Цели и задачи:
- Закрепить знания учащихся о жанрах в изобразительном искусстве.
- Расширить их представления о художниках, наиболее ярко прославившихся в различных жанрах.
- Продолжать учить детей находить межпредметные связи.
- Создать работу по трём жанрам в технике коллажа.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Материалы: Паспарту, плотная бумага (тонированная), клей, ножницы, вырезки из журналов, обрезки цветных обёрточных листов, тканей; материалы для декорирования работы в технике коллажа.
ХОД УРОКА
1 часть.
(В первой части урока предложить учащимся сесть полукругом так, чтобы им было удобно смотреть на монитор.) На экране слайд Приложение1, слайд1(голубой фон).
Учитель: Психологи говорят, что в течение каждого дня мы переживаем огромное количество ролей. Пешеходы, водители, покупатели, советчики, специалисты, родители и много, много других ролей. Сейчас вы настроены быть в роли учеников, а я предлагаю вам ещё две замечательные роли – художника и зрителя. Художники пишут картины на разные темы. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах или событиях. Есть художественный термин, который определяет и различает картины по содержанию. ЖАНР
Учитель: Сегодня мы вспомним основные жанры изобразительного искусства и некоторые из них попробуем создать своими силами, образуя тем самым мини галерею современного искусства. Перед художниками каждого жанра стоят разные задачи. Попробуйте определить их, при рассмотрении работ. Внимание на экран. Приложение 1 (часть 1, слайды со 2 по 6). Каждый из пяти слайдов раскрывает 1 из жанров. На экране высвечиваются отрывки из литературных произведений школьной программы. Учащимся необходимо представить живописный образ и определить в каком жанре его можно написать. При правильном ответе учащихся педагог нажимает на пробел и на экране появляется название и иллюстрации жанра. Приводятся примеры пяти жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой и исторический жанры)
Учитель: Для описания некоторых жанров использовались фрагменты произведений известных авторов. Если вы их узнали – назовите. Лермонтов, Салтыков-Щедрин, ….
После того, как учащиеся вспомнят все предложенные жанры, педагог предлагает вспомнить некоторых художников прославившихся в этих жанрах.
Учитель: Перед вами кроссворд, в котором сокрыты фамилии великих русских художников. В качестве вопросов на экране будут появляться картины этих художников, изображающие наиболее прославивший их жанр. Приложение 1 (часть2, слайд7).
Учитель: Обратите внимание на выделенное слово, которое у нас получилось. (После того, как все слова будут отгаданы, на экране выделится слово.) Прочтите это слово вслух. КОЛЛАЖ. Это пока молодое, современное, но очень востребованное искусство. Постарайтесь объяснить, чем коллаж отличается от аппликации. (В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объёмных элементов в композиции, причём, как целых объектов, так и их фрагментов.) Всё это делается для того чтобы создать необходимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника. Приложение 1 (часть3, слайды 8,9,10).
Вы перед уроком получили конверты. Вскройте их пожалуйста. В них вы найдёте фрагменты фотографий картин, выполненных учащимися. Вам необходимо собраться в команды, собрав картинку.
2 Часть.
Учитель: Обратите внимание, все картинки выполнены в разных жанрах. Вы видите 3 стола подготовленные к работе. Найдите стол, соответствующий вашему жанру и садитесь за него всей командой. (На стол можно поставить табличку с названием жанра или соответствующую иллюстрацию.)
Учитель: Как вы уже догадались, вам предстоит принять роль художника, сегодня вы будите создавать работу в соответствии с вашим жанром. Выполнять её вы будите в технике коллажа. Для этого у вас на столах лежат листы, для фона, вырезки из журналов и рисунки, клей, ножницы, объёмный контур и всевозможные элементы декора. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вернёмся к вопросу, какие задачи ставят перед собой художники работающие в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. Начнём с портрета. Вам предстоит создать плечевой портрет, а это значит, что основное внимание вы будите уделять лицу человека. Смысл портрет в интересе именно к его личности, наделённой индивидуальными качествами. И эти качества определяются не столько внешней схожестью, сколько внутренним содержанием. Образ вашего человека вымышленный. Вам предстоит наделить его характером, настроением, чувствами, индивидуальностью. Одной из ключевых задач при составлении лица человека будет задач соблюдения пропорций. Голова напоминает форму яйца. Если смотреть на форму лица прямо, то линия глаз находится посередине общего абриса головы. На ней лежат две почти равные части –высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же две равные части – до основания носа и до подбородка. Глаза – зеркало души. Очень важно правильно определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа. Рот находится посередине, между основанием носа и линией подбородка. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей, до основания носа. Все эти правила только схема. В действительности встречаются различные отклонения в которых и проявляются индивидуальные особенности каждого человека.
Теперь поговорим о задачах, которые необходимо решить команде работающей в жанре натюрморта. Всякий натюрморт на самом деле строго организован художником, а не просто списан с натуры, и все выразительные средства раскрывают задуманный образ. Натюрморт можно назвать театром чувств и переживаний, в котором основную роль играет цвет и композиция. Ваша задача – составить композицию из предложенных предметов. Помните, что хорошая композиция – это та, из которой ничего нельзя выкинуть и ничего не хочется добавлять. Она должна стать единым целым. Помните, что предметы имеют объём, а значит они не должны перекрывать друг друга и наезжать друг на друга. Все предметы должны касаться поверхности стола, а не зависать в воздухе. А гармонию вашей работе придаст правильное сочетание предметов по цвету. Они не должны перекрикивать друг друга. Главное, чтобы сочетание предметов в вашей работе выражало ваши чувства.
Осталось поставить задачи для команды работающей в жанре пейзажа. Пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Пространство строят по строгим канонам перспективы. Предметы уходящие вдаль уменьшаются в размере; параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность. Помните, что пространство можно условно поделить на ближний, средний и дальний план. Но главное помните, что ваша задача состоит не столько в делении листа на планы и линию горизонта, а составление картины, вызывающей конкретное настроение, задуманное вами.
Можете приступать к работе. Желаю творческих успехов.
Если урок проходит в форме мастер-класса, то пока учащиеся работают, вы можете поделиться опытом с коллегами.(на экран на время работы можно вывести слайд 11 из Приложения 1).
Работу всего учебного года можно построить в виде создания большого проекта, проблемой которого будет являться: “Современное искусство и развитие жанров”. Проект позволит ребятам изучить жанры, познакомиться с творчеством великих художников и продумать о значении жанров и их дальнейшем развитии, предложить свои варианты путей развития.
Вы можете использовать на таком уроке все пособия и материалы выполненные самими детьми на предыдущих уроках.
Вы можете провести этот урок для любого количества учащихся и в любом месте, так как все заготовки для работы можно распечатать на самоклеющейся бумаге.
3 Часть.
После того, как учащиеся справятся со своим заданием, все работы необходимо вставить в заранее подготовленные паспарту и вывесить на доску. На экран выводится слайд 12 из приложения 1 (предварительно допишите в него свои сведения об учащихся и месте проведения урока) - “Галерея современного искусства Молодые дарования 20…”.
Учитель: Давайте поменяем роль художника, на роль зрителя и посмотрим на ваши работы. Каждая из них самостоятельное произведение. Они такие разные. В каждой из них своё содержание. Вспомните, какие задачи ставились перед художниками каждого жанра. Получилось ли выполнить эти задачи у команд наших художников?
Скажите пожалуйста, что мы сегодня узнали? Что смогли сделать? Понравилось ли вам создавать работу в технике коллажа?
Используемая литература.
- Н.М.Сокольникова “Краткий словарь художественных терминов” 5-8 классы, Москва, АО “Московские учебники” 1998.
- Л.А.Неменская “Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека”, Москва, “Просвещение” 2008.
- Н.А.Дмитриева “Краткая история искусств”, Москва 1986.