Школа здоровья: "Наша пища должна быть лекарством, а лекарство пищей"

Разделы: Химия, Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цели:

  • воспитать у школьников бережное отношение к своему здоровью;
  • понимание его ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии.

Задачи:

  • раскрыть учащимся зависимость здоровья от пищевого статуса человека с позиции химии, основных биохимических процессов и физиологии человека;
  • вооружить учащихся знаниями о рациональном питании с целью преодоления вредных привычек;
  • развивать навыки здорового образа жизни через единение с Природой и полезной пищей;
  • включить учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности.

Пояснительная записка.

Кризис здоровья населения. Мировой Экономический кризис. Экологический кризис: загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов и естественных механизмов защиты планеты. Издержки научно-технического прогресса: рафинирование пищевых продуктов, создание синтетических заменителей пищи, рост высококалорийной продукции, переедание и несбалансированность питания. Малоподвижный образ жизни, влияние нервного хронического перенапряжения. Обозначившиеся проблемы здравоохранения. Утрата физической душевной гармонии. Это все то, перед чем сегодня оказался каждый из нас. Именно поэтому в последние годы ведущими учеными страны создавшаяся ситуация оценивается как реальная угроза национальной безопасности России. Особенно остро встает вопрос о состоянии здоровья детей. Данная программа раскрывает основные факторы, влияющие на здоровье человека; проблемы здоровьесбережения с позиции химии, основных биохимических процессов, а также последствия применения пищевой химии. Предлагает простое и прогрессивное решение проблемы через единение с Природой и полезной пищей. Призывает к необходимости повернуться лицом к Природе, осознать её мудрость и богатство, использовать их для восстановления и поддержания своего здоровья, принять активное участие в данном проекте всех, кого волнует здоровье собственных детей и своих учащихся.

Осознанной необходимостью для написания данной программы послужило несколько причин:

  1. Ведение в 11-х классах на протяжении ряда лет элективного курса “Химия и здоровье”, которое переросло во внеклассную работу в рамках Клуба Любителей Химии. Результатами деятельности клуба стали исследовательские работы учащихся старших классов: “Микроэлементный состав организма человека”, “Жевательные резинки. Польза или вред?”, “Простудные заболевания. Бабушкины рецепты”, “Содержание Е добавок в пищевых продуктах” и многое другое;
  2. Заинтересованность в изучении данной темы не только учащихся, но и их родителей, учителей – предметников; ее актуальность и востребованность;
  3. Неутешительная статистика по заболеваниям учащихся своей школы и в целом по стране;
  4. Знания по основам диетологии, нутрициологии и апифитопродукции, полученные на курсах Института профилактического питания при Красноярской Государственной Медицинской Академии (2006), не позволяющие держать их при себе при все возрастающей угрозе “достижений” пищевой химии здоровью, прежде всего детей;
  5. Наличие в арсенале различных разработок, литературы, видеоматериалов и т.д. позволяющих более полно реализовывать предложенную программу;
  6. Отсутствие публикаций по химии в Междисциплинарной программе “Здоровье” для средних общеобразовательных учреждений, что побуждает искать свои собственные подходы в разрешении создававшейся проблемы;
  7. Возможность осуществить внеурочную работу по здоровьесбережению учащихся не только учителями химии и биологии, но и другими учетилями-предметниками, т.к. материалы программы общедоступны в изложении.

Преобладающими формами и методами, позволяющими реализовывать содержание программы, являются: эвристические беседы, дискуссии, использование видеоматериалов, элементы исследовательской работы, творческие отчеты учащихся, лекции и т.д.

Данная программа разработана для учащихся 10 (11) класса и рассчитана на 1 час в неделю для ведения элективного предмета, факультатива или внеклассной работы. (Всего 34 часа)

Введение (1 час). Определение понятия “здоровье”. Факторы, влияющие на здоровье человека. Питание – основа жизни.

Раздел 1. Пищевые добавки (5 часов)

Понятие пищевых добавок, как природных или синтезированных веществ, преднамеренно вводимых в пищевые продукты с целью придания им заданных свойств.

Пищевые добавки для улучшения внешнего вида; сохранения качества продукта в процессе его хранения; ускорения сроков изготовления пищевых продуктов.

Толкование и использование индекса “Е” для обозначения пищевых добавок.

Последствия применения химически обработанной пищи для организма человека.

Заболевания человека в зависимости от степени зашлаковки кишечника. Употребление алкогольных напитков и необратимые процессы в детском организме.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Навык определения наличия пищевых добавок, указываемых на потребительской упаковке, консервной этикетке, банке.

Умение использования рекомендаций по предупреждению отрицательных последствий применения Е добавок.

Раздел 2. Обмен веществ и слагаемые нашей пищи (9 часов)

Обмен веществ, как сложный процесс превращения веществ в организм человека, обеспечивающий его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.

Основные питательные вещества, участвующие в обменных процессах: белки, жиры и углеводы.

Белки – основа жизни, главные пищевые вещества. Аминокислотный состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

Жиры – как источник энергии. Углеводы – поставщики калорий. Сахар – химически очищенный продукт из натуральных компонентов. Физиологическое воздействие сахара на организм человека. Современные сахарозаменители.

Витамины – незаменимые пищевые вещества, их разностороннее влияние на жизнедеятельность организма. Источники витаминов. Причины витаминной недостаточности, возможности, способствующие их устранению.

Вода – главное условие осуществления всех физико-химических и химических процессов, протекающих в организме. Важнейшие функции воды. Последствия избыточного употребления воды. Функциональные расстройства, возникающие в организме человека при недостатке воды. Кипяченая вода – “живая” или “мертвая”?

Рациональное питание и его соответствие физиологическим потребностям организма человека. Представление о количественной и качественной полноценности питания. Сбалансированное питание - основа принципа рационального питания. Обеспечение организма всеми необходимыми пищевыми веществами – главное условие полноценного обмена веществ.

О рациональном питании, как необходимом условии в профилактике большинства заболеваний человека: сердечно-сосудистых, онкологических, желудочно-кишечных, болезней обмена веществ и др.

Суточная норма необходимых ингредиентов питания. Проблемы современного питания – рафинированного, несбалансированного, высококалорийного, с дефицитом полезных питательных веществ. Снижение иммунитета и хронических заболеваний, как результат нарушений в питании и обмене веществ.

Единство обмена веществ и энергии. Энергический обмен и его роль в обеспечении всех видов деятельности человека. Энергетическая ценность питания. Мед – как источник и концентрат солнечных лучей, дающих человеку энергию и её долголетие.

Мед – как естественный растительно-животный продукт, содержащий более 300 биологически активных веществ, сбалансированных самой природой, т.е. “видовой” продукт питания, созданный для человека.

Фармакологическое действие меда. Мед – великое лекарство народа русского, используемый при лечении желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания; нервной и эндокринной систем, заболеваний почек и мн. других. Философский смысл высказывания Гиппократа: “Наша пища должна быть лекарством, а лекарство пищей”.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших пищевых источниках, в том числе, способных принести вред здоровью человека.

Понимать зависимость здоровья от пищевого статуса человека с позиции химии, основных биохимических процессов и физиологии человека.

Иметь четкое представление о взаимосвязи обмена веществ и энергии.

Уметь объяснять причины снижения иммунитета и возникновения хронических заболеваний.

Иметь устойчивую мотивацию на использование знаний о сбалансированном (рациональном) питании в целях профилактики заболеваний и преодоления вредных привычек.

Навык здорового образа жизни через единение с Природой, соблюдение традиций своих древних предков – употребление Меда, как “видового” продукта питания.

Навык осознанной деятельности по распространению знаний о здоровом питании и образе жизни.

Раздел 3. “Минеральный состав” организма человека (10 часов)

Клетка – элементарная живая система организма человека. Химический состав клетки.

Минеральные вещества – необходимые элементы питания человека. Роль минеральных веществ в построении тканевых структур и протекании биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности клетки и организма человека в целом.

Количественное содержание элементов в клетке: макро, - и микроэлементы.

Роль макроэлементов в процессах жизнедеятельности организма. Кальций – элемент высокой биологической активности. Магний – главный минерал сердца. Калий – регулятор внутриклеточного обмена. Натрий – регулятор внеклеточного процесса. Фосфор – “двигатель” центральной нервной системы. Сера – важнейший компонент витаминов. Хлор (ион) – одно из условий пищеварения.

Продукты питания, содержащие макроэлементы. Суточная потребность человека в макроэлементах. Последствия дефицита макроэлементов. Потребность в микроэлементах различных органов и тканей человека. Микроэлементы, принимающие участие в кроветворении (железо, медь, кобальт); костеобразовании (марганец, фтор); элементы, влияющие на работу эндокринной системы (йод, хром, цинк, селен).

Продукты питания, содержащие микроэлементы. Суточная потребность человека в микроэлементах.

Оздоровительные свойства некоторых продуктов.

Современные проблемы поддержания минерального состава организма человека.

Тайны старинного меда: пчелиная обножка – полноценный продукт питания, содержащий, биологически активные вещества. Ее макро, и микроэлементный состав. Пчелиная обножка, как лечебно-профилактическое средство. Суточная потребность человека в пчелиной обножке.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь представление о роли макро, и микроэлементов в процессах жизнедеятельности и их физиологическом воздействии;

Понимать современные проблемы поддержания минерального состава организма человека;

Знать нормы суточной потребности в питательных веществах;

Навык использования наиболее полноценных продуктов питания, в том числе “видовых” продуктов наших предков – продуктов пчеловодства (пчелиной обножки и других).

Раздел 4. Земная аптека (8 часов)

Происхождение названия “аптека” с древневавилонского - “зелень”.

Использование растений в лечебных целях древними римлянами, в Китае, средневековых арабских государствах, России и других странах.

Составление травников. Первые аптеки в Московском государстве.

Систематическое изучение химического состава лекарственных растений в связи с бурным развитием органической химии, природные химические соединения, обнаруженные в них.

Развитие фармацевтической промышленности.

История открытия кокаина и других препаратов, используемых при анестезии (обезболивании); их наркотическое воздействие на организм.

Проблема наркомании. Антибиоз. История открытия пенициллина. Воздействие антибиотиков на организм, их побочные действия.

Открытие рентгеновских лучей. Использование радиоактивных изотопов в медицине при диагностике заболеваний, в том числе лечении онкозаболеваний.

Профилактика онкозаболеваний путем использования фитокомпонентов: экстракта хвои пихты сибирской, гриба чаги и других.

Проблема увеличения детских онкозаболеваний.

Прополис - “защитник”, происхождение названия. Химический состав прополиса, его биологические свойства.

Прополис - природный антибиотик, его преимущество перед синтетическими препаратами.

Антибактериальное, антивирусное, антимикробное, антигрибковое использование прополиса и прополисной воды.

Использование прополиса в целях профилактики детских простудных заболеваний и других воспалительных процессов.

Применение прополиса, как дополнения к питанию.

Возрождение древних традиций своих предков в использовании прополиса и других продуктов пчеловодства для поддержания своего здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь представление об истории использования лекарственных трав в древности и современной фармакологии.

Уметь объяснять механизмы биохимического воздействия антибиотиков, анестезирующих и других средств для восстановления здоровья.

Навык применения природных средств в профилактике простудных и других заболеваний.

Навык поддержания организма в здоровом состоянии путем отказа от вредных привычек.

Навык непосредственного участия в возрождении древних традиций своих предков.

Заключение (1 час).

Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении программы “ Наша пища должна быть лекарством, а лекарство – пищей”.

Тематическое планирование. Приложение