Социально ориентированная деятельность как эффективное средство трудового воспитания в сельской школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Как известно, в школе, как в зеркале, отражаются социальные проблемы общества, а в особенности в сельских школах. Школа для села является центром культуры, информационным центром и центром сохранения и развития традиций, создавая, таким образом, единое социально-культурное пространство села. Понимая свою значимость в развитии местного сообщества, педагогический коллектив Березниковской школы большое внимание уделяет адаптации школьников и их семей в новых экономических условиях. Наиболее эффективными путями объединения воспитательного потенциала семьи и школы стали для нас совместно реализуемые социальные и культурные проекты. Опыт школы по данному направлению богатый и многогранный.

Старт инновационному направлению деятельности школы был дан в 2005 году на общешкольной конференции “Семья и школа: как помочь друг другу?”, в работе которой вместе с педагогами и родителями участвовала широкая общественность. На встречу с родителями были приглашены представители из Бардымской администрации – председатель КФХ, представитель Фонда поддержки малого предпринимательства. Докладчики акцентировали внимание на возрастании государственной поддержки КФХ и ЛПХ, на правовых возможностях жителей села и призывали их к более активному проявлению своей жизненной позиции.

Основной вывод конференции: семья должна обеспечить беспрерывное развитие ребенка, для чего необходимо:

1) расширить информационное поле в семье для интеллектуального развития детей;

2) пропагандировать ЗОЖ;

3) вести художественно-эстетическое воспитание детей, сохранять народные обычаи и традиции, прививать любовь к родной земле;

4) обеспечить трудовое воспитание детей. Таким образом, для создания развивающей среды в семье определены четыре направления действия: интеллект, здоровье, искусство, труд.

Система взаимодействия школы и семьи представляется нам в такой модели. Семья как основная среда, в которой идет воспитание ребенка, находится в центре. Она взаимодействует со школой. Развитие ребенка в школе идет через урочную и внеурочную деятельность, через дополнительное образование и детские общественные объединения.

Органами взаимодействия школы и семьи являются социально-психологическая служба “Сайлау” - “Выбор”, школьный родительский комитет, совет “Родительская инициатива” и Некоммерческое Партнерство “Попечительский совет МОУ “Березниковская СОШ”, которое было создано в 2009 г. одним из первых среди школ нашего района.

Более тесному взаимодействию школы и семьи способствует участие коллектива ОУ в разработке и реализации социальных и культурных проектов.

Выявлению лучшего опыта семейного воспитания, поднятию престижа добропорядочной семьи, возрождению и сохранению национальных традиций татаро-башкирского народа направлены проекты “Семейному фестивалю быть”, “Мелодии Притулвья”, “Сабактуй - 2007”, “Семейные гастроли” (автор: Уразова Р.Г.- учитель музыки). В рамках реализации проектов прошли 5 фестивалей семейной художественной самодеятельности, 3 семейных гастролей.

Первый фестиваль прошел в 2005 году и посвящался 75-летнему юбилею Масгута Имашева, заслуженного артиста республики Татарстан. Он был почетным гостем и председателем жюри. Кто как не такие люди, как М. Имашев рождают чувство гордости за своего земляка, за свою малую Родину. День проведения фестиваля также символичен, он традиционно проходит 1 июня, в День защиты детей. В мае семьи – победители фестивалей выходят на семейные гастроли по в деревням Бардымского, Уинского, Октябрьского, Чернушинского районов.

Обобщенная программа фестивалей представлялась на II Всероссийский национальный конкурс программ по работе с семьей “Лучшие российские программы” и заняла второе место (Москва, 2006 г.).

2008 год - год Семьи. 8 проектов учащихся, родителей и педагогов стали победителями VI районного конкурса социальных и культурных проектов. Все они направлены на укрепление семейных традиций.

На развитие спорта, привлечение семей к занятиям физкультурой направлены проекты “Семейный “пятачок” в деревне” (автор: Маматов Ленар, 11 кл.) и “Семейная спартакиада” (автор: Аптукова Айсылу - работник Березниковского КДК). Приобретенное на средства гранта спортивное оборудование было использовано на создание спортивной площадки, где играют в футбол, волейбол и взрослые и дети. При Ишимовском клубе прошли семейные спортивные состязания по шахматам, шашкам, теннису, пройдут также соревнования по лыжным гонкам.

Пропаганда семейных трудовых традиций и достижений осуществляется в проекте “Сохраним торговую марку “Бардымский картофель”” (авторы: Тляшева Диана и Габдрашитов Рустам, 9 кл.) и “Овощеводство по Миттлайдеру” (автор: Кучукбаев Эмиль, 8 кл.). Участниками этого проекта на средства гранта приобретены семена сортового картофеля “Редскарлет”, “Ароза” и др. На своих участках дети и их родители, используя новые технологии земледелия, получили ценные семена картофеля, которые были реализованы среди населения с. Березники и д. Ишимово. Основная цель данного проекта – районирование новых сортов картофеля на новой местности, добиться повышения урожайности и лёжкости бардымского картофеля, сохранение его вкусовых качеств, что особо цениться покупателями на рынках по всему Пермскому краю.

2009 год – год Молодежи. Развитию народного промысла, ремесленничества, временному трудоустройству молодежи, самореализации в новых экономических условиях направлены проекты учащихся 9 класса Заитова Руслана “Детская ремесленная мастерская”, Заитова Дениса “Веломастерская “ТАДЭШ” и Мустаевой Лилии “Ателье золотошвейки”. На средства гранта ими закуплены швейная машина, инструменты для столярной и токарной работы. Ребята вместе с родителями осваивают азы народного промысла по обработке древесины, металла, художественной резьбе по дереву, шитью и вязанию.

Учащиеся 7 класса второй год являются победителями конкурса социальных и культурных проектов в номинации “Я молод – я всё могу”. Они претворяют в жизнь проект “Красоту своими руками”. За летнее время дети проводили рейды по контролю чистоты вдоль дорог, берегов реки Чириз, производили их очистку, организовывали и провели семейные конкурсы: “Мини-питомник на подоконнике”, “Сад года”, “Лучший палисадник”, “Чистая улица”, “Моя бизнес-сотка”, в которых приняли участие 36 семей из 5 деревень. В номинации “Чистая улица” второй год победителем является ул. Парковая д. Ишимово. Итоги всех этих конкурсов подведены на традиционном сельском празднике урожая “К земле с любовью и наукой”.

Проект “Передвижка для детишек” (автор: Амирова Р.С. – восп. Березниковского ДОУ) направлен на создание равных стартовых возможностей детям, не посещающим детские сады, при поступлении в начальную школу. Воспитатели Березниковского детского сада проводят индивидуальные занятия с дошкольниками, дают ценные рекомендации для развития своих детей.

Социальные и культурные проекты, реализуемые школой и семьями, направлены на улучшение качества жизни жителей села: на благоустройство сел и деревень, сохранение и развитие местного фольклора, пропаганде ЗОЖ, развитию КФХ и ЛПХ, созданию новых рабочих мест и т.д. Воспитательная деятельность педагогов, таким образом, выходит за рамки школы, создавая “здоровую” среду для непрерывного развития ребенка как в семье, так и в социуме.