Цели: развитие речевых и читательских умений.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина “Выскочка”; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование:
- портрет писателя,
- тестовые карточки,
- иллюстрации с изображением сороки и собаки,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- печатные листы с биографией автора,
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
Методический прием “Корзина понятий”
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
- Какие ассоциации возникли? Слайд 1.
Составление “Кластера”:
М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства
Вывод:
- Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.
2. Проверка домашнего задания:
Пересказ (подробный) очерка “Моя Родина” от лица Природы. (Критерии для пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.
Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: заполнить тест на листах. Слайд 3.
1. Мать угостила меня …
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе …
а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано.
3. После чаю …
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
5. И тогда, и теперь в находках была моя …
а) работа;
б) охота;
в) забота.
Проверка по образцу на экране. Слайд 4.
Ключ: в, в, а, б, б.
Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.)
Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин?
3. Метод “Чтение с пометами”.
- Все ли знаете об этом человеке?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
- V – уже знал
- + - узнал новое
- ? – хочу узнать
Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
Проверка.
- Что узнали нового?
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.
Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался” - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.
Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.
Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.
4. Работа над новым материалом.
Методический прием “Предположение”.
- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.
Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.
Тема: о животных.
- Как бы Вы озаглавили?
-Что знаете об этих животных?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)
Чтение учителем.
Методический прием “Чтение с остановками (2 остановки).
Задание до чтения: (Слайд 8)
1. Определить, какой это рассказ?
2. Ответить на вопрос: Что поразило?
3. О чем говорит заглавие?
Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)
Методический приём “Дерево предсказаний” - слайд 9
Групповая работа. (На столах карточки с заданием).
Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится текст?
3. Как могут развиваться события?
- Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
- У кого другой вариант?
Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика
- Что произойдет дальше?
Жужжащее чтение текста до конца.
5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.
- Совпали ли предположения?
- Какой это рассказ?
- Что поразило?
- Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. Слайд 11.
- О чем говорит заглавие?
- А как вы думаете, кого называют “выскочкой”?
Словарь: Слайд 12.
Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).
- Почему автор назвал сороку Выскочкой?
- Почему она так поступила?
Лексическая работа:
- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.
Бдительность – постоянное настороженное внимание.
Бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)
Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)
- Проверим вашу внимательность.
- Выбрать на слайде (13), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)
Прочитайте описание Вьюшки.
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
(Сравнение)
- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?
- Как автор относится к Вьюшке?
- В каких словах выражено отношение автора?
- Что вы узнали о Выскочке?
-Что о сороке думает автор?
- А как к ней относится?
- Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? (противопоставление)
-Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.
- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?
Прочитайте.
- Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить?
- Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?
- Что они ей сказали?
- Попробуйте передать это настроение при чтении.
- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?
- Какой же эпизод рассказа изобразил художник?
- Прочитайте описание сороки после этого случая
-Соотнести черты характера с героями.
Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.
- Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?
- Почему эта история закончилась именно так?
7 .- Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.
“Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю” М.Пришвин.
- Как понимаете?
Вывод:
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
Доказать текстом.
Итог: составление “синквейна”. Слайд 16.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)
Домашнее задание: с.126–128 подготовить рассказ о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.