Логопедическое занятие в 1-м классе на тему "Твердые и мягкие согласные звуки"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Содействовать осознанию отличий твёрдых согласных от согласных мягких, активизировать и качественно обогатить словарный запас.
  • Обеспечить развитие у учащихся фонематического и слогового анализа и синтеза, умение классифицировать, систематизировать, выделять главное.
  • Создать условие для развития у учащихся устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, пространственного ориентирования, мимических мышц лица, самостоятельных функциональных позиций, обусловленных самоорганизации своей деятельности: самоанализа, самоконтроля.

Оборудование: конверты к заданиям № 2,4; мультимедийное оборудование, презентация; панно зимний лес; предметные картинки: заяц, медведь, волк, лиса, мышка, кот; схемы к словам; светофоры; индивидуальные зеркала.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

Учитель:

Все ребята ровно встали
Глазки на меня подняли,
Сели дружно не зевайте
На вопросы отвечайте.

– Какие бывают согласные звуки?
– Какие гласные указывают на мягкость согласных?
– Какие гласные указывают на твёрдость согласных?
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твёрдый согласный?
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный?

2. Дифференциация согласных в слогах

– Хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите слог с мягким согласным, покажете зелёный цвет на светофоре, если твёрдый согласный – синий.

(ма, ня, со, лу, фе, пи)

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня необычное занятие, для того чтобы закрепить знание о твёрдости и мягкости согласных звуков, мы отправимся путешествовать в сказочный лес.

II. Основная часть

1. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания

– Чтобы попасть в сказочный лес, мы должны преодолеть препятствие, для этого нужно отгадать какие звуки принадлежат какому времени года (слайды неречевых звуков леса).

2. Работа с “Речемыслительным тренажером” (конверт 1, см. Приложение 1)

– Попасть в сказочный лес нелегко, нужно выполнить ещё одно задание.

– Вы должны прочитать слова на большой карточке, ответив на вопросы, друг друга. Затем, закрыть эти слова маленькими карточками. Угадать слова вы сможете, если только, правильно поменяете слоги или буквы местами.

(Дети задают вопросы друг другу и отвечают на них. Например: Какое слово находится в правом верхнем углу? Сколько слогов в этом слове?)

Л К В О (волк)
В Е Д Ь М Е Д Ь (медведь)
Я Ц З А (заяц)
Т И К К О (котик)
С И Ц А ЛИ (лисица)
К А М Ы Ш (мышка)

– Что общего у всех этих слов? (Слова обозначают название животных)
– Это не простые животные они пришли к нам из сказок.
– Из каких сказок пришли эти животные?
– Внимательно посмотрите на эти слова. На какой вопрос они отвечают? Почему?
– Назовите слова, в котором первый звук твёрдый, докажите. (Волк, заяц, мышка, котик).
– Назовите слова, в котором последний звук твёрдый, докажите. (Волк, заяц, котик).
– Назовите слова, в котором первый звук мягкий, докажите. (Лиса, медведь).
– Назовите слова, в котором последний звук мягкий. (Медведь)
– Переверните карточки и проверьте себя. Кто правильно собрал картинку? Что у вас получилось?

3. Составление предложений по картинке (2, 3 предложения)

4. Игра “ Собери предложение” (конверт № 2)

В этом конверте рассыпано предложение помогите его собрать (Лес покрыт снегом.).

– Составьте схему к этому предложению.

– Составьте звуковую схему к словам (работа возле доски, чертят схему, делят слова на слоги, считают звуки в каждом слоге, обозначают гласные, твёрдость и мягкость согласных).

5. Работа с панно “Зимний лес”

– Давайте расселим наших сказочных животных в лесу. Надо по схеме определить животное, поместить его в своё жилище и составить предложение об этом животном (заяц, волк, лисица, медведь, кот, мышка).

(Размещение животных на панно леса).

– Какой домик остался без жильца. К следующему занятию вы должны подумать, какое животное из сказок живёт в этом домике. Какой красивый сказочный лес у нас получился. Но нам пора возвращаться домой, я буду сопровождать вас, повторяйте за мной.

6. Сопряжённая гимнастика (звучит музыка “Пение птиц”, слова диктора)

“Театр пальчиков и языка” (Для контроля за языком – дети ставят перед собой зеркала). Приложение 1

– Я бы хотела поблагодарить вас за работу на занятии и вручить вам смайликов.

III. Итог занятия

Рефлексия

– Вам понравилось наше путешествие? Поднимите руки те, кто о себе может сказать:
– Я научился, различать гласные звуки от согласных, твердые согласные от согласных мягких.
– Оцените свое настроение. Какое оно у вас: веселое, грустное, спокойное? Наклейте своего смайлика на плакат настроения.