Урок-аукцион по теме "Имя существительное" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний детей по теме «Имя существительное»: грамматические признаки, синтаксическая функция, теоретические сведения;
  • развивать навыки грамотного, каллиграфического письма; творческие способности, речь; мыслительные операции: память, внимание, мышление;
  • воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма целеустремленность, активность.
  • воспитывать любовь к русскому языку, используя занимательные упражнения и задания на уроке.

Подготовительная работа: дети повторяют учебный материал по теме «Имя существительное», находят дополнительные интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, готовят стихи…

Оформление класса.

  • Выставка лучших творческих работ по русскому языку
  • Цитаты известных деятелей о русском языке.
    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» И.С. Тургенев
    «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет» К.Г. Паустовский

Класс делится на команды по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан.

На торг выставляется «Имя существительное» (определение, значение, грамматические признаки – постоянные и непостоянные, синтаксическая роль). Любую из этих «вещей» из области знаний по русскому языку команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории. В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. «Комиссионный сбор» (грамматическое задание) у каждого человека. 

Ход урока

I. Организующее начало.

(Слайд 1, 2)

– Ребята, вы должны были выучить стихотворения, высказывания о русском языке. Наш урок мы начнем с прослушивания этих стихов.

– Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с любовью я.
– Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
– Отправляя поздравленья
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
– А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
– Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
осилю понемногу я.

О каком предмете говорится в стихотворении? (Слайд 3)

– Язык – это история народа. Язык- это путь к цивилизации культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И. Куприн)

– Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. (Н.В. Гоголь)

– Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев)

– Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердие, с умом.
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
(Сабир Абдулла)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет. К.Г. Паустовский

– Дети, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в нашу шкатулку, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все, что мы складывали в нашу шкатулку, нам нужно достать.

Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете слово аукцион?

(Слайд 4)

Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.

Аукционер – участник аукциона.

Аукционист – человек, проводящий аукцион.)

– Сегодня на уроке вы все аукционеры, а я – аукционист, ведущая аукциона.

II. Предварительный залог – задание.

– Прежде чем прозвучит «Гонг» мы поделимся на 3 команды. Каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Я прошу выбрать капитанов команд, подойти и выполнить задание.

Задание: (Слайд 5)

Используя все буквы составить слово – название команды. Капитан, чьей команды быстрее справится с заданием, та команда будет иметь право первой начать диалог на торгах.

(на экране) ОТКИЗНА РЕГМИОТА ИМНУКИ

– Итак, команды доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.

В аукционе участвуют (прошу встать команды): команда «Знатоки», команда «Грамотеи», команда «Умники»

III. Открытие аукциона знаний.

(Звучит удар гонга.)

– Внести «Шкатулку» на продажу!

– За каждый правильный ответ команда получает 1балл-жетон. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 2 балла - жетона.

IV. Торги начались (Учитель достает табличку с надписью «определение»).

(Слайд 6)

Примерный диалог:

1 команда: Это часть речи.

2 команда: Отвечает на вопросы …

3 команда: Обозначает предмет.

4 команда: Времена года.

События.

Людей и животных.

V. Каждой команде надо уплатить «комиссионный сбор», т.е. выполнить грамматическое задание.

(Слайд 7)

У.: Уплатите «комиссионный сбор» – выполните грамматическое задание: каждой команде на отдельных листочках предлагается стихотворение из 5 строк.

Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.

Далее каждый игрок команды по очереди, передавая листок со стихотворением, друг другу, подчёркивает в строке имя существительное (первый игрок подчёркивает имя существительное в первой строке, второй – во второй и т.д.)

У: Вещь продана команде … (набравшей большее количество очков).

VI. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка наведена на карточку «Постоянные признаки».

Примерный диалог команд: учащиеся по очереди рассказывают о постоянных признаках существительного: одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, род, склонение.

VII. Уплатите «комиссионный сбор», т.е. выполните грамматическое задание:

– определить и написать сверху склонение существительных:

Жил старик со своею старухой. У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старуха пряла свою пряжу.

У: «Вещь» продана команде …

VIII. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка на карточке «Непостоянные признаки (изменяется)»

Примерный диалог команд: учащиеся по очереди рассказывают о непостоянных признаках существительного: число, падеж (команды рассказывают о падежах по плану: вопрос, предлоги, окончания)

IX. Комиссионный сбор: просклонять существительное – СТАРИК

– Вещь продана команде …

X. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка на карточке «Синтаксическая роль»

Примерный диалог команд:

Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим и

отвечает на вопросы кто? что?

подчеркиваем одной сплошной линией_____________

в косвенных падежах дополнением..

отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? и т.д.

подчёркиваем пунктирной линией __ __ __

может выступать в роли обстоятельства

отвечает на вопросы куда?, когда? где? и т.д.

подчёркиваем «пунктир с точкой»__ .__.__

XI. Комиссионный сбор (выполнение грамматического задания):

– Определить падеж и склонение существительных в стихотворении, сделать синтаксический разбор первого предложения.

XII. Итог урока.

– Ребята, сегодня вы работали с одним текстом. Откуда были взяты эти строчки? Кто автор этих строк? (Слайд 8)

Я благодарю всех участников аукциона, гостей, ассистентов – за чёткую и быструю работу. (Слайд 9)

– А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы аукциона.

Команда … выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличные знания по русскому языку по теме «Имя существительное».

Презентация