Цели:
- повторение теоретического материала (правил) по разделу, закрепление умений учащихся находить значение арифметического квадратного корня, решать уравнения вида а=х2 и более сложные уравнения, почерпнуть новое из истории математики;
- развитие логического мышления, фантазии, вычислительных навыков, интереса к предмету;
- воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
Оформление:
- Формулы ,
Тема урока: "Арифметический квадратный корень"
Рисунок обезьяны с бананами, на которые прикреплены карточки с заданиями (на магнитной доске)
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (ассистенты докладывают о проверке домашнего задания (работа в группах)).
Слово учителя:
Сегодня - урок-конкурс. На этом уроке мы вспомним теоретический материал, правила по теме "Арифметический квадратный корень". Вы покажете, как умеете решать уравнения по данной теме и вычислять значение арифметического квадратного корня. Класс делится на две команды: "Корень" и "Уравнение". На доске - табло, где будем фиксировать баллы.
1 конкурс - Математический футбол
Учитель поочередно задает вопрос. Если команда отвечает, она задает свой вопрос сопернику. Если не отвечает, вопрос опять задает учитель.
Вопросы:
- Что называется арифметическим квадратным корнем из числа а?
- Сколько корней имеет уравнение х2=7?
- Сколько корней имеет уравнение х2=-7?
- Сколько корней имеет уравнение х2=0?
- При каком значении а выражение имеет смысл? и т.д.
2 конкурс - Угадай график (на экране)
(слайды 1-4 Приложения 1)
3 конкурс - Математическое кафе, где можно немного отдохнуть (слайд 5Приложения 1)
Отгадай ребус (слайды 6-8 Приложения 1)
Анаграммы РИФГАК (график), ЕРОНЬК (корень), ЛИДАКАР (радикал), НЕСЬПЕТ (степень) (слайды 9-12 Приложения 1)
Угадай известного математика: для нас он прежде всего математик, живший в 6 веке до н.э. Его именем названы улицы некоторых городов мира, а его родина - остров Самос в Эгейском море. В настоящее время этот остров назван его именем. Математик создал школу, где кроме математики занимались музыкой, танцами, писали стихи. Число 5 для его учеников - символ здоровья и знак принадлежности к этой школе. Кто этот ученый? (Пифагор) (слайд 13 Приложения 1)
Угадай имя другого ученого
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт,
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Эти стихи об известном математике древности, который погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: "Отойди, не трогай моих чертежей!" (Архимед)
(слайд 13 Приложения 1)
Расположите в порядке возрастания (слайд 14 Приложения 1):
- 7; ; 5; ; .
- 0,3; ; ; 1.
4 конкурс - Мини-самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой
(слайды 15, 16 Приложения 1)
5 конкурс - Конкурс знатоков
Участники команд выходят к доске по очереди и выбирают себе задание (задание записано на банане, которые щедро раздает нарисованная обезьяна).
Мартышка к старости слаба глазами стала,
Хотела съесть банан, но не увидела и не достала!
В банане том - задание из умной книжки,
Реши его и помоги мартышке.
(капитан назначает игроков)
Задание:
1) Упростить:
а) , если а0;
б) , если х0;
2) Упростить:
, если а0;3) Решить уравнение:
= - х;4) Решить уравнение:
5+=х
Дополнительный конкурс загадок
1. Двое убегают, двое догоняют, отдыхают вместе.
2. На одной яме сто ям с ямкой.
3. У двух матерей по пять сыновей, у всех одно имя.
4. Две головы, четыре уха, две спины, два брюха, шесть ног, один хвост.
Итоги конкурса.
Подводятся итоги (учитываются скорость и правильность решения), определяется команда-победитель. Выставляются оценки каждому учащемуся.