М.М. Пришвин "Выскочка". 3-й класс. Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина “Выскочка”; пробудить познавательную активность.
  • работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • тестовые карточки,
  • иллюстрации с изображением сороки и собаки,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • печатные листы с биографией автора,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать.

Методический прием “Корзина понятий”

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

- Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

Составление “Кластера”:

М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства

Вывод:

- Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания:

Пересказ (подробный) очерка “Моя Родина” от лица Природы. (Критерии для пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.

Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: заполнить тест на листах. Слайд 3.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

Ключ: в, в, а, б, б.

Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.)

Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин?

3. Метод “Чтение с пометами”.

- Все ли знаете об этом человеке?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

  • V уже знал
  • + - узнал новое
  • ? – хочу узнать

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

Проверка.

- Что узнали нового?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался” - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Методический прием “Предположение”.

- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.

Тема: о животных.

- Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

Чтение учителем.

Методический прием “Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения: (Слайд 8)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

3. О чем говорит заглавие?

Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Методический приём “Дерево предсказаний” - слайд 9

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится текст?

3. Как могут развиваться события?

- Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

- У кого другой вариант?

Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика

- Что произойдет дальше?

Жужжащее чтение текста до конца.

5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.

- Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

- Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. Слайд 11.

- О чем говорит заглавие?

- А как вы думаете, кого называют “выскочкой”?

Словарь: Слайд 12.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

- Почему она так поступила?

Лексическая работа:

- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

- Проверим вашу внимательность.

- Выбрать на слайде (13), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

Прочитайте описание Вьюшки.

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение)

- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

- Как автор относится к Вьюшке?

- В каких словах выражено отношение автора?

- Что вы узнали о Выскочке?

-Что о сороке думает автор?

- А как к ней относится?

- Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? (противопоставление)

-Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

- Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить?

- Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

- Что они ей сказали?

- Попробуйте передать это настроение при чтении.

- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

- Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте описание сороки после этого случая

-Соотнести черты характера с героями.

Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

- Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?

- Почему эта история закончилась именно так?

7 .- Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.

“Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю” М.Пришвин.

- Как понимаете?

Вывод:

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Доказать текстом.

Итог: составление “синквейна”. Слайд 16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

Домашнее задание: с.126–128 подготовить рассказ о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.

Презентация.