных с негативным воздействием на сознание.
Как правило, слухи подобного рода быстро распространяются среди людей (чем выше степень интереса, тем быстрее распространение), имеют гипертрофированную форму информации. При этом содержание слухов основано, главным образом, на преувеличении того, что ожидает общество от реальной действительности. Однако слухи могут распространяться и целенаправленно.
Кроме указанных информационных средств могут использоваться и другие источники. К ним можно отнести самиздат, сыгравший в свое время столь активную роль в деформации социалистического сознания. В настоящее время значение самиздата практически равно нулю, тем не менее, его нельзя сбрасывать со счетов.
Все эти средства, нередко применяемые в негативных общественных целях, таят в себе исключительно опасную угрозу для общества и личности. По мнению специалистов, работающих в области информационной борьбы, повреждение сознания человека информацией – такая же реальность, как и поражение лейкоцитов радиацией. Гипнотические методы, используемые в рекламе и политической пропаганде, - серьезная угроза психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости. В целом же, расширение масштабов манипулирования общественным мнением ведет к деградации общества.
Таким образом, информационная сфера может быть заряжена не только плюсовым (позитивным), но и минусовым (негативным) знаком. Последнее рождает проблему обеспечения информационной безопасности личности, которая может и должна функционировать на разных уровнях: общесоциальном, профессиональном, групповом и индивидуальном.
Совершенствование ЗУН
Учитель:
Что такое защита? Блокирование произвольное или непроизвольное психологического воздействия? Или изменение отношения к своему страху -стакан наполовину пуст , стакан на половину полон.
Солнечные очки – специальные очки токари, газосварщики и т.д.
Наушники – стрелки и т.д.
Зомбированиие т.д. – установка: что со мной этого не произойдет, я не попадусь на эту удочку.
Заклинания как у Гарри Поттера, у нас нет.
Виды защиты живого организма:
- бегство и различные его ослабленные виды — отступление, уклонение, задержки;
- Изгнание (вытеснение) — увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника воздействия.
- Блокировка (ограждение, преграда) — контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград, ограждение психики от внешнего воздействия:
- как облегченная модификация — использование переносимых преград: щитов, кольчуг, доспехов и т.п.;
Управление — контроль за процессом воздействия, влияние на его характеристики и источник (воздействия): - Затаивание (маскировка) — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи:
- Игнорирование — контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие.
Практическая работа – каждой группе предложен различный материал с информационным воздействием: клипы, реклама, агитационная информация
Вопросы для всех групп :
Какие виды информационного воздействия предложены в материалах вашей группы?
Какие виды информационной защиты можно применить используя таблицу (приложение 2)
Обсуждение работы групп
Рефлексия всего занятия.