Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся начальной школы "Меморина"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛИ:

  1. Обучающие:
  • Закрепить знание мнемических приемов группировки, классификации, ответов на вопросы по картинке, ассоциаций и умение их применять на практике в ситуации запоминания.
  • Обучить навыку рефлексии продуктивности собственной деятельности.
  1. Развивающие:
  • Развить мнемические процессы детей.
  • Развить умение применять мнемические приемы при запоминании.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать целеустремленность, целеполагание, умение доводить начатое до конца, волевые навыки,
  • Воспитать помогающую мотивацию, чувство сопереживания, сочувствие попавшим в беду.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (использование мультимедийной презентации с анимацией);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера с опорой на развитие мнемических процессов);
г) диагностические (рефлексия успешности выполнения заданий, самооценка, анализ успешности применения новых знаний);
д) музыкальные (использование музыкального сопровождения и звуковых эффектов в презентации).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация на электронном носителе, указка (если интерактивная доска используется как экран, а не полноценно функционирует), компьютерный диск с играми «Тренировка памяти» («Новая школа»), стулья, столики по числу детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная (объяснить ребятам значение некоторых используемых слов: иллюзии, долина, дебри, журналисты, пресс-конференция). На предшествующих занятиях согласно программе осваиваются указанные в конспекте мнемические приемы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

  • Приветствие. Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие.
  • Актуализация проблемы. Что случилось? Так это же сигнал бедствия из космоса. Давайте узнаем, что произошло. (1 слайд). Ребята, сигнал пришел к нам издалека, во всем космосе никто пока не смог откликнуться на помощь несчастным инопланетянам. Возьмемся помочь им? (ответы детей). Тогда приготовьтесь к путешествию. Устраивайтесь поудобнее. Взлетаем! (2 слайд).
  • Взлет. Речевка.

Мы пришли запоминать,
Нашу память упражнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем вспоминать!

  • Актуализация ранее приобретенных знаний мнемических приемов для практического применения в ситуации запоминания. Планета называется Меморина, как ваша любимая игра на развитие памяти, а это значит, что для успешного преодоления всех препятствий нам придется воспользоваться памятью. Вы знаете несколько приемов развития памяти. Пока мы с вами не долетели до далекой планеты, у нас есть время в пути их вспомнить (3 - 6 слайд). Итак… (припоминание приемов: ассоциации (картинки), группировка (запоминание по парам), классификация (запоминание по группам), запоминание изображения с помощью вопросов). Итак, с помощью этих приемов, я думаю, мы успешно справимся со всеми заданиями.
  • Радиограмма – карта (7 слайд). Ребята, у нас есть еще одно сообщение из космоса (7 слайд), которое поможет нам преодолеть препятствия. Инопланетяне, узнав, что мы спешим им на выручку, смогли прислать нам карту своей планеты. (Знакомство с картой и основными пунктами передвижения по планете: Город-конструктор, Инопланетные дебри, Долина иллюзий, Гора Эхо, Каменистая долина). Итак, мы теперь мы знаем, что нас ждет в пути.
  • Прибытие. А вот и планета Меморина показалась (8 слайд). Приготовьтесь к посадке (9 слайд).
  • 1 пункт «Город- конструктор». А вот и первый пункт назначения (10 слайд) – город-Конструктор. (11 слайд). Нам предлагается выполнить задание «Какой фигуры здесь не было» (запускается игра с диска – можно заменить на серию слайдов, когда среди 4-х геометрических объектов появляется 1 лишняя, которую нужно опознать). Нам здесь может помочь прием ассоциаций. Чтобы запомнить непонятные конструкции из кубиков, нужно подумать, на какой знакомый предмет они похожи. Итак, попробуем (задание выполняется индивидуально, так как ассоциации у всех разные, выполнение происходит столько, сколько участников в экипаже). Молодцы, первое препятствие позади.
  • 2 пункт «Инопланетные дебри» (12 и 13 слайд). Чтобы преодолеть инопланетные дебри, нужно пройти через землю, воздух, воду и огонь. (На определенный словесный сигнал выполняется определенное действие: «огонь» - руки, согнутые в локтях, крутим перед собой; «воздух» - руки поднимаем вверх, «земля» - руки опускаем вниз; «вода» - совершаем плавные движения руками, вытянутыми вперед).
  • 3 пункт «Долина иллюзий» (14 и 15 слайд). Итак, вот мы и добрались до долины иллюзий. Здесь все обманчиво и скрыто. Нам предлагают сыграть в игру «Открой пару» (запускается игра с диска, которую также можно заменить аналогичным мультимедийным или бумажным вариантом, когда нужно запомнить среди 6 пар геометрических изображений их попарное местонахождение). Нужно открыть закрытые карточки на поле по парам. А для этого нужно запомнить, где они находятся. (Запоминают, группой однократно выполняют игру). Молодцы, вот мы и развеяли все иллюзии, отправляемся дальше.
  • 4 пункт «Гора Эхо» (16 слайд). Следующий пункт нашего пути – Гора Эхо. Здесь, на волшебной горе, нужно будет на слух запомнить цепочки слов. Эхо здесь тоже волшебное. Поэтому оно может и потерять слово из цепочки. А мы с вами должны вспомнить, какое слово из цепочки оказалось пропущенным. (Игра проводится с помощью слайдов 22-28, перед началом цепочка несколько раз повторяется детьми).
  • 5 пункт «Каменистая долина» (29 слайд). Вот мы и добрались до последнего пункта на Меморине (30 слайд). От нашей с вами работы на этом этапе зависит, будет ли расколдована планета. Здесь нам с вами поможет прием «ответы на вопросы» Итак, давайте ответим на вопросы:
    1. Что изображено на картинке?
    2. Какой пейзаж? Опишите.
    3. Сколько вы видите инопланетян?
    4. Какого цвета?
    5. Что они делают?
    6. Что еще, кроме инопланетян, двигается?

(Эти же вопросы задаются уже без картинки (31 слайд). Потом идет проверка (32 слайд).

  • Кульминация – расколдовывание планеты. Итак, со всеми заданиями мы успешно справились. Так удалось ли нам расколдовать планету? (33 слайд). Как видите, все получилось: планета Меморина расколдована, инопланетяне радуются и благодарят вас. А нам с вами пора обратно на землю. Усаживайтесь на своих местах поудобнее. В путь!
  • Обратная дорога (34- 37 слайд). (Если занятие прошло динамично, можно в обратной дороге сыграть в игру в «Меморина «Смешарики» (с Интернет-ресурса Freeplayer.ru.)).
  • Возвращение на Землю. Рефлексия в виде пресс-конференции. Ребята, посмотрите, как нас встречают на Земле! Смотрите, сколько журналистов! Они хотят задать нам несколько вопросов. Итак, ответим на них.
  1. Что помогло вам добиться успеха?
  2. Какие приемы запоминания вам пригодились?
  3. Что больше всего понравилось в пути?
  • Прощание.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. г.Москва (к сожалению, остальные реквизиты издания утеряны).
  2. Компьютерный тренинг развития памяти и внимания. Проект «Спецподготовка»./Новая школа, г. Москва, 2006.