Урок музыки "Музыкальный букет полевых цветов"

Разделы: Музыка


Цель: Создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения.

Задачи:

  • развить творческое воображение и образность мыслей.
  • совершенствовать умение в построении связной речи.
  • активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств.
  • воспитывать эстетическую культуру чувств.

Оборудование: ИКТ репродукции картины художника А. Пластова "Колокольчики и ромашки", запись "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковский, стихотворения русских поэтов.

Музыкальный ряд: песня "Ромашки".

Ход урока

Вступительная беседа.

Учитель: Дети, природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой. Посмотрите вокруг. Что необычного, вы видите в нашей классе?

Дети: В классе много картин с растениями.

Учитель: Где можно встретить эти растения?

Дети: Эти растения можно встретить в лесу, саду, на лугу.

Учитель: Чем красивы эти растения?

Дети: Одни цветы маленькие, другие большие. Они разных цветов - желтые, красные, фиолетовые, голубые.

Учитель: Правильно ребята. А вы знаете, что растения могут разговаривать с нами на языке чувств? Посмотришь на ромашку, или на белоствольную березку, или на золотой колосок, качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.

- Расскажите, а какие цветы вам больше всего нравятся? Почему?

Маша К. - Мне нравятся больше всего одуванчики. Потому что они ярко - желтого цвета. Когда цветок отцветет - на него можно дунуть и полетят парашютики. А еще, мама из одуванчиков варит вкусное варенье и делает из одуванчиков салат.

Наташа В. - Я люблю ромашки. Они белого цвета и растут у нас в саду.

Игорь Д. - Мне тоже нравятся ромашки. Когда мы с семьей выезжали на природу, я видел на лугу очень много ромашек. Это было здорово!

Учитель: Несмотря на то, что сегодня зима, мы с вами побываем на летнем лугу и увидим эти цветы. В этом нам поможет художник Аркадий Александрович Пластов и его картина "Колокольчики и ромашки" (дети рассматривают репродукцию картины на слайдах).

(Блок вопросов, задаваемых ученикам, отражало образное видение воспринимаемого объекта, эстетическое отношение к нему).

Учитель: Что изобразил художник на своей картине?

Дети: Художник изобразил красивый летний луг, белые, голубые, розовые, желтые цветы рассыпались по всему лугу. Зеленая, мягкая трава закрывает каждый цветок от яркого солнышка.

Учитель: Каким увидел художник летний луг?

Дети: Красивым, ярким, праздничным, скромным, волшебным, он играл разными красками и т.д.

Учитель: Скажите, какое настроение чувствуется в картине?

Дети: Эта картина наполнена радостным, веселым, ликующим, бодрым настроением, чувством и т.д.

Учитель: Какие краски подчеркивают красоту этой картины?

Дети: Ярко-розовые, нежно-красные, бело-голубые, зеленые. Желтые краски говорят о красоте летнего луга и т. д.

Задания творческого характера:

Придумать название этой картине.

( Ученики дали следующие названия картине: "Удивительные цветы", "Волшебство природы", "Цветы природы", "Волшебный луг", "Сказочный луг", "Цветы жизни", "Очаровательные цветы".)

Для обогащения образного видения объекта и наблюдения над языковыми средствами ученикам предлагалось прослушать стихотворения русских поэтов о цветах.

(стихотворения были заранее выучены детьми).

Одуванчик

Как прохладно в чаще еловой
Я цветы в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре,
Над тобою кукушки кукуют,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву:
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
И. Никитин

Васильки.

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал, веселых, голубых?
Должно быть оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали, сделали цветок.
И. Токмакова

Колокольчики.

Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая!

Учитель: Какими словами описывают поэты цветы? Найдите в тексте.

Дети: Одуванчик белоголовый, колокольчики мои, цветики степные.

Учитель: Придумайте сами образные слова для описания цветка.

Дети: Серебристый колокольчик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, веселый василек, гордый одуванчик и т.д.

Учитель: Ребята, подберите слова, которые передают красоту этих цветов.

Дети: Изумительный, восхитительный, сказочный, великолепный.

Работа в группах.

(Для проявления творческого воображения учитель предлагает ученикам разделиться на две группы и выполнить следующее задание)

Учитель: Придумайте рассказ о цветах, дайте название своему рассказу.

В группах дети сочиняют рассказы.

Метод релаксации.

Учитель: А сейчас закройте глаза, раскиньте руки и пусть звуки музыки, аромат цветов понесут вас на летний луг. (Звучит "Вальс цветов" П. И. Чайковского)

(Вопросы после прослушивания музыкального фрагмента).

Учитель: Какая музыка по своему характеру прозвучала?

Дети: Нежная. Немного игривая, ласковая, волнительная и т. д

Учитель: Какие чувства испытывали вы, когда слушали эту музыку?

Дети: Чувства нежности, трепета, волнения, очарования и т. д.

Учитель: Какую картину природы помогла вам представить музыка?

Дети: Я увидел целый луг ромашек и васильков.

Учитель: Ребята, какую песню мы знаем с вами о полевых цветах?

Дети: Мы знаем песню про "Ромашки".

(Исполнение песни всем классом). Неожиданно для учителя, Алина В. исполнила песню "Васильки".

Творческая работа.

Учитель: А сейчас ребята, я предлагаю вам выполнить работу в творческих альбомах по теме урока и составить рассказ по своему рисунку, дать ему название.

Итог: Ребята показали свои рисунки, сопровождая рассказом.